Западники славянофилы

Основные направления и концепции русской философии, определившие ее дальнейшее развитие, складываются в XIX веке. Это время разложения фео­дальных общественных отношений и формирования капиталистических. Глав­ный вопросотмена крепостного права.На основеотношения к крепост­ному праву сложились три основные социально-политические группировки (партии): консервативная, революционная и реформаторская. Соответствен­но каждая из этих партий разрабатывает свою идеологию и философию.

Консервативная партия.Социальная база – помещики-крепостники и госу­дарственная бюрократия. Защищает незыблемость самодержавия и крепостни­чества. Идеология партии – концепция «официальной народности», включаю­щая в себя «охранительные начала православия, самодержавия и народности».


Суть этих «начал»:

а) русский народ по природе своей народ религиозно-мистический, покор­ный, преданный царю, православной церкви и помещикам;

б) у России «самобытный» путь развития, в ней нет классовых противоре­чий, поэтому в ней нет, и не может быть революций. Представители: С. С. Ува­ров, М. П. Погодин, С. П. Шевырев. Философская основа партии – религия и идеализм.

Революционная партия.Социальная база – революционно настроенное крестьянство. (Только с 1861 по 1865 годы в России произошло более 2000 крестьянских восстаний). Цель партии – ликвидация существующего строя ре­волюционным путем и построение социализма. Представители — А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев. Фило­софская основа партии – материализм, атеизм и социализм.

Реформаторское направление.Требует реформирования существующих отношений, преимущественно в либерально-демократическом духе (свобода слова, гласный суд, созыв земского собора и т. д.). В целом реформаторы за отмену крепостного права, но на разных условиях. Философская база доста­точно разнородна, но преобладают религия и идеализм.

В философии этого периода выделяют просветителей, западников и славянофилов.

Дворянские просветители А. Н. Радищев (1749-1802 гг.), П. Я. Чаадаев (1794-1856 гг.), Н. В. Станкевич (1813-1840 гг.). Суть просветительства: при­чина всех зол и несчастий – невежество. Достаточно разумному человеку все разумно объяснить (просветить его), и жизнь станет разумной и счастливой. Суть спора западников и славянофилов – спор о путях развития России. В философском плане это спор о том, существуют ли всеобщие, необходи­мые законы общественного развития, по которым развиваются все страны и народы, или их нет, и каждая страна может и должна развиваться своим само­бытным путем? Спор идет о природе и сущности исторического процесса, о его закономерностях, смысле и цели.

В тот момент это спор о том, пойдет ли развитие России западным, капита­листическим путем развития или она будет строить свое, «самобытное» «об­щинное» общество. Спор этот идет и в наши дни, с той же яростью и неприми­римостью, как и сто лет назад. Отсюда актуальность этого старого спора сегодня.

Западничество не было однородным. В нем существовало два течения - реформаторское и революционное. Представители реформаторского направ­ления В. П. Боткин (1811-1869 гг.), Т. Н.Грановский (1813-1855 гг.), К. Д. Кавелин (1818-1885 гг.), А. В. Дружинин (1824-1864 гг.), М. Н. Катков (1818-1887 гг.). Представители революционного направления А. И. Герцен (1812-1870 гг.), В. Г. Белинский (1811-1848 гг.), Н. П. Огарев (1813-1877 гг.), М. А. Бакунин (1814-1876 гг.).

Для западников нормой и идеалом общественного развития является за­падноевропейская цивилизация, с ее ориентацией на права и свободы человека и гражданина. По этому пути должна идти и Россия. В целом они положительно оценивают западноевропейскую философию, в частности, философию Гегеля, но начинают ее критическую переработку. В сфере познания западники упор делают на разум и науку, особенно на физику, химию, физиологию. Славянофилы И. В. Киреевский (1806-1856 гг.), А. С. Хомяков (1804-1860 гг.), К. С. Аксаков (1817-1860 гг.), Ю. Ф. Самарин (1819-1876 гг.) исхо­дят из самобытности русской культуры и истории. Запад не может быть нормой и идеалом для России, поскольку в них различные условия жизни. Различия культурные. Славяне выросли на греческой культуре, «германцы» - на римской. Западная культура базируется на идее свободы личности, в то время как «сла­вянские общины совершенно поработили её».

Существует также различие религиозное (православие – католичество). На Западе богословие опирается на абстрактный рационализм, на доказатель­ство истины при помощи логического связывания понятий. В старой Руси - стремление к истине посредством достижения «цельности бытия внутреннего и внешнего, общественного и частного, умозрительного и житейского, искус­ственного и нравственного». Государственно-правовое различие. Государство на Западе – результат завоеваний, у славян – продукт мирного договора, доб­ровольного признания власти. Борьба между побежденными и победителями. На Западе переросла в антагонизм сословий, в борьбу враждебных классов. Напротив, в старой России – на «единодушие». На Западе – формальная за­конность, в старой России - право и закон, вытекающие из жизни. Экономичес­кие различия. На Западе земельная собственность – основа гражданских от­ношений, на Руси собственность – случайное выражение личных взаимоотношений.

В целом, на Западе – раздвоение духа, науки, государства, классов и т. д., в России – «стремление к цельности бытия», «постоянная память об отноше­нии всего временного к вечному и человеческого к Божественному».

В силу разных условий жизни сформировались два разных человека – за­падный и русский. Западный человек, «отказавшись от поисков бесконечного и поставив перед собой жалкие задачи», почти всегда доволен своим нрав­ственным состоянием. Русский человек, напротив, всегда живо чувствует свои недостатки, и чем выше восходит по лестнице нравственного развития, тем более требует от себя и потому тем менее бывает доволен собой.

На основе этого анализа делается общий вывод. Россия – это не жалкая и неудачная копия Западной Европы, которую она постоянно должна «догонять» и повторять. Россия – это самостоятельная и самобытная страна, имеющая свою многовековую культуру и историю, и, следовательно, страна, имеющая свой самостоятельный и самобытный путь развития.

Самобытная русская жизнь была насильственно разрушена реформами Петра. Он повернул правильное течение народной жизни на ложный путь за­имствования. Отсюда цель славянофилов – вернуть Россию на путь ее есте­ственного, самобытного развития, нарушенного реформами Петра.

Мировоззренческая основа славянофильства – православие. С его пози­ций решаются все философские и социальные проблемы. Славянофилы зак­ладывают основы русской религиозной философии. Цель их философии - найти пути практического воплощения христианских заповедей в жизнь. Эта цель становится целью всей русской религиозной философии.

Материальной основой русской жизни славянофилы считают общину. Она для них – идеальный нравственный мир, гармонично сочетающий в себе личностное и коллективное, внутри которого только и возможна подлинно нрав­ственная личность. Община должна дать миру идеальную форму человеческо­го общежития, построенного на принципах любви, братства и цельности челове­ка. Пути его построения разрабатывает А. С. Хомяков в своей концепции «соборности». Суть соборности – единство свободных людей на основе их об­щей любви к абсолютным христианским ценностям. Только любовь, объединя­ющая людей, может быть основой истинной свободы.

Основной порок российской действительности – раскол между «влас­тью» и обществом, между европеизированным дворянством и хранящим православно-русские начала народом. Оптимальная форма государственного устройства – монархия, поскольку она предохраняет общество от клас­совой борьбы и революций. Однако сильная императорская власть должна сочетаться со «свободой народа», формами реализации которой является община и земские соборы. Разумное сочетание монархической власти и обще­ственного мнения обеспечит устойчивость и процветание русского общества. Отсюда знаменитое положение К. С. Аксакова «Сила власти – царю, сила мнения – народу».

Идеал и конечную цель славянофилов прекрасно выразил И. В. Киреевский. «Одного только желаю я, – писал он, – чтобы те начала жизни, которые хранятся в учении святой православной церкви, вполне проникнули убежде­ния всех степеней и сословий наших, чтобы эти высшие начала, господствуя над просвещением европейским и не вытесняя его, но, напротив, обнимая его своею полнотою, дали ему высший смысл и последнее развитие и чтобы та цельность бытия, которую мы замечаем в древней, была навсегда уделом на­стоящей и будущей нашей православной России». Отсюда идея «целостной жизни» и «целостного знания». Православие должно гармонизировать жизнь человека и общества, дать гармоничное, целостное знание о Боге, мире и че­ловеке.