Западники славянофилы - раздел Политика, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ Основные Направления И Концепции Русской Философии, Определившие Ее Дальнейше...
Основные направления и концепции русской философии, определившие ее дальнейшее развитие, складываются в XIX веке. Это время разложения феодальных общественных отношений и формирования капиталистических. Главный вопрос–отмена крепостного права.На основеотношения к крепостному праву сложились три основные социально-политические группировки (партии): консервативная, революционная и реформаторская. Соответственно каждая из этих партий разрабатывает свою идеологию и философию.
Консервативная партия.Социальная база – помещики-крепостники и государственная бюрократия. Защищает незыблемость самодержавия и крепостничества. Идеология партии – концепция «официальной народности», включающая в себя «охранительные начала православия, самодержавия и народности».
Суть этих «начал»:
а) русский народ по природе своей народ религиозно-мистический, покорный, преданный царю, православной церкви и помещикам;
б) у России «самобытный» путь развития, в ней нет классовых противоречий, поэтому в ней нет, и не может быть революций. Представители: С. С. Уваров, М. П. Погодин, С. П. Шевырев. Философская основа партии – религия и идеализм.
Революционная партия.Социальная база – революционно настроенное крестьянство. (Только с 1861 по 1865 годы в России произошло более 2000 крестьянских восстаний). Цель партии – ликвидация существующего строя революционным путем и построение социализма. Представители — А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев. Философская основа партии – материализм, атеизм и социализм.
Реформаторское направление.Требует реформирования существующих отношений, преимущественно в либерально-демократическом духе (свобода слова, гласный суд, созыв земского собора и т. д.). В целом реформаторы за отмену крепостного права, но на разных условиях. Философская база достаточно разнородна, но преобладают религия и идеализм.
В философии этого периода выделяют просветителей, западников и славянофилов.
Дворянские просветители А. Н. Радищев (1749-1802 гг.), П. Я. Чаадаев (1794-1856 гг.), Н. В. Станкевич (1813-1840 гг.). Суть просветительства: причина всех зол и несчастий – невежество. Достаточно разумному человеку все разумно объяснить (просветить его), и жизнь станет разумной и счастливой. Суть спора западников и славянофилов – спор о путях развития России. В философском плане это спор о том, существуют ли всеобщие, необходимые законы общественного развития, по которым развиваются все страны и народы, или их нет, и каждая страна может и должна развиваться своим самобытным путем? Спор идет о природе и сущности исторического процесса, о его закономерностях, смысле и цели.
В тот момент это спор о том, пойдет ли развитие России западным, капиталистическим путем развития или она будет строить свое, «самобытное» «общинное» общество. Спор этот идет и в наши дни, с той же яростью и непримиримостью, как и сто лет назад. Отсюда актуальность этого старого спора сегодня.
Западничество не было однородным. В нем существовало два течения - реформаторское и революционное. Представители реформаторского направления В. П. Боткин (1811-1869 гг.), Т. Н.Грановский (1813-1855 гг.), К. Д. Кавелин (1818-1885 гг.), А. В. Дружинин (1824-1864 гг.), М. Н. Катков (1818-1887 гг.). Представители революционного направления А. И. Герцен (1812-1870 гг.), В. Г. Белинский (1811-1848 гг.), Н. П. Огарев (1813-1877 гг.), М. А. Бакунин (1814-1876 гг.).
Для западников нормой и идеалом общественного развития является западноевропейская цивилизация, с ее ориентацией на права и свободы человека и гражданина. По этому пути должна идти и Россия. В целом они положительно оценивают западноевропейскую философию, в частности, философию Гегеля, но начинают ее критическую переработку. В сфере познания западники упор делают на разум и науку, особенно на физику, химию, физиологию. Славянофилы И. В. Киреевский (1806-1856 гг.), А. С. Хомяков (1804-1860 гг.), К. С. Аксаков (1817-1860 гг.), Ю. Ф. Самарин (1819-1876 гг.) исходят из самобытности русской культуры и истории. Запад не может быть нормой и идеалом для России, поскольку в них различные условия жизни. Различия культурные. Славяне выросли на греческой культуре, «германцы» - на римской. Западная культура базируется на идее свободы личности, в то время как «славянские общины совершенно поработили её».
Существует также различие религиозное (православие – католичество). На Западе богословие опирается на абстрактный рационализм, на доказательство истины при помощи логического связывания понятий. В старой Руси - стремление к истине посредством достижения «цельности бытия внутреннего и внешнего, общественного и частного, умозрительного и житейского, искусственного и нравственного». Государственно-правовое различие. Государство на Западе – результат завоеваний, у славян – продукт мирного договора, добровольного признания власти. Борьба между побежденными и победителями. На Западе переросла в антагонизм сословий, в борьбу враждебных классов. Напротив, в старой России – на «единодушие». На Западе – формальная законность, в старой России - право и закон, вытекающие из жизни. Экономические различия. На Западе земельная собственность – основа гражданских отношений, на Руси собственность – случайное выражение личных взаимоотношений.
В целом, на Западе – раздвоение духа, науки, государства, классов и т. д., в России – «стремление к цельности бытия», «постоянная память об отношении всего временного к вечному и человеческого к Божественному».
В силу разных условий жизни сформировались два разных человека – западный и русский. Западный человек, «отказавшись от поисков бесконечного и поставив перед собой жалкие задачи», почти всегда доволен своим нравственным состоянием. Русский человек, напротив, всегда живо чувствует свои недостатки, и чем выше восходит по лестнице нравственного развития, тем более требует от себя и потому тем менее бывает доволен собой.
На основе этого анализа делается общий вывод. Россия – это не жалкая и неудачная копия Западной Европы, которую она постоянно должна «догонять» и повторять. Россия – это самостоятельная и самобытная страна, имеющая свою многовековую культуру и историю, и, следовательно, страна, имеющая свой самостоятельный и самобытный путь развития.
Самобытная русская жизнь была насильственно разрушена реформами Петра. Он повернул правильное течение народной жизни на ложный путь заимствования. Отсюда цель славянофилов – вернуть Россию на путь ее естественного, самобытного развития, нарушенного реформами Петра.
Мировоззренческая основа славянофильства – православие. С его позиций решаются все философские и социальные проблемы. Славянофилы закладывают основы русской религиозной философии. Цель их философии - найти пути практического воплощения христианских заповедей в жизнь. Эта цель становится целью всей русской религиозной философии.
Материальной основой русской жизни славянофилы считают общину.Она для них – идеальный нравственный мир, гармонично сочетающий в себе личностное и коллективное, внутри которого только и возможна подлинно нравственная личность. Община должна дать миру идеальную форму человеческого общежития, построенного на принципах любви, братства и цельности человека. Пути его построения разрабатывает А. С. Хомяков в своей концепции «соборности». Суть соборности – единство свободных людей на основе их общей любви к абсолютным христианским ценностям. Только любовь, объединяющая людей, может быть основой истинной свободы.
Основной порок российской действительности – раскол между «властью» и обществом, между европеизированным дворянством и хранящим православно-русские начала народом.Оптимальная форма государственного устройства – монархия, поскольку она предохраняет общество от классовой борьбы и революций. Однако сильная императорская власть должна сочетаться со «свободой народа», формами реализации которой является община и земские соборы. Разумное сочетание монархической власти и общественного мнения обеспечит устойчивость и процветание русского общества. Отсюда знаменитое положение К. С. Аксакова «Сила власти – царю, сила мнения – народу».
Идеал и конечную цель славянофилов прекрасно выразил И. В. Киреевский. «Одного только желаю я, – писал он, – чтобы те начала жизни, которые хранятся в учении святой православной церкви, вполне проникнули убеждения всех степеней и сословий наших, чтобы эти высшие начала, господствуя над просвещением европейским и не вытесняя его, но, напротив, обнимая его своею полнотою, дали ему высший смысл и последнее развитие и чтобы та цельность бытия, которую мы замечаем в древней, была навсегда уделом настоящей и будущей нашей православной России». Отсюда идея «целостной жизни» и «целостного знания». Православие должно гармонизировать жизнь человека и общества, дать гармоничное, целостное знание о Боге, мире и человеке.
САНКТ ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ... ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Западники славянофилы
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
В.И. Стрельченко
доктор философских наук, профессор,
академик Петровской академии наук и искусств
(Российский государственный педагогический университет
им. А.И.Герцена)
Предмет, объект и субъект философского познания
Философия (phylosophpya – любовь к мудрости), – форма общественного сознания, представляющая собой совокупность теоретически осмысленных взглядов на человека, мир и взаимоотношения
Философия как особая форма общественного сознания
Дословно слово философия переводится как любовь к мудрости или, как говорили наши предки, любомудрие. Этот сущностный момент философского знания необходимо особо подчеркнуть. Философия – это не про
Мировоззрение и его структура
У каждого человека есть определенные представления о мире, которые зависят от уровня его постижения. Существуют так называемые мироощущение и мировосприятие, связанные с эмоционально-чувственной сф
Миф и религия
Миф – это самая древняя форма общественного сознания. Она возникла как ответ на вопросы о происхождении мира и его устройстве, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и
Специфика философского знания
Философия является особой формой общественного сознания и характеризуется следующими наиболее важными особенностями:
1. Исходным пунктом и целью философии является человек, его место в ми
Философия и наука
В понимании философии, а также ее роли в познании мира и человека нередко допускались крайности. То философия трактовалась как «наука наук» или «мать всех наук» (Аристотель), то она объявлялась «ца
Функции философии
Из природы и сущности философии вытекают ее две основные функции – мировоззренческая и методологическая.
Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она дает человеку (социально
Проблема метода в философии
Целью всякой философии является получение истинного знания. Отсюда, одна из задач философии – разработка метода получения истинного знания.
В истории философии известны два основных метода
Философия и пожарно-спасательная деятельность
Анализ природы и сущности философии, ее основных функций показывает, что философское знание профессионально необходимо всём специалистам государственной противопожарной службы министерства чрезвы
Гуманистическое воспитание
Сформировать у обучаемых глубокое внутреннее убеждение в самоценности и уникальности человеческой личности. Разрушить порочную, по самой своей сути, идею, что человек есть лишь средство достижения
Учение Джайнизма и Буддизма
В середине 1-го тысячелетия до н. э. в староиндийском обществе начинают происходить большие изменения. Значительно развивается аграрное и ремесленное производство, торговля, углубляются имуществен
Философские системы индуизма
В первые столетия нашего летосчисления в индийском обществе постепенно усиливается процесс, который вел к формированию феодальных отношений. Некоторые черты феодальной системы появились в Индии о
Философия Древнего Китая
Когда мы произносим «Китай», то перед мысленным взором, прежде всего возникает географическая карта мира, где на самом востоке находится удивительная страна, которую сами китайцы называли Тянь-ся,
Космологический период.
Философия первых греческих мыслителей развивалась на протяжении VII-V в.в. до н. э. на Востоке - в ионийских городах Малой Азии, и на Западе - в греческих колониях Южной Италии и Сицилии;
Пифагорейская школа
Следующей выдающейся философской школой, действовавшей в западной части «Великой Греции», т.е. в Южной Италии, являются пифагорейцы. Реконструкция их философских взглядов весьма сложна, так как от
Древнегреческие атомисты
Левкипп (ок. 500–440), как сообщает Диоген Лаэртский, происходил из Элси, согласно же другим сведениям – или из Абдер, или из Милета. Один из поздних сторонников атомистического уч
Философия Платона
Философия Платона (428-347 гг. до н.э.), выдающегося представителя античной философии. Аристократ, противник демократии. Создатель философской системы объективного идеализма. Его философия, наряду
Философия Аристотеля
Философия Аристотеля (384 – 322 г. до н.э.) охватывает все области античного знания и является вершиной в развитии древнегреческой философии.
Аристотель исходит из признания объективно сущ
Схоластика, ее особенности и основные этапы развития
Схоластика представляет собой классическую форму религиозной философии. В развитии схоластики можно выделить следующие периоды:
Ранняя схоластика (IX-XII век). Иоан
Философия Фомы Аквинского
Фома Аквинский (ок. 1225 - 1274 гг.) - крупнейший представитель средневековой философии. Философия Ф. Аквинского представляет собой теоретически разработанную систему рационального обоснования и си
Сущность философии Возрождения
Возрождение или Ренессанс – это период культурной истории Западной Европы с XIV по XVI век. Такое название этот период европейской цивилизации получил от имевшегося в это время возрождения интерес
Натурфилософия и гуманизм в философии Возрождения
В соответствии с рассмотренной периодизацией философские истоки Возрождения следует искать в кружках ранних итальянских гуманистов, впервые открыто заговоривших о центральном месте человека в миро
Времени и ее общая характеристика
Философия Новоговремени – философия классического рационализма. Суть его – признание рациональности бытия и возможности его познания с помощью понятий.
Философия Нового времени форм
Т. Гоббса
Родоначальником английского материализма и всей современной экспериментирующей науки был Френсис Бэкон (1561-1626 гг.).
Суть философии Ф. Бекона – разработка метода познания природы, д
Философия Р. Декарта, Б. Спинозы и Д. Локка
Рене Декарт (1596-1650 гг.). Цель Декарта – создание истинной философии. Философии, обладающей такими же всеобщими и необходимыми знаниями, как механика и математика. Однако в отличие от м
Материалистическая философия Б. Спинозы.
Проблему, поставленную Декартом, принципиально иначе решает Бенедикт Спиноза (1632—1677 гг.). Он исходит из того, что нет двух субстанций, есть только одна единая всеобъемлющая субстанция – матери
Субъективный идеализм. Д. Беркли и Д. Юм
Цель Д. Беркли (1684-1753 гг.) – защита религии. Атеизм опирается на материализм, материализм – на признание материи. Отсюда цель философии Беркли – опровержение существования материи и опровер
Французский материализм XVIII века
Материализм XVIII века во Франции – классический образец метафизического материализма. Его представителями являются Ламетри (1709-1751 гг.), Дидро (1713-1784 гг.), Гольбах (1723-1789 гг.), Гельвец
Теория познания Канта
Прежде чем рассматривать теорию познания Канта, уточним суть проблемы, которую он решает. Это та же проблема, которую решали Платон и Аристотель. Как, каким способом мы можем получить истинные, т
Философия Фихте и Гегеля
И. Фихте (1762-1814 гг.) критикует Канта «справа» за признание «вещи в себе» и за догматизм (материализм). Суть его критики состоит в следующем.
«Вещь в себе» – есть ничто. Кант до
Антропологический материализм Л. Фейербаха
С материалистических позиций проблему, поставленную Кантом, решает Фейербах (1804-1872 гг.). Он исходит из первичности материи, существующей объективно и чувственно воспринимаемой. Соответственно,
Философия позитивизма и его эволюция
В философии XIX века особое место занимает позитивистская традиция. Из всех других течений европейской философии именно она обеспечила себе наиболее длительное влияние на научное мышление. Она была
Основные идеи философии марксизма
Возникновение и развитие марксистской философии (диалектического материализма). Родоначальниками философии диалектического материализма по праву считают К. Маркса и Ф. Энгельса,
Феноменология, философская герменевтика, постмодернизм
Феноменологическая установка на поиск истины о человеке во многом строилась на критике господствующего для XIX века идеала научного мышления – позитивизме. Основополож
Психоанализ и неофрейдизм
Психоанализ возник на рубеже XIX-XX веков, когда наметилась ломка традиционных представлений о психической жизни человека, когда обнаружились недостатки механических и натуралистических толковани
Философская антропология
В XX веке одной из ведущих тем европейской философии становится проблемачеловека, рассматриваемого как исходный пункт и центральный предмет всякого философствования. Такой антропологический поворот
Периодизация русской философии, ее особенности и проблематика
Периодизация развития русской философии обусловлена основными этапами исторического развития России. Период с XI по XVII вв. Он делится на древнерусский (культура Киевской Руси) и средневеково-русс
Проблема сущности и смысла жизни человека.
Разработка этих проблем составляет содержание «моральной или этической» философии. Ее задача – выяснение природы и сущности нравственности, обоснование общественного и личного нравственных идеал
Материалистическое направление в русской философии
Материалистическое направление в русской философии разрабатывается революционными демократами. (А. И. Герцен (1812-1870 гг.), Н. П. Огарев (1813-1877 гг.), Н. Г. Чернышевский (1828-1889 гг.), Н. А.
Русская религиозная философия
Религиозно ориентированная философия занимала ведущее место в русской философии. Ее главная цель – разработка всеобъемлющего христианского мировоззрения и воплощение идеалов православия в жизнь.
Философия русского космизма
Философия космизма – одно из выдающихся достижений русской философии. В ееоснове лежат трифундаментальных принципа.
Первый: человек(человечество) –
Супранатуралистическое направление.
Религиозный космизм (Н. Я. Грот, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, В. Н. Эрн, Н. А. Бердяев). Представители этого направления также исходят
Хабибуллина Константина Нигматовича
доктора философских наук, профессора,
заслуженного работника высшей школы Российской Федерации
Алексеик Евгений Борисович (глава 8)
кандид
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов