рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Материалистическое направление в русской философии

Материалистическое направление в русской философии - раздел Политика, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ Материалистическое Направление В Русской Философии Разрабатывается Революцион...

Материалистическое направление в русской философии разрабатывается революционными демократами. (А. И. Герцен (1812-1870 гг.), Н. П. Огарев (1813-1877 гг.), Н. Г. Чернышевский (1828-1889 гг.), Н. А. Добролюбов (1836-1861гг.), Д. И. Писарев (1840-1868 гг.). И это закономерно. Люди, практичес­кая цель которых – свержение существующего строя и построение нового, должны исходить из реального анализа реальной обстановки, а это возможно только на базе материализма.

Не случайно А. И. Герцен называет свою философию реализмом, проти­вопоставляя ее идеализму и метафизическому материализму. А. И. Герцен вы­соко оценил диалектику Гегеля, назвав ее «алгеброй революции», но он реши­тельно отвергает его идеализм. Основной недостаток идеализма в том, что он, абсолютизируя мышление, отвлекается от изучения реальной природы и истории. Он объясняет их с помощью логики, тогда как сама логика есть лишь «отвлечение» от реальной природы и истории. Идеалист не изучает саму при­роду и историю, а навязывает ей законы, взятые из головы. Изучение реальной природы и истории возможно только с позиций реализма (материализма).

Опираясь на диалектику, А. И. Герцен дает также критику метафизичес­кого материализма. Его основной недостаток – отсутствие в нем идеи раз­вития. Отсутствие идеи развития не позволяет метафизическому материа­лизму объяснить возникновение живого из неживого и возникновение мышления.

Реализм А. И. Герцена исходит из первичности реальной, независимо от сознания существующей природы или материи. Материя – это «абстракция» дня обозначения объективной реальности, находящейся в постоянном разви­нти.

Человек и его мышление – продукты естественного исторического разви­тия природы. «История мышления – продолжение истории природы», а «зако­ны мышления – осознанные законы бытия». В силу этого сознание – не само­стоятельная субстанция, а способность природы, появляющаяся в ходе ее развития.

Поскольку мышление – свойство природы, то оно в состоянии познать то, свойством чего оно является. Никаких границ для познания не существует. Важно только найти правильный метод познания. В этой связи Герцен дает критику рационализма и эмпиризма. Оба эти способа познания правомерны. Однако их нельзя абсолютизировать и тем более разрывать.

Реалистический метод познания исходит из того, что «опыт и умозрение - две необходимые истинные действительные степени одного и того же знания». Опыт и умозрение неразрывно взаимосвязаны и друг без друга существовать не могут. Поскольку наши знания есть отражение объективной реальности, находящейся в развитии, то диалектика нашего мышления есть лишь отраже­ние диалектики вещей. Поэтому «логическое развитие мира идет теми же фа­зами как развитие природы и истории». В целом метод познания должен:

а) соответствовать предмету познания;

б) носить объективный характер;

в) не зависеть от произвола исследователя.

Разработку материалистической философии продолжил Н. Г. Чернышевс­кий. На основе материализма он разрабатывает концепцию материального единства мира и рассматривает всеобщие законы его развития. К ним он от­носит:

а) закон поступательногоразвития, который проявляется через отрицание отрицания;

б) законполярности процессов; и

в) закон борьбыпротивоположностей.

Он обосновывает положение о конкретности истины. Абстрактной истины нет. Истина всегда конкретна, т. е. она зависит от места, времени и условий. Критерием истины является практика.

Центральная проблема философии революционных демократов – выяс­нение закономерностей исторического развития в целом и развития России в частности.

В понимании общества революционные демократы остались идеалиста­ми. Они считали, что «прогресс человека – прогресс в содержании мысли». Благодаря сознанию человек вышел из животного мира, благодаря ему он пре­образует свою жизнь. Поэтому история есть «постоянная эмансипация чело­веческой личности от одного рабства вслед за другим, от одной власти вслед за другой, вплоть до наибольшего соответствия между разумом и действи­тельностью, соответствия, в котором человек и чувствует себя свободным»2.

Своеобразие взглядов русских революционных демократов на общество в том, что они настойчиво ищут естественные, материальные причины разви­тия самого сознания (мышления). У А. И. Герцена такой причиной развития сознания (мышления) является естественное развитие мозга. Однако Н. Г. Черны­шевский уже отмечает роль экономических отношений в жизни общества, которые играют «едва ли не первую роль в жизни» и составляют «коренную причину почти всех явлений». Однако последовательно эту материалистичес­кую методологию анализа общественных явлений Н.Г.Чернышевский еще не проводит.

Для революционных демократов история – единый, необходимый про­цесс с непрерывной сменой форм общественной жизни. Каждая из этих форм необходима и каждая из них преходяща. Замена одних форм другими проис­ходит в результате борьбы политических сил и групп. Каждая из этих групп оказывает свое влияние на ход событий, в результате чего история представ­ляет собой равнодействующую множества противоборствующих сил.

Две группы противоречий влияют на развитие общества:

а) противоречия между природой и обществом;

б) противоречия между социальными группами.

Борьба между ними идет за право собственности. Изменение форм собствен­ности происходит путем революций и порождает новые общественные группы.

В историческом процессе революционные демократы особо отмечали роль народных масс, причем как их политическую роль в революции, так и их роль как главной производительной силы общества.

Революционные демократы – сторонники социализма. С ним они связывают будущее России и разрабатывают теорию «русского социализма», построен­ного на общинном землепользовании и артельном труде.

Таким образом, русские революционные демократы разрабатывают новую форму материализма, включающего в себя диалектику. Они вплотную подо­шли к диалектическому материализму и остановились перед историческим.

Они любили свой народ и свою Родину. А «любить свою Родину, – писал В. Г. Белинский, – это значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил способствовать этому».

Материалистическая линия в русской философии была продолжена в фи­лософии народников, а затем в философии русского марксизма.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

САНКТ ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ... ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Материалистическое направление в русской философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В.И. Стрельченко
доктор философских наук, профессор, академик Петровской академии наук и искусств (Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена)  

Предмет, объект и субъект философского познания
Философия (phylosophpya – любовь к мудрости), – форма общественного сознания, представляющая собой совокупность теоретически осмысленных взглядов на человека, мир и взаимоотношения

Философия как особая форма общественного сознания
Дословно слово философия переводится как любовь к мудрости или, как говорили наши предки, любомудрие. Этот сущностный момент философского знания необходимо особо подчеркнуть. Философия – это не про

Мировоззрение и его структура
У каждого человека есть определенные представления о мире, которые зависят от уровня его постижения. Существуют так называемые мироощущение и мировосприятие, связанные с эмоционально-чувственной сф

Миф и религия
Миф – это самая древняя форма общественного сознания. Она возникла как ответ на вопросы о происхождении мира и его устройстве, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и

Специфика философского знания
Философия является особой формой общественного сознания и характе­ризуется следующими наиболее важными особенностями: 1. Исходным пунктом и целью философии является человек, его место в ми

Философия и наука
В понимании философии, а также ее роли в познании мира и человека нередко допускались крайности. То философия трактовалась как «наука наук» или «мать всех наук» (Аристотель), то она объявлялась «ца

Функции философии
Из природы и сущности философии вытекают ее две основные функции – мировоззренческая и методологическая. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она дает человеку (социально

Проблема метода в философии
Целью всякой философии является получение истинного знания. Отсюда, одна из задач философии – разработка метода получения истинного знания. В истории философии известны два основных метода

Философия и пожарно-спасательная деятельность
Анализ природы и сущности философии, ее основных функций показыва­ет, что философское знание профессионально необходимо всём специалис­там государственной противопожарной службы министерства чрезвы

Гуманистическое воспитание
Сформировать у обучаемых глубокое внутреннее убеждение в самоценности и уникальности человеческой личности. Разрушить порочную, по самой своей сути, идею, что человек есть лишь средство достижения

Учение Джайнизма и Буддизма
В середине 1-го тысячелетия до н. э. в староиндийском обществе начинают происходить большие изме­нения. Значительно развивается аграрное и ремесленное производство, торговля, углубляются имуществен

Философские системы индуизма
В первые столетия нашего летосчисления в индий­ском обществе постепенно усиливается процесс, кото­рый вел к формированию феодальных отношений. Некоторые черты феодальной системы появились в Индии о

Философия Древнего Китая
Когда мы произносим «Китай», то перед мысленным взором, прежде всего возникает географическая карта мира, где на самом востоке нахо­дится удивительная страна, которую сами китайцы называли Тянь-ся,

Космологический период.
Философия первых греческих мыслителей развивалась на протя­жении VII-V в.в. до н. э. на Востоке - в ионийских городах Малой Азии, и на Западе - в греческих колониях Южной Италии и Сици­лии;

Пифагорейская школа
Следующей выдающейся философской школой, действовавшей в западной части «Великой Греции», т.е. в Южной Италии, являются пифагорейцы. Реконструкция их философских взглядов весьма сложна, так как от

Древнегреческие атомисты
Левкипп (ок. 500–440), как сообщает Диоген Лаэртский, происходил из Элси, согласно же другим сведениям – или из Абдер, или из Милета. Один из поздних сторонников атомистического уч

Философия Платона
Философия Платона (428-347 гг. до н.э.), выдающегося представителя античной философии. Аристократ, противник демократии. Создатель философской системы объективного идеализма. Его философия, наряду

Философия Аристотеля
Философия Аристотеля (384 – 322 г. до н.э.) охватывает все области античного знания и является вершиной в развитии древнегреческой философии. Аристотель исходит из признания объективно сущ

Исторические условия формирования средневековой философии и ее основные характеристики
Средние века охватывают период европейской истории с V по XV века. Сам термин «Средневековье» возник в начале XV века в кругу итальянских ученых-гуманистов, которые ввели новую трехчленную периодиз

Схоластика, ее особенности и основные этапы развития
Схоластика представляет собой классическую форму религиозной философии. В развитии схоластики можно выделить следующие периоды: Ранняя схоластика (IX-XII век). Иоан

Философия Фомы Аквинского
Фома Аквинский (ок. 1225 - 1274 гг.) - крупнейший представитель средневековой философии. Философия Ф. Аквинского представляет собой теоретически разработанную систему рационального обоснования и си

Сущность философии Возрождения
Возрождение или Ренессанс – это период культурной истории Западной Европы с XIV по XVI век. Такое название этот период европейской цивилизации получил от имевшегося в это время воз­рождения интерес

Натурфилософия и гуманизм в философии Возрождения
В соответствии с рассмотренной периодизацией философские истоки Воз­рождения следует искать в кружках ранних итальянских гуманистов, впервые открыто заговоривших о центральном месте человека в миро

Времени и ее общая характеристика
Философия Новоговремени – философия классического рационализма. Суть его – признание рациональности бытия и возможности его познания с помощью понятий. Философия Нового времени форм

Т. Гоббса
Родоначальником английского материализма и всей современной экспе­риментирующей науки был Френсис Бэкон (1561-1626 гг.). Суть философии Ф. Бекона – разработка метода познания природы, д

Философия Р. Декарта, Б. Спинозы и Д. Локка
Рене Декарт (1596-1650 гг.). Цель Декарта – создание истинной фило­софии. Философии, обладающей такими же всеобщими и необходимы­ми знаниями, как механика и математика. Однако в отличие от м

Материалистическая философия Б. Спинозы.
Проблему, поставленную Декартом, принципиально иначе решает Бене­дикт Спиноза (1632—1677 гг.). Он исходит из того, что нет двух субстанций, есть только одна единая всеобъемлющая субстанция – матери

Однако Спиноза выделяет и анализирует два атрибута субстанции: про­тяженность и мышление.
Мышление, сознание – это атрибут (неотъемлемое свойство) материи (субстанции). Мышление – свойство материи, такое же свойство как про­тяженность. Как невозможна протяженность без тела (материи),

Субъективный идеализм. Д. Беркли и Д. Юм
Цель Д. Беркли (1684-1753 гг.) – защита религии. Атеизм опирается на материализм, материализм – на признание материи. Отсюда цель фило­софии Беркли – опровержение существования материи и опровер

Французский материализм XVIII века
Материализм XVIII века во Франции – классический образец метафизи­ческого материализма. Его представителями являются Ламетри (1709-1751 гг.), Дидро (1713-1784 гг.), Гольбах (1723-1789 гг.), Гельвец

Таким образом, исходный пункт философии Канта материалистичес­кий – объективный мир является источником наших ощущений и пред­ставлений.
Вопрос о том, как соотносятся наши знания о мире («предмет» в голове, «вещь для нас») с самим миром (предмет вне головы, «вещь в себе»), Кант решает дуалистически (двойственно). С одной ст

Теория познания Канта
Прежде чем рассматривать теорию познания Канта, уточним суть пробле­мы, которую он решает. Это та же проблема, которую решали Платон и Арис­тотель. Как, каким способом мы можем получить истинные, т

Философия Фихте и Гегеля
И. Фихте (1762-1814 гг.) критикует Канта «справа» за признание «вещи в се­бе» и за догматизм (материализм). Суть его критики состоит в следующем. «Вещь в себе» – есть ничто. Кант до

Антропологический материализм Л. Фейербаха
С материалистических позиций проблему, поставленную Кантом, решает Фейербах (1804-1872 гг.). Он исходит из первичности материи, существую­щей объективно и чувственно воспринимаемой. Соответственно,

Философия позитивизма и его эволюция
В философии XIX века особое место занимает позитивистская традиция. Из всех других течений европейской философии именно она обеспечила себе наиболее длительное влияние на научное мышление. Она была

Основные идеи философии марксизма
Возникновение и развитие марксистской философии (диалектичес­кого материализма). Родоначальниками философии диалектического мате­риализма по праву считают К. Маркса и Ф. Энгельса,

Феноменология, философская герменевтика, постмодернизм
Феноменологическая установка на поиск истины о человеке во мно­гом строилась на критике господствующего для XIX века идеала научно­го мышления – позитивизме. Основополож

Его ведущими представителями являются М. Хайдеггер и К. Ясперс – в Германии, Ж.-П. Сартр, А, Камю и Г. Марсель – во Франции.
Экзистенциализм с начала возникновения претендует на философию, на­меренную дать решение проблем места и судьбы личности в современном мире, веры и неверия, утраты и обретения смысла жизни.

Психоанализ и неофрейдизм
Психоанализ возник на рубеже XIX-XX веков, когда наметилась ломка тра­диционных представлений о психической жизни человека, когда обнаружи­лись недостатки механических и натуралистических толковани

В действительности теория психоанализа явилась настоящей револю­цией в том способе мышления, что существовал в начале XX века.
Прежде всего, это касается проблемы различения физических явлений и сознательных явлений. Дело в том, что современная наука исходит из того, что постижимы научным образом могут быть только определе

Философская антропология
В XX веке одной из ведущих тем европейской философии становится проблемачеловека, рассматриваемого как исходный пункт и центральный предмет всякого философствования. Такой антропологический поворот

Но что же такое этот «дух», этот новый и столь решающий принцип?
Исторически, по Шелеру, существуют две возможности понимания духа,которые играют фундаментальную роль в истории идеи человека. Первая из этихтеорий, развитая греками,

Периодизация русской философии, ее особенности и проблематика
Периодизация развития русской философии обусловлена основными этапами исторического развития России. Период с XI по XVII вв. Он делится на древнерусский (культура Киевской Руси) и средневеково-русс

Проблема сущности и смысла жизни человека.
Разработка этих про­блем составляет содержание «моральной или этической» философии. Ее за­дача – выяснение природы и сущности нравственности, обоснование обще­ственного и личного нравственных идеал

Западники славянофилы
Основные направления и концепции русской философии, определившие ее дальнейшее развитие, складываются в XIX веке. Это время разложения фео­дальных общественных отношений и формирования капиталистич

Русская религиозная философия
Религиозно ориентированная философия занимала ведущее место в рус­ской философии. Ее главная цель – разработка всеобъемлющего христианс­кого мировоззрения и воплощение идеалов православия в жизнь.

Философия русского космизма
Философия космизма – одно из выдающихся достижений русской философии. В ееоснове лежат трифундаментальных принципа. Первый: человек(человечество) –

Супранатуралистическое направление.
Религиозный космизм (Н. Я. Грот, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, В. Н. Эрн, Н. А. Бердяев). Предста­вители этого направления также исходят

Хабибуллина Константина Нигматовича
доктора философских наук, профессора, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации Алексеик Евгений Борисович (глава 8) кандид

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги