Проблема сущности и смысла жизни человека.

Разработка этих про­блем составляет содержание «моральной или этической» философии. Ее за­дача – выяснение природы и сущности нравственности, обоснование обще­ственного и личного нравственных идеалов.

В религиозной философии эта задача решается с позиций христианства. Нравственная жизнь – это жизнь по заповедям Христа, нравственный идеал - достижение святости. Однако, поскольку сами заповеди понимают и трактуют по-разному, то и здесь разброс мнений достаточно велик.

В светской философии сложились две концепции. Одна исходит из при­оритета коллективных форм жизни (народ, общество, государство, община, церковь) по отношению к жизни отдельного человека и видит нравственный идеал в «служении» человека, личности целому (народу, царю, классу и т. д.). Другая исходит из приоритета человека, личности, гражданина по отношению к целому (обществу, государству) и видит нравственный идеал в формировании гармоничной, свободной и активной личности. На ее основе разрабатыва­ются правовые теории естественных прав и свобод человека и гражданина.

В основе этого спора лежит старая нравственная дилемма: альтруизм-эгоизм. Человек должен заботиться только о себе или он должен служить дру­гим людям? Решение этой дилеммы – одна из центральных задач всей рус­ской философии.

4. Проблема природы, общества и общественного развития.Что есть общество? Есть ли объективные законы его формирования и развития? Имеет ли общественное развитие необходимый характер, внутренний смысл и конеч­ную цель?

Центральная проблема этого раздела русской философии – выяснение ме­ста и роли России в мировом историческом процессе, выяснение историчес­кой судьбы и исторической миссии России и русского народа. Постановка и решение этих вопросов составляет содержание концепций «русской идеи».

Сложилось два подхода к этой проблеме. Первый: Россия – нормальная страна, развивающаяся по общим законам общественного развития. Второй: Россия – это особая, «богоизбранная страна», историческая миссия которой состоит в объединении человечества во всемирное сообщество, построенное на основах любви и братства. Способы решения этой задачи разрабатываются в учении о «соборности» и «всеединстве».

5. Проблема построения совершенного общества.Общества без зланасилия и страданий. Отсюда центральная проблема русской философии - выяснение природы зла и поиск способов его устранения.

Решение этой проблемы ставит вопросы:

а) возможно ли в принципе построение совершенного общества или это невозможно и единственный путь – путь нравственного и духовного совер­шенствования личности;

б) какое государственное и социальное устройство наиболее полно соот­ветствует природе человека (монархия, республика, социализм, анархия, те­ократия), или все они несовершенны и по сути своей вредны?

2. Проблема соотношения части (человек, гражданин, личность) и це­лого (общество, государство, партия).В её решении сложилось три подхода.

Первый исходит из признания безусловного приоритета целого (об­щества, государства) над частью (человеком, личностью, гражданином). «Гармония» части и целого достигается путем полного подчинения части це­лому. Человек становится средством достижения целей целого.

Второй – из приоритета части над целым. Интересы, права и свободы человека, личности и гражданина ставятся выше интересов и прав социально­го сообщества. Противоречие этого подхода в том, что ничем не ограниченная свобода личности может превратиться в произвол и привести к гибели соци­ального сообщества.

Третий подход состоит в поисках формы социального сообщества, гар­монически соединяющего в себе интересы каждого члена сообщества с интересами сообщества как единого целого. Поиски путей построения та­кого сообщества составляют содержание таких понятий русской философии как «всеединство» и «соборность».

Основная трудность этого подхода – кто, как, на какой основе и по каким критериям установит границу, определяющую права личности и права социального сообщества. Кто тот «беспристрастный» судья, который определит права каждой стороны (часть – целое) и установит «справедли­вую» границу между ними? Не случайно, что чаще всего таким судьей высту­пает Бог, поскольку рационального критерия для решения этого вопроса не найдено. Решается эта проблема как проблема достижения социального иде­ала с помощью определенной формы государственного и общественного ус­тройства (монархия, республика, социализм, анархизм, Царство Божие).