Супранатуралистическое направление.

Религиозный космизм (Н. Я. Грот, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, В. Н. Эрн, Н. А. Бердяев). Предста­вители этого направления также исходят из признания надвигающейся ка­тастрофы. Однако пути ее предотвращения они связывают, прежде всего, с человеком. Проблема человека – центральная в их философии. Главное в проблеме человека – его свобода и его уникальность, прежде всего уни­кальность его нравственного мира.

Природа и сущность человека выводятся и объясняются из абсолютного и выс­шего начала – Бога. Бог – основа объективного и субъективного мира. Единствен­ный способ решения всех проблем – воплощение божественных заповедей в ре­альную жизнь. В этом суть религиозного космизма. Христианство дает идеал личного и общественного устройства. Отсюда центральные понятия религиозно­го космизма – «всеединство» и «соборность». Достижение «всеединства» людей возможно только на основе христианских заповедей. Только путем достижения «всеединства» можно предотвратить мировую и российскую катастрофу.

Мистический космизм (Е. П. Блаватская, П. Д. Успенский, Г. И. Гурджиев). Это направление базируется в основном на идеях восточной религии философии. В центре их внимания – человеческая душа как космический феномен, которая не даруется человеку при рождении, а создается его личны­ми усилиями.

Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров заложили основы и определили магистральные направления дальнейшего развития рус­ской религиозной философии. Идеи Чаадаева, Соловьева, Федорова и Досто­евского определят философский путь Н.А. Бердяева. Идеи славянофилов и В. С. Соловьева станут основой философских поисков С. Н. Трубецкого, Н. Трубецкого, С. Н. Булгакова, В. Ф. Эрна, П. А. Флоренского. Н. О. Лосский, С. А. Франк, Г. Г. Шлет, И. Я. Ильин, Б. А. Яковенко – все они будут опи­раться на философию своих великих предшественников, разрабатывая свои философские концепции, направленные на совершенствование природы че­ловека, преодоление мировоззренческого догматизма и возрождение русской самобытности, свидетельствуя тем самым непреложную истину о том, что у рус­ской философии большое будущее.

Контрольные задания:

Укажите основные направления в русской философии XIX – начала XX вв.

1. Космизм;

2. Антропологический материализм;

3. Прагматизм;

4. Экзистенциализм;

5. Интуитивизм;

6. Славянофильство;

7. Религиозная философия;

8. Марксизм;

9. Философия жизни;

10. Западничество.


Литература:

1. Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х частях. - М., 1989.

2. Рассел Б. История западной философии. - М., 1993. (М., 1958).

3. Антология мировой философии. В 4-х т. - М., 1969-1972.

4. Философская энциклопедия. В 5-ти томах. - М., 1961-1971.

5. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. — М., 1988.

6. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. — М., 1996.

7. Асмус В.Ф. Античная философия. — М., 1975.

8. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М., 1990.

9. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. — М., 1994.

10. Биологическое и социальное в развитии человека. — М., 1977.

11. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. — М., 1988.

12. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990.

13. Кризис современной цивилизации: выбор пути. — М., 1992.

14. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — М., 1993.

15. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991.

16. Делокаров К.Х. Философия и человек в век глобальных проблем. — М., 1998.

17. История философии: Запад — Россия — Восток: В 3 кн. — М., 1995-1998.

18. Камю А. Бунтующий человек. — М., 1990.

19. Канке В. Философия. — М., 1997.

20. Карсавин Л.П. Философия истории. - СПб., 1993.

21. Кон И. В поисках себя. Личность и ее самосознание. — М., 1984.

22. Краткая философская энциклопедия. - М., 1994.

23. Леонтьев А.Н. Проблема человека в западной философии. — М., 1988.

24. Лосский Н.О. История русской философии. — М.,1991.

25. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М., 1990.

26. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. - М., 1996.

27. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 3.

28. Мир философии. Книга для чтения: В 2-х ч. - М., 1991.

29. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. — М., 1990.

30. Мунье Э. Персонализм. — М., 1993.

31. Научно-техническая революция и человек. — М., 1997.

32. Печчеи А. Человеческие качества. — М., 1980.

33. Поппер К. Открытое общество и его враги. — М., 1992. Т. 1, 2.

34. Рассел Б. История западной философии: В 2 ч. — М., 1993.

35. Русская философия. Словарь. — М., 1995.

36. Современная западная философия: Словарь. — М., 1991.

37. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.

38. Социальная философия: Хрестоматия. - М., 1994.

39. Тейяр-де Шарден П. Феномен человека. — М., 1987.

40. Теория и жизненный мир человека. — М., 1995.

41. Тойнби А. Постижение истории. — М., 1991.

42. Философия и экологическая проблема. — М., 1990

43. Философская энциклопедия: В 5 т. — М., 1961-1971.

44. Философский энциклопедический словарь. — М.,1989.

45. Франк С.Л. Духовные основы общества. — М., 1992.

46. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. — М., 1989.

47. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.,1993.

 


Под общей редакцией

Владимира Сергеевича Артамонова,

доктора военных наук, доктора технических наук, профессора,

заслуженного работника высшей школы Российской Федерации,

лауреата премии правительства Российской Федерации

в области науки и техники

Гриненко Георгия Александровича,

кандидата философских наук, доцента

Джегутанова Бориса Керимовича,

доктора философских наук, профессора