Но что же такое этот «дух», этот новый и столь решающий принцип?

Исторически, по Шелеру, существуют две возможности понимания духа,которые играют фундаментальную роль в истории идеи человека. Первая из этихтеорий, развитая греками, приписывает самому духу не только силу и де­ятельность, но и высшую степень власти и силы – мы называем ее «классичес­кой» теорией человека. Высшей точкой здесь оказывается духовный и всемогу­щий Бог, то есть Бог, который именно благодаря своему духу также и всемогущ. Второе, противоположное воззрение,которое называется «отрицательной теорией» человека, представляет обратное мнение, что сам дух возникает ис­ключительно благодаря этому «нет». Здесь в качестве примеров отрицательной теории человека Шелер ссылается на учение Будды о спасении, учение Шопен­гауэра о «самоотрицании воли к жизни», учение 3. Фрейда.

Шелер отвергает обе эта теории на том основании, что они не совсем точно учитывают противоположность жизни и духа. Так, если, с одной стороны, клас­сика переоценивала роль духа, то с другой – абсолютизируется роль жизни, которая в его трактовке резюмируется соответственно в понятиях идеального и реального. Перед лицом данного противоречия Шелер должен был решить вопрос об «укоренении» духа в реальной человеческой жизнедеятельности, то есть вступить в контакт с «витальными» влечениями, господствующими в этом процессе. Но вот здесь возникает следующий основной вопрос: а хочет ли того самого сама эта реальная человеческая жизнедеятельность? И. Шелер отвечает: да, хочет, поскольку среди витальных влечений человека имеются три влечения, побуждающие его обращать свой взор к небесам идеального, духовного. Это, во-первых, влечение к знанию о боге -религиозное знание имизнание искушения, во-вторых, влечение к знанию о сущности мира как целогои, в-третьих, влечение к знанию о закономерностях – научное знание. Религия, метафизика и наука, эти три влечения образуют неразрыв­ное структурное единство бытия человека. Иными словами, для того, чтобы дух получил свое бытие, он должен соединиться с интересами, страстями и влечениями людей.

Выводы:

Во-первых, философская антропология выдвинула задачу создания ос­новополагающей науки о человеке, предполагая, что она соединит конкретно-научное изучение различных сфер человеческого бытия с философским его постижением.

Во-вторых, в философской антропологии человек – не столько биологи­ческое, но главным образом духовное существо, наделенное способностью разделять существование и сущность, которая обусловливает все остальные признаки человека.

 

Контрольные задания:

I.Укажите наиболее характерные черты неопозитивизма:

1. Эмпиризм;

2. Рационализм;

3. Интерес к анализу обыденного языка;

4. Интерес к проблемам языка науки;

5. Мировоззренческий нигилизм;

6. Интерес к проблемам логики;

7. Художественный способ философствования;

8. Внимание к проблемам чувственно-практического опыта;

9. Антропоцентризм;

10. Внимание к проблеме истины в познании.

II.Укажите наиболее характерные черты экзистенциализма:

1. Интерес к проблемам личности;

2. Отождествление свободы и существования;

3. Дуализм;

4. Атеизм;

5. Скептицизм.