В понимании философии, а также ее роли в познании мира и человека нередко допускались крайности. То философия трактовалась как «наука наук» или «мать всех наук» (Аристотель), то она объявлялась «царицей» среди всех наук, которая лишь одна имеет право на истину в последней инстанции (Г. Гегель, догматический марксизм). То, напротив, истинность философских знаний отвергалась потому, что о каждом явлении можно высказать несколько несовместимых и даже противоположных друг другу суждений (софисты), или потому, что указанные знания носят априорный характер (позитивисты).
Действительное положение дел таково, что взаимоотношение философии и частных наук предстает перед нами как символическое древо познания, ствол которого – философия, а крона – частные науки. Философия намечает основные направления исследований в этих науках, осмысливает их результаты, дает им интерпретацию в общекультурном контексте. Эмпирической базой философских обобщений (ее корнями) являются теории и методы частных наук.
На современном этапе развития философии ее структура представляет собой довольно сложное образование; если следовать традиции, ее можно представить следующим образом:
Философия может быть представлена на разных уровнях сознания: научном, бытийном, художественно-образном или мифологическом. Поэтому не правомерно отождествление философии с наукой, представление ее только как рациональной системы знаний (Г. Гегель, Э. Гуссерль, догматический марксизм). Такая позиция логически ведет к тому, что из всей совокупности мировой философской мысли вольно или невольно могут быть исключены идеи таких мыслителей, как Платон и Лукреций Кар, Федор Достоевский и Лев Толстой и многие другие, чья философия имела образно-интуитивную основу.
Нет никаких оснований сводить философию и к субъективности, как это делал, например, Ницше, утверждая, что философия есть личное творчество отдельного мыслителя, выражающее его субъективность. Конечно, субъективный момент, индивидуальные особенности мыслителя оказывают значительное влияние на его философские построения. Однако, в конечном счете, знание невозможно без его «объективизации».
Общим у философии и науки является то, что и философия, и наука опираются на разум, используют рациональные доказательства и аргументацию, создавая предельно обобщенную теоретическую систему знаний.
Различие между философией и наукой состоит в том, что наука стремится дать объективные знания, т.е. знания, независимые от человека и человечества, в то время как философское знание – это всегда знание, прямо соотнесенное с человеком, его жизнью, его опытом, его целями и интересами. В силу этого философское знание – это особое знание. Знание, с одной стороны, глубоко личное, а с другой, мировоззренческое.
Таким образом, специфика философского знания состоит в том, что философия с помощью рациональных средств и приемов (и в этом состоит ее общность с наукой) формулирует предельно общие, теоретически разработанные мировоззренческие принципы, давая единый, целостный взгляд на мир и человека.