Его ведущими представителями являются М. Хайдеггер и К. Ясперс – в Германии, Ж.-П. Сартр, А, Камю и Г. Марсель – во Франции.

Экзистенциализм с начала возникновения претендует на философию, на­меренную дать решение проблем места и судьбы личности в современном мире, веры и неверия, утраты и обретения смысла жизни.

Центральное место в философии экзистенциализма занимает поня­тие «существование» (от латинского слова existentia – «существование», от­сюда и название «философия существования»). Под последним экзистенциа­листы понимают специфически человеческий способ бытия, в корне отличающийся и от вещественного, предметного мира, и от сверхчувственно­го бытия социально-природной реальности. Отсюда существование определя­ется как «промежуточное бытие», что предполагает наличие человека «здесь и теперь», в этом остановленном моменте времени. Соответственно задача под­линной философии определяется как аналитика бытия человека, застигнутого «здесь и теперь», в непроизвольной сиюминутности его переживаний.

Но, поскольку существование в своей подлинной реальности проявляется за порогом сознания иникогда не может стать объектом понятийного мышле­ния, оно недоступно для научного познания и может лишь быть пережито «из­нутри» при помощи особого «экзистенциального озарения», опирающегося на интуицию. Строго говоря, само это «понимание» и составляет то, что экзистен­циалисты называют «существованием».

Итак, «существование» экзистенциалисты понимают как внутреннее пере­живание бытия.

У всех экзистенциалистов понятие «существование» или «экзистенция» не­посредственно связывается с понятием «свобода». Свобода определяется в экзистенциализме прежде всего как специфическая черта человеческого бытия, названной ими «экзистенцией». Отсюда экзистенция и свобода – понятия тож­дественные.

Определение экзистенции или свободы, согласно философии экзистенци­ализма, происходит через выявление отношения «подлинного» бытия к «неподлинному».

Экзистенциалистская концепция свободы своими корнями уходит в реаль­ные противоречия современной европейской действительности, которая оказывает губительное воздействие на личность и его свободу. Характерной чертой современной действительности экзистенциализм считает широкое распространение «неподлинного поведения». Речь идет об образе действий человека, которого нельзя упрекнуть ни в циничном лицемерии, ни в сознательном самообмане, но который в то же время не является до конца искренним ни по отношению к другим, ни по отношению к самому себе.

Это связано тем, что человек в современном мире испытывает чувство не­уверенности перед своим будущим, которое порождает страх перед угрозой кризиса, безработицы, потери профессии и т. д. Экзистенциалисты достаточ­но ясно понимают, что «неподлинное поведение» обусловлено определенны­ми социальными обстоятельствами, детерминировано конкретными обще­ственными отношениями, существующими в современном обществе.

Однако экзистенциализм настаивает на том, что данное поведение су­ществует не по вине определенных условий и обстоятельств, но что факти­ческую ответственность за него несет сам индивид. Все экзистенциалисты едины в мысли о том, что любая общественная зависимость, будь то экономи­ческая, политическая или моральная, лишь усугубляет несвободу человеческой личности.

Вместе с тем данный факт получает в философии экзистенциализма лож­ное истолкование. Согласно экзистенциалистам, свобода не есть познание необходимости, которое возможно на путях социального анализа, а тем более она не является результатом исторического, социально-экономического раз­вития. Свобода – это сама экзистенция как показатель «подлинного бы­тия человека». Изображая социальные связи и устремления людей как «не­подлинные», экзистенциалисты противопоставляют им возможность человека внутренне соотноситься с собой, спрашивать себя о смысле жизни. Эту-то воз­можность как понимание самого себя они-то и называют «подлинным» суще­ствованием человека, то есть его свободой.

В философских трактатах и литературных произведениях экзистенциалисты отразили эфемерность и трагизм жизни людей, вызванные, в первую оче­редь, ужасами двух мировых войн и их последствиями. Отсюда особый инте­рес к сущности человека, смыслу его жизни, пониманию свободы и ответственности и другим проблемам бытия человека в философии экзистен­циализма.

Фундамент философских построений этого направления – индивидуаль­ное бытие в его субъективной духовной форме (сознание и бессознательное). Внешний мир существует для индивида постольку, поскольку индивид взаи­модействует с ним, придавая этому миру значение и смысл.

Человек обретает свою сущность, уже существуя. Он нечто незакончен­ное, постоянная возможность, замысел, проект. Он свободно выбирает себя, становясь тем, кем он себя делает. Этот выбор человек осуществляет в соот­ветствии со своими ценностями, из которых выпадает объективное содержа­ние. Это ведет к моральному релятивизму, методологической основой кото­рого является разрыв между общими нормами поведения и выбором поступка в конкретной ситуации.

Бремя выбора лежит в основе свободы, которая рассматривается экзис­тенциалистами вне общества и противопоставляется необходимости. Тем са­мым свобода ставится в зависимость только от субъективных намерений человека и превращается во вседозволенность. С точки зрения экзистенциальной философии, там, где есть свобода, есть и ответственность человека за все, что происходит с ним и другими людьми. Такое понимание ответственности на самом деле ведет к безответственности, ибо не определяет реальную меру ответственности за содеянное.

Важное место в философии экзистенциализма занимает вопрос о смысле жизни, которая представляется в этой философии абсурдом. Она есть движе­ние к смерти, которая сама рассматривается как компенсация за непрерыв­ную горечь жизни, за тяжкое бремя свободы, за заброшенность в повседнев­ность.

Суть экзистенциалистской философии существования состоит в том, что человек должен быть единственным творцом всего того, что с ним про­исходит, творцом своей свободы. Это означает, что личность должна порвать все связи с традиционными и установленными обществом социально-общезначимыми представлениями, утвердить перед обществом и в противовес ему свои личные, сугубо индивидуальные жизнесмысловые нормы.

В трактовке проблемы свободы экзистенциализм разделяется на два кры­ла:так называемый атеистический экзистенциализм, основанный Ж.П. Сарт­ром, и религиозный экзистенциализм, возглавляемый Г. Марселем.

Важная сторона учения Сартра о свободе – его атеизм, свобода как сви­детельство того, что бога нет. Тем тяжелее, считает Сартр, положение челове­ка, вынужденного полагаться только на самого себя. Ведь если нет бога, то «ни позади нас, ни впереди мы не имеем ни оправдания, ни извинения. Мы одиноки без изменения. Вот что я имею в виду, говоря, что человек осужден быть свобод­ным», – пишет Сартр в своей работе «Экзистенциализм – это гуманизм». Соответственно, важнейшую свою задачу в философии он видит в критике атеизма непоследовательного, который, нападая на религию, сам оказывается во внутренней зависимости от нее. Главной формой этого непоследовательного атеиз­ма Сартр считает веру в разумность самого бытия.

Путь к искоренению этого разумного легковерия он видит в версии обезбоженности мира, то есть в утверждении такой картины мира, которая не оставляла бы места ни божественному промыслу, ни его многоликим суррогатам. К последним Сартр относит любые представления обупорядоченности и цель­ности мира, о наличии в нем закономерности, о самодвижении материи. Тем самым Сартр распускает все структуры, которые обеспечивают действитель­ную независимость мира от сознания, то есть противостоят практическому субъективизму человека, его волюнтаристическим действиям.

С другой стороны, так называемый религиозный экзистенциализм видит в свободе человека свидетельство существования бога. Представители дан­ной разновидности экзистенциализма полагают, что абсолютной свободы не существует – свобода есть единство свободы и долженствования, вытекающе­го «из более глубокой необходимости» – бога.

Они возвращаются, таким образом, к традиционной религиозной концеп­ции свободной воли, подчиненной божественным заповедям. Для Марселя фи­лософия является служанкой богословия. Но использование ее на этой служ­бе осуществляется иными методами. Его экзистенциализм открыто порывает с рационализмом, решительно отмежевывая философию от всякого миропо­нимания, претендующего на научную объективность. Создать философское учение, не считающееся с методами и выводами объективного научного по­знания, пренебрегающего ими – такова задача Марселя.

Достигается это Марселем путем перемещения оси философии с позна­вательного отношения между субъектом и объектом на эмоциональное: «со­чувствие», «соучастие». Основной вопрос философии принимает форму взаимоотношения не между объектом и субъектом познания, а между переживае­мым и переживающим. Изгоняя из философии рассмотрение объекта как объекта, Марсель последовательно исключает также и объективные отноше­ния между явлениями. Место «вещных» отношений занимает «интерсубъективность», прообразом которой служит отношение не субъекта к объекту, а субъекта к субъекту.

Причинная связь, таким образом, вместе с другими формами объективных взаимосвязей теряет онтологическое значение. На ее место приходят любовь, пера, послушание. «Быть – это быть любимым» – характерная для данной фило­софии формула. Вместе с тем любовь к людям покоится на любви к богу и отно­шении к другим как «детям божьим».

Выводы:

Во-первых, экзистенциализм считает, что предметом философии являет­ся «бытие», в то время как предмет науки – «сущее». Под «сущим» подразуме­вается все относящееся к эмпирическому миру, от которого необходимо отли­чать само бытие.

Во-вторых, бытие постигается не опосредствованно (через рассудочное мышление), а лишь непосредственно открываясь человеку через его бытие, ого личное существование, т. е. через экзистенцию.