Периодизация русской философии, ее особенности и проблематика

Периодизация развития русской философии обусловлена основными этапами исторического развития России. Период с XI по XVII вв. Он делится на древнерусский (культура Киевской Руси) и средневеково-русский (культура Мос­ковского государства). Период с конца XVII (реформы Петра) по первую чет­верть Х1Хвека (восстание декабристов). Период со второй четверти XIX века - начало XX века. Это период создания русской классической литературы и фор­мирования русского национального самосознания, определяющей темой кото­рого становится тема исторической миссии и судьбы России и русского народа в мировой истории. В этом периоде особо выделяют этап с конца XIX по начало XX века, который называют русским «духовным ренессансом». Русская философия XX века. Это период развития русской философии за рубежом.

Говоря о самобытностирусской философии,надо помнить главное:

а) русская философия – неотъемлемая часть мировой философии;

б) русская философия – европейская философия, развивающаяся на основе христианской культуры, европейского стиля мышления и философствования.

Пафос русской философии состоит не в отрицании западной культуры и философии, а в том, чтобы, взяв в них все лучшее, дополнить и развить их достижениями русской (православной) культуры и философии.

Особенности русской философии:

а) ее, по преимуществу, мировоззренческая, нравственная и духовная про­блематика;

б) преобладание в ней религиозно-ориентированных философских концепций;

в) вселенский, космический масштаб русской философии. Ключевые проблемы русской философии.

1. Проблема человека.Что есть человек? Какова его природа и сущность? В русской философии сложились два подхода к пониманию природы и сущ­ности человека:

а) натуралистический: человек – продукт естественного развития при­роды и общества;

б) супранатуралистический: человек есть творение неких высших сил Бог, Мировой дух и т. д. На этой основе строится затем философская концепция, объясняющая смысл и цель жизни человека.

2. Проблема получения истинного знания о мире и человеке. Разраба­тываются два направления ее решения:

Первое, продолжающее рационалистическую традицию западной фило­софии.

Второе, критикующее классический рационализм и предлагающее качествен­но новые подходы к решению проблемы.

Русскую философию интересуют не просто знания, её интересуют знания, соотнесенные с человеком и его жизнью, знания, делающие жизнь человека и общества разумной, гармоничной и счастливой, т. е. мудрой.

Отсюда критика классического рационализма. Его недостаток в том, что он рассматривает человека лишь как существо рациональное. Такой «одно­сторонний» человек получает и односторонние знания. Целостное знание доступно целостному человеку. Человеку, использующему все свои способ­ности познания. Человеку, синтезирующему в себе всё знание – философ­ское, религиозное, научное.

Отсюда цель философии – достижение целостного, синтетического зна­ния путем синтеза философии, религии и науки в единое, целостное знание. Поиски способов решения этой задачи составляют содержание «софиологии».

Здесь главная проблема – проблема соотношения знания иверы. Сло­жилось три варианта её решения.Рационалистический,исходящий изпри­оритета разума и науки и исключающий позитивную роль религии. Религиоз­ный, отрицающий роль разума и науки и видевший источник истинного знания только в вере и откровении. Третий подход состоял в разработке различных вариантов союза знания и веры.

Сама постановка задачи, достижение единого, целостного знания – безус­ловная заслуга русской философии. Однако решить её до сих пор не удалось.