Проблема метода в философии

Целью всякой философии является получение истинного знания. Отсюда, одна из задач философии – разработка метода получения истинного знания.

В истории философии известны два основных метода познания и мыш­ления: метафизический и диалектический.

Метафизический способ мышления и познания рассматривает мир как механическую совокупность самостоятельно существующих вещей (объектов). Этот мир изменяется, но не развивается, т.е. не изменяется качественно. Этот способ мышления и познания мира можно выразить словами: «все, что было, есть и будет».

Отсюда метафизический метод познания. Познание каждого объекта (про­цесса) как самостоятельного объекта (процесса), независимого от всех других объектов и процессов.

Диалектический способ мышления и познания мира рассматривает мир как единую, целостную систему, в которой все взаимосвязано и взаимообусловлено. Эта система непрерывно диалектически развивается, т. е. изменяется качественно. Отсюда диалектический метод познания рассматривает любой объект (процесс) в развитии, в изменении, во взаимосвязи и взаимообуслов­ленности всего со всем.

Известны три основные исторические формы диалектики:

1. Наивная или стихийная диалектика древних.

2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии.

3. Материалистическая диалектика.

В историческом плане вначале складывается диалектический способ мышления и познания. Мир рассматривается как единая, сложная система («Космос»), подчиняющаяся объективным законам своего развития и изменения.

Необходимость более глубокого и детального познания мира приводит к появлению отдельных наук, занимающихся каждая своей областью. В результате каждая наука рассматривает свою область как самостоятельную, независимую от всех других областей. Этот способ мышления и познания, исторически необходимый и неизбежный, из науки был перенесен в философию и получил название метафизического.

Дальнейшее развитие науки показало, что все области действительности не­разрывно взаимосвязаны между собой. Это привело к возрождению диалекти­ческого способа мышления и познания на новом, более высоком качественном уровне.

Диалектика и объективная реальность современного мира, вся совокупность социальных, национально-государственных, этнорасовых, религиозных, правовых и нравственных начал, определивших мировое развитие в XXI столе­тии требуют решительного пересмотра и справедливого распределения мате­риальных и духовных благ, не допуская резкой дифференциации народов, не искушая неимущих богатством других, более развитых цивилизаций, главным образом «золотого миллиарда».

Поэтому процессы глобализации социальных явлений в масштабе человечества требуют, чтобы ни одна страна в мире не претендовала на единоличное формирование принципов грядущего миропорядка. Наоборот, совместными усилиями народы и государства, мирными средствами, должны решать все глобальные проблемы, сохраняя суверенитет и самостоятельность, наци­ональные интересы каждой страны.

Такое единение мирового сообщества в рамках ООН может характеризоваться глобальными тенденциями к взаимосвязи в области НТП, развития меж­дународных, экономических, политических, культурных и других взаимосвя­зей.