Русская религиозная философия

Религиозно ориентированная философия занимала ведущее место в рус­ской философии. Ее главная цель – разработка всеобъемлющего христианс­кого мировоззрения и воплощение идеалов православия в жизнь. Главная слож­ность в ее изучении в том, что она создана верующими для верующих. Это обстоятельство надо постоянно помнить при ее изучении.

В русской религиозной философии выделяют ряд направлений. Консервативно-религиозное (Ю. Ф. Самарин, И. С. Аксаков, Н. Я. Данилевский, К. Н. Ле­онтьев, М. Н. Катков, К. П. Победоносцев). Религиозное реформаторство (В. Н. Карпов, П. Д. Юркевич. М. М. Тареев. В. И. Несмелов). Свет­ское религиозное реформаторство (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой). Фило­софию «русского духовного ренессанса» (В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский).

Особое влияние на русскую религиозную философию оказали идеи Л.Н. Толстого, В. С. Соловьева и Н. Ф. Федорова.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910 гг.) – один из выдающихся мыслите­лей в истории человечества. Философия Толстого – чрезвычайно оригиналь­ный синтез высочайшей духовности, мощного аналитического ума и совер­шенно земного, «крестьянского» здравого смысла.

Основафилософии Л. Н.Толстого – идеалы христианства.Для него «истинное христианство» – это не мистическое учение, а «новое жизнепони­мание», новый способ совместной жизни людей, основанный на любви и брат­стве. Отсюда суть его философии – разработка путей воплощения евангель­ских заповедей в жизнь.

Стержень философии Л. Н. Толстого – религиозно-нравственный. Но по­нимание им религии своеобразно. Он создает рациональную религию, осно­ву которой составляет христианство, но которая включает в себя также гума­нистические идеи восточных религий (буддизм, даосизм, конфуцианство, индуизм).

Основой построения Царства Божьего на земле, по Толстому, является лю­бовь к ближнему. «И как только любовь к ближнему станет для человека есте­ственной, новые условия христианской жизни образуются сами собой. И для того, чтобы это осуществилось, и люди поступали сообразно их совести, не нужно делать никаких положительных усилий; наоборот, им нужно приостано­вить все свои усилия».