Психоанализ возник на рубеже XIX-XX веков, когда наметилась ломка традиционных представлений о психической жизни человека, когда обнаружились недостатки механических и натуралистических толкований природы человека. Психоанализ вначале не претендовал на роль философского учения, но впоследствии его стали применять как метод, способ объяснения личностных, культурных и социальных феноменов.
С точки зрения основателя психоанализа Зигмунда Фрейда (1856-1939 гг.), модель личности состоит из трех элементов:
«Оно» (id) – глубинный слой бессознательных влечений, который руководствуется только «принципом удовольствия» безотносительно к социальной реальности;
«Я» (Ego) – сфера сознательного посредника между «Оно» и внешним миром;
(Super-Ego) – внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между «Оно» и «Я» в силу неразрешимости конфликта между ними.
Как покорный слуга бессознательных влечений, «Я» пытается сохранить свое доброе согласие с «Оно» и внешним миром. Это ему не всегда удается, поэтому в нем самом образуется новая инстанция – «сверх-Я», которая царит под «Я» как совесть. «Сверх-Я» является как бы высшим существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. И по своему содержанию «Сверх-Я» ближе к «Оно».
Тем самым «Я» предстает как «несчастное сознание», которое вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы быть в согласии как с «Оно», так и со «Сверх-Я».
Отсюда, основная задача психоанализа состоит в том, чтобы бессознательный материал психики человека перевести в область сознания и подчинить его своим целям, чтобы человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.
И здесь возникает проблема «первичных влечений». В качестве таковых были приняты сексуальные влечения. За подтверждением своей гипотезы Фрейд обратился к мифологическим сюжетам, литературным памятникам и художественным источникам, которые привели его к утверждению о так называемом «Эдиповом комплексе».
В более поздних работах понятие «сексуальные влечения» было заменено понятием «либидо», которая охватывает уже всю сферу человеческой любви, включая любовь родителей, дружбу, общечеловеческую любовь и т. д.
В конечном итоге Фрейд выдвигает гипотезу, что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных «влечений», где доминирующую роль играют так называемые «инстинкт жизни» (Эрос) и «инстинкт смерти» (Танатос).
В последующем Фрейд выходит за рамки психоанализа и исследует культуру, цивилизацию, которые ведут человека к неврозам в современной жизни.
В дальнейшем, с появлением неофрейдизма в русле психоаналитического движения образовался ряд теоретических направлений. Часть теоретиков психоанализа, подобно Адлеру и Рейху, сосредоточила внимание на социальных и культурных процессах, обуславливающих мотивационное поведение личности. К этому направлению относятся К. Хорни, Э. Фромм. Другие теоретики (Г. Гартман, Р. Левенштейн, Э. Криз) сделали акцент на анализе строения самой личности и выявлении «механизмов защиты Я».
Каждый из неофрейдистов (К. Юнг, Г. Маркузе и др.) внес определенный вклад в теорию психоанализа, но Фрейд, как Бетховен или Моцарт – композитор, а остальные – исполнители его музыки. Поэтому существуют различные варианты понимания учения Фрейда. Самый распространенный из них, когда психоанализ признается как теория, воспевающая силу инстинктов, и в первую очередь силу сексуального инстинкта. Поэтому, как справедливо замечает известный философ М. К. Мамардашвили, фрейдовская теория, в которой важен не «верх», а «низ».