рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева - Лекция, раздел Политика, Государственный Музей Архитектуры Имени А.в. Щусева Государст...

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева (МУАР) — музей и научный центр по изучению и популяризации архитектурно-градостроительного наследия. Музей был основан в 1934 году и расположен на ул. Воздвиженка, д. 5. Коллекции включают более 1 миллиона единиц хранения. Музей носит имя выдающегося русского и советского архитектора А. В. Щусева.

Коллекции музея отражают тысячелетнюю историю архитектуры России. Наиболее ценными из них являются фрески Троице- Макарьевского монастыря города Калязина (XVII в.), коллекция мебели (XIX в.), авторские модели архитектурных сооружений.

Основными направлениями деятельности музея некогда являлись научные исследования, коллекционная работа, содействие реставрации памятников архитектуры. В последнее десятилетие музей занимается организацией выставок и прочей коммерческой деятельностью. В структуру музея входят научная библиотека, архив, реставрационные мастерские, а также частное архитектурное бюро.

Первую выставку которую мы посетили в данном музее стала выставка «Музей архитектуры» – новое пространство» о судьбе первого в истории специализированного музея архитектуры, о его прошлом и возможном будущем.

Демонстрация музейных экспонатов, волею судьбы изъятых из культурного оборота более четверти века назад, напомнит об уникальности и разнообразии коллекций Музея, по мнению специалистов, лучших в мире, в составе которых: архитектурная графика, модели и макеты, гравюры, скульптура, мебель, изразцы, строительные материалы, живопись, фотографии, гобелены, фрески, деревянная резьба, фрагменты разрушенных памятников, редкие книги.

 

1.Скульптурная композиция «Путти, несущие раковину» 2. Скульптурная композиция «Рабочий и Колхозница» 3.Тени скульптур и мебели.

 

Сохранять коллекции Музея становится все труднее. Комплекс усадьбы Талызиных (XVII-XVIII вв., федеральный памятник и особо ценный объект культурного наследия) остро нуждается в реставрации. Крайняя изношенность строений и отсутствие необходимых условий для хранения уникальных раритетов могут привести к катастрофе.

Выставка призвана привлечь внимание не только к проблемам Музея, но и к мощному потенциалу его развития, в том числе к возможности формирования на его основе качественно нового архитектурного, культурного и городского пространства в самом центре Москвы. Обновленный Музей архитектуры предполагает продвижение новых форм архитектурного просвещения, адресованных различным возрастным и культурным группам, создание условий для генерирования архитектурной мысли, направленной в будущее, формирование сети профильных музеев, совместно осуществляющих скоординированную культурную политику.

Идеи развития Музея, представленные на выставке, призваны дать импульс возникновению в центре Москвы среды, дружелюбной пешеходу и образцовой по своим художественным достоинствам и культурному качеству. А это именно то, чего так недостает нашему городу

Затем мы посетили выставку конкурсных проектов на концепцию музея Дом Мельникова.

Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке (1927-1929) - всемирно известный шедевр архитектурного авангарда. Для исполнения завещания Виктора Мельникова, сына архитектора Константина Мельникова – сохранения Дома и создания государственного музея отца и сына Мельниковых - Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева получил в оперативное управление 1/2 доли в праве собственности на Дом.

 

Чертежи к строительству Дома Мельникова Макет Дома Мельникова

 

Архитектор Константин Мельников мечтал, что когда-нибудь дом, построенный им в конце 1920-х годов для себя и своей семьи, станет музеем. Такова была воля и его сына, художника Виктора Мельникова, посвятившего свою жизнь сохранению дома и оставившего соответствующее завещание.

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, в оперативное управление которого передана половина прав собственности на дом, инициировал благотворительный конкурс-консультацию с участием приглашенных архитекторов на концепцию музея в доме Мельникова. Организаторы также оставляют возможность открытого участия для всех желающих профессиональных архитекторов или студентов архитектурных ВУЗов, для всех, кому небезразлична судьба легендарного дома.

Цель конкурса – сбор идей касательно создания музея, а также привлечение внимание широкой общественности к проблеме сохранения дома Мельникова.

Конкурсные работы Конкурсные работы

 

Главный вопрос конкурса: как сохранить аутентичность дома, неповторимость его атмосферы, организовав при этом доступ в него посетителей и обеспечив минимально необходимую обслуживающую инфраструктуру.

Следующей стала выставка проектов открытого архитектурного конкурса идей «Музейный кластер»

Тема данной выставки преобразование территории московского центра в границах Боровицкой площади, пересечения улиц Моховая и Знаменка, улицы Воздвиженка и Крестовоздвиженского переулка

Открытый архитектурный конкурс идей «Музейный кластер» проводился с целью привлечения внимания к проблемам территории московского центра и служит выявлению ресурсов ее развития. Проекты конкурса демонстрируют потенциал для формирования в историческом центре Москвы открытого и привлекательного общественного пространства высокого культурного и гуманистического качества.

Зал «Музейный кластер»

 

Проекты преобразования городской среды, которая объединит легендарные культурные объекты в центре Москвы системой архитектурных маршрутов и арт-пространств, имеют целью качественным образом изменить исторический центр и сделать его образцовым по своим культурным и художественным качествам.

Перед участниками конкурса стояла задача найти решение пространства «музейного кластера», которое позволит эффективно организовать городскую среду, сделать ее осмысленной, комфортной, наполнить культурными функциями и качественным сервисом.

 

Конкурсные работы Конкурсные работы Конкурсные работы

 

Проекты выявляют потенциал столичного центра стать открытым привлекательным пространством высокого культурного и экономического статуса, стать новым символом Москвы.

Затем мы посетили экспозиция «Кабинет Давида».

«Из места, где культивированные люди любуются прошлым, музеи превращаются в место, где люди деятельные экспериментируют с будущим.»

Давид Саркисян.

Давид Саркисян руководил Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева с 2000 по 2009 год. За это время бывшая усадьба Талызиных превратилась в важную выставочную площадку, а Музей стал оплотом борьбы за сохранение архитектурного наследия.

Свой рабочий кабинет Давид населил невероятным количеством самых разных предметов, создав необыкновенное творческое пространство, которое стало своеобразным автопортретом этого незаурядного человека.

После того как Давида не стало, сотрудники Музея, его родственники и друзья решили сохранить этот кабинет, воссоздав его здесь, во флигеле «Руина», выставочном пространстве созданном Давидом.

Экспозиция «Кабинет Давида» Экспозиция «Кабинет Давида»

 

В 2010 году виртуальная инсталляция кабинета была представлена в Венеции на биеннале архитектуры.

С согласия Осанны Саркисян, сестры Давида, предметы, наполнявшие кабинет, были переданы Музею для постоянной мемориальной экспозиции. Они перенесены и установлены здесь в том же порядке, в котором находились в кабинете при жизни Давида. Эта инсталляция - не точная копия кабинета, а его образ, отражающий и личность Давида Саркисяна, и яркое десятилетие жизни Музея под его началом.

И в заключении мы посетили выставку Массимо Листри «Перспективы», выставка итальянского фотографа Массимо Листри в анфиладе главного здания музея. Автор, в чьих работах отражены важнейшие исторические интерьеры мира, такие как Палаццо Питти, галерея Уффици и музеи Ватикана представит лучшие работы в пространстве усадьбы Талызиных ХVIII-XIX вв., принадлежащей музейному комплексу.
Массимо Листри начал свою карьеру в возрасте 17 лет активным сотрудничеством с журналами, посвященными искусству, архитектуре и дизайну. Он экспериментировал в различных жанрах, но нашел свое призвание, фотографируя интерьеры.

 

Фотография интерьера Массимо Листри Фотография интерьера Массимо Листри


В произведениях Массимо Листри крупнейшие музеи и резиденции патрициев становятся совершенными образами. Интерьеры, покинутые людьми, живут вне времени и пространства. Симметричные, широкоформатные виды раздвигают поле зрения до максимальных пределов. Погружаясь в них, зритель попадает в атмосферу абсолютного уединения в совершенном интерьере, наполненном мистическим светом и воздухом. Мастера вдохновляет не только великолепие дворцов - его фотокамера исследует также заброшенные интерьеры с трещинами на стенах, битым кирпичом, облупившейся штукатуркой... Пространства наполняются символами, а отсутствие людей в работах мастера становиться стилевым решением. Данной выставкой и закончился наш экскурс по музею архитектуры имени А.В. Щусева.


 

 

Пешеходная экскурсия музей архитектуры имени А.В. Щусева «Современная архитектура Москвы. Остоженка»

 

Данная экскурсия началась с объяснения, что такое стиль, архитектурный стиль, на какие периоды он делится и каковы особенности этих периодов. Стиль – это совокупность признаков, характеризующих искусство определённого времени, направления или индивидуальную манеру художника. Архитектурный стиль- совокупность характерных черт и признаков архитектуры. Характерные черты определённого времени и места, проявляющиеся в особенностях функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции), формируют архитектурный стиль.

Наиболее значимые архитектурные стили:

-Доисторическая архитектура

-Античная архитектура. VIII в. до н. э. — V в. н. э.

-Романский стиль. X—XII вв.

-Готика. XII—XV вв.

-Возрождение. Нач. XV — нач. XVII в.

-Барокко. Кон. XVI века — кон. XVIII в.

-Рококо. Нач. XVIII — кон. XVIII в.

-Классицизм, в том числе палладианство, ампир, неогрек. Сер. XVIII—XIX в.

-Эклектика. 1830-е — 1890-е гг.

-Модерн. 1890-е — 1910-е гг.

-Модернизм. Нач. 1900-х — 1980-е гг.

-Конструктивизм. 1920-е — нач. 1930-х гг.

-Постмодернизм. С сер. XX в.

Осмотр московской архитектуры мы начали с центрального выставочного зала «Манеж», который был построен в 1817 году по случаю 5-летней годовщины победы России в Отечественной войне 1812 года по проекту А. А. Бетанкура, а в 1824—1825 годах фасады были отделаны в стиле ампир Осипом Бове.

Пашков дом или Дом Пашкова — одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке. Спроектировано (предположительно) Василием Баженовым.

У дома Пашкова два главных фасада — один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, другой — ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид.

Фасад, выходящий на Моховую, характеризуется протяжённостью. Композиция центробежно разворачивается во все стороны. Вправо и влево от центрального кубического массива отходят две одноэтажные галереи, завершающиеся двухэтажными флигелями. А в центральном корпусе с обеих сторон выдвигаются колонные портики. Ввысь поднимается цилиндрический бельведер. Это — излюбленные приемы классицизма.

В колоннах и пилястрах центрального корпуса использован композитный коринфский ордер, (в своих деталях нарисованный с большей свободой и оригинальностью по сравнению с обычными канонами). По сторонам четырёхколонного портика расположены статуи, поставленные на базы колонн.

 

Дом Пашкова Дом Пашкова

 

В колоннах и пилястрах флигелей использован сложный ионический ордер с, так называемыми, диагональными капителями. Они подчеркивают художественную самостоятельность и роль флигелей в композиции фасада.

Так же нам рассказали о том, кто такой Андреа Палладио, что такое сталинский ампир. А затем мы проследовали к дому Морозова на Воздвиженке. Особняк Арсения Морозова (ныне Дом приёмов Правительства РФ; с 1959 года до конца 1990-х — Дом дружбы с народами зарубежных стран) — особняк в центре Москвы, на улице Воздвиженка (дом №16), построенный в 1895 — 1899годах архитектором Виктором Мазыриным по заказу миллионера Арсения Морозова. Здание, сочетающее элементы модерна и эклектики, представляет собой уникальный для московской архитектуры образец яркой и экзотической стилизации в неомавританском духе.

Неомавританский стиль наиболее ярко проявился в оформлении портала парадного входа и двух башен по бокам от него. Подковообразный проём, акцентированный причудливыми витыми колоннами, лепнина в виде ракушек на башнях (декоративное решение, напоминающее стены «дома с ракушками» в Саламанке), ажурные карниз и аттик создают неповторимый колорит. В остальных частях особняка иногда проглядывают элементы различных стилей: так, некоторые оконные проёмы фланкированы классицистическими колоннами. Общая композиция особняка с подчёркнутым отсутствием симметрии частей здания восходит к характерным приёмам архитектуры модерна. Внутренняя отделка помещений также отражала широкий разброс интересов хозяина: парадная столовая, именовавшаяся «Рыцарским залом», была декорирована во вкусе псевдоготики, главная гостиная, в которой проводились балы, — выдержана в стиле ампир, будуар для супруги хозяина особняка оформили в барочном ключе. Имелись также интерьеры в арабском и китайском стиле. Над особняком был устроен небольшой висячий сад.

 

Особняк Арсения Морозова Особняк Арсения Морозова. Фрагмент.

 

За 20 лет, прошедших с распада СССР, Москва превратилась в один из крупнейших мегаполисов мира, чей архитектурный облик существенно и необратимо изменился. Улица Остоженка и прилегающие к ней переулки стали символом этих изменений.

 

 

 

Государственный музей керамики усадьба Кусково XVIII века

 

Усадьба Кусково - уникальный памятник культуры XVIII века, один из самых ранних образцов летних загородных резиденций России.

Усадьба, построенная по заказу графов Шереметевых, предназначалась для пышных приемов, проведения многолюдных театрализованных празднеств и гуляний; до наших дней сохранилось более 20 уникальных памятников архитектуры, а так же единственный в Москве французский регулярный парк усадьбы с мраморной скульптурой, прудами и павильонами.

В 1919 году усадьба стала музеем, а с 1938 года после перевода в Кусково единственного в России музея керамики была переименована в Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково». Сегодня - это один из крупнейших в мире обладателей коллекции керамики и стекла различных стран от античности до современности.

Ежегодно в музее организуются выставки; проводятся концерты классической музыки; возрождаются старинные традиции усадебных празднеств, приемов и гуляний.

В последующие десятилетия музей усиленно пополнялся новыми экспонатами и к настоящему времени стал одним из крупнейших по значению в России хранилищем русского и зарубежного фарфора и стекла.

Общий художественный, библиотечный и архивный фонд музея (вместе с обстановочным комплексом усадьбы Шереметевых) составляет в настоящее время около 50 тыс. предметов.

Используя архитектурно-ландшафтные памятники исторической усадьбы графов Шереметевых и уникальные художественные коллекции, коллектив Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» добился значительных успехов и стал одним из ведущих учреждений культуры города Москвы.

Выставочная деятельность музея отличается интенсивностью и разнообразием. Музей принимает активное участие в международных и межрегиональных выставочных проектах. Сотрудничает с ведущими российскими и московскими музеями, организуются совместные выставки.

Музей Кусково это не только уникальный памятник, застывший во времени, он живёт, развивается в ногу со временем; в подлинных павильонах музея организуются выставки, как из собрания музея керамики, так и с использованием усадебной коллекции.

С наступлением летнего сезона усадьба Кусково открывает свои парадные залы не только для экскурсантов, но и для любителей классической музыки, в музее проходят уже ставшие традиционными фестивали, на которых считают за честь выступить лучшие российские и зарубежные исполнители.

Есть особая прелесть в таких концертах – зрителей окружает не только живая классическая музыка, но и музыка, застывшая в красоте архитектурных памятников и регулярного французского парка.

Первое документальное упоминание о Кускове датируется XVI в. С тех пор как В.А.Шереметев в начале XVI в. выменял ее у А.А.Пушкина, усадьба никогда не выходила из владений рода Шереметевых. Кусково, по духовным завещаниям, переходило от В.А.Шереметева к его сыну И.В. Меньшому, от него к Федору Ивановичу, который в 1648 г. передал его своему племяннику Василию Петровичу. После его смерти, в 1665 г. оно перешло к П.В.Большому, а от него, в 1690 г., к младшему его сыну Владимиру Петровичу. Известный сподвижник Петра I, полководец и дипломат, фельдмаршал Борис Петрович Шереметев в 1715 г. купил Кусково у брата. При его сыне, графе Петре Борисовиче, наследовавшем усадьбу в 1719 г., Кусково приобрело европейскую известность. С этого времени на протяжении почти 200 лет – Кусково являлось блестящим образцом «летней загородной увеселительной резиденции».

Дворец – главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове. «Большой дом», как называли Дворец в XVIII веке, строился в 1769-1775 годы под руководством московского архитектора Карла Бланка и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время.

 

Дворец усадьбы Кусково

 

Построенный из дерева в традициях русского зодчества, он имеет два этажа – парадный и антресоли, на высоком каменном цоколе, где размещались винные погреба и хозяйственные помещения.

Архитектура Дворца, выстроенного в стиле раннего русского классицизма, вместе с тем, типична для каменных дворцовых построек второй половины 18 в. Его фасад украшают три колонных портика: центральный – самый большой и торжественный, фронтон которого заполнен пышной резьбой по дереву вокруг вензеля «РS» под графской короной; боковые портики с лучковыми (полукруглыми) фронтонами украшены резными военными атрибутами. К парадному входу Дворца ведет центральный марш белокаменной лестницы и пологие пандусы – спуски для въезда карет. Пандусы фланкируют фигуры сфинксов – фантастических существ с женскими головами и львиными туловищами.

Сегодня гости музея могут посетить Дворец и насладится атмосферой XVIII века.

Первый зал, встречающий гостей во Дворце – Вестибюль, (или Парадные сени), художественная отделка которого выдержана в строгой торжественности в сочетании с искусной декоративностью. Стены и пилястры вестибюля расписаны по штукатурке «под мрамор». Декоративные алебастровые вазы, украшенные гирляндами из овощей и фруктов, выполнены в технике «тисненой бумаги», имитирующей старинную бронзу.

Для их создания П.Шереметев пригласил немецкого скульптора - декоратора Иоганна Юста. Благодаря высокому художественному мастерству и отточенной технике, выполненные И. Юстом детали убранства из дешевых материалов - гипса, папье-маше (или тисненая бумага), дерева, - воспринимаются как дорогостоящие строительные и отделочные материалы - мрамор, бронза. Эффект скульптурных рельефов, исполненных «гризайлью» создают живописные панно античной тематики, военные атрибуты и герб рода Шереметевых.

 

Вестибюль. Фрагмент. Герб рода Шереметевых. Гризайль

 

Убранство зала дополняется осветительными приборами - фонарем с подвесками из хрусталя в форме дубовых листьев (Россия, XVIII в.) и мраморными канделябрами в виде фигур юношей и девушек, поддерживающими «рога изобилия», работы русских и итальянских скульпторов II пол. ХVIII в.

Вторым залом, который мы посетили во Дворце, стала Карточная. Карточная- небольшая комната между парадными гостиными и Танцевальным залом Дворца- использовалась для игры в карты.

В архитектурном убранстве Карточной, как и во всех залах Дворца, сохранилась изразцовая печь XVII века. Дверные проемы завершают живописные панно- десюдепорты- «Времена года», исполненные неизвестными русскими художниками.

Живописное убранство Карточной составляют портреты русских и западноевропейских монархов и государственных деятелей.

Главный элемент мебельного убранства- ломберные( карточные) столы- выполнены в XVIII века французскими и русскими мастерами в технике наборного дерева.

 

Карточная. Фрагмент. Карточная. Фрагмент.

 

Затем мы побывали в Столовой, которая завершает южную анфиладу Дворца.Нарядное убранство ее подчеркнуто обилием зеркал, хрусталя, позолоты, живописных полотен. В отделке стен вместо шелковых тканей, впитывающих запахи трапез, использовались резные филенки с золоченой резьбой.

В обстановке Столовой центральное место занимает стол, сервированный в традициях II пол. ХVIII века русским и мейсенским фарфором, русским, английским и немецким стеклом. Среди разнообразных форм посуды в сервировке стола обычно использовалась фарфоровая пластика на мифологические, пасторальные, охотничьи темы.

Столовая. Фрагмент. Столовая. Фрагмент.

Парадный стол дополняется небольшими сервировочными столиками с изделиями фарфора и стекла XVIII века.

К Столовой примыкает Буфетная, служившая для хранения посуды и столовых приборов. В шкафах- буфетах выставлена русская и западноевропейская столовая и десертная посуда XVIII века.

Затем мы попали в Прихожую гостиную, которая открывает анфиладу парадных залов. Первоначально убранство стен фламандскими шпалерами было частично утрачено во время Отечественной войны 1812 года.

Прихожая гостиная. Фрагмент Прихожая гостиная. Фрагмент

Редким образом русского шпалерного искусства является тканый портрет императрицы Екатерины II, выполненный в 1766 году на петербургской шпалерной мануфактуре мастером Василием Фирсовым с живописного оригинала итальянского художника Пьетро Ротари.

В отопительной системе Дворца традиционные для России изразцовые печи с редким расписным декором сочетаются с мраморными каминами, мода на которые приходит в русский интерьер из Западной Европы. В Прихожей гостиной представлены мебель и осветительные приборы работы русских и зарубежных мастеров XVIII века, а так же восточные фарфоровые вазы и западноевропейская пластика.

Шпалерная: в декоративном оформлении Шпалерной гостиной сохранилось первоначальное убранство стен фламандскими шпалерами. Единый ансамбль со шпалерами создают кресла и стулья с тканым обитием фламандской работы конца XVII века.

Произведения декоративной живописи- десюдепорты «Аллегория трагедии» и «Аллегория музыки», десюдеглас «Мнимая больная»- выполнены неизвестными русскими художниками второй половины XVII века

В обстановку гостиной также входят ломберные( карточные) столы французской и русской работы XVIII века.

Шестым залом была Малиновая гостиная. Малиновая или Наугольная гостиная соединяют южную и западную анфилады Дворца. Парадность гостиной подчеркнута насыщенной цветовой гаммой интерьера, наборным звездчатым паркетом, пышной резьбой консоли под центральным зеркалом, золочеными резными рамами картин и люстрой- «листопадом».

Малиновая гостиная. Фрагмент. Люстра-«листопад». Футляр для «органчика».

Редким образцом резьбы по дереву 1780-90 гг. известной московской мастерской Павла Споля является футляр для «органчика»- духового музыкального инструмента, состоящего из механизма с трубами и валиком, с помощью которых воспроизводились музыкальные произведения. До настоящего времени из 10 сохранилось 9 валиков.

Так же мы посетили Парадную гостиную, Кабинет- конторку, Картинную и через концертный зал вышли в парковую зону- французский регулярный парк усадьбы Кусково. И направились в восточную часть парка, гдена берегу небольшого живописного прудика располагается павильон Грот.

Грот.

Постройка этого сооружения в «итальянской» части французского парка неслучайна («grotto» в переводе с итальянского – пещера). Именно в садах и парках Италии уже в XVI веке появились подобные сооружения и, в такой теплой стране внутри гротов устраивали либо купальню, либо фонтан. Гроты становятся популярны во многих странах Европы, и к XVIII веку мода на их устройство доходит до России, но уже, как правило, в качестве парковых павильонов, как в Кускове.

Во французском регулярном парке, практически лишенном тени, подобные сооружения предназначались для наслаждения прохладой в жаркий летний день.

Стихия воды в камне – вот главная тема, которая звучит уже в архитектуре этого трехчастного барочного здания, построенного в 1756-1761 годах под руководством крепостного архитектора Шереметевых - Федора Семеновича Аргунова. Создается иллюзия, что из каменной вазы на куполе бьет фонтан, вода «растекается» по крыше, колоннам и тремя кругами расходится на основании здания. Усиливает впечатление отражение грота в зыбкой ряби воды.

 

Грот. Внутренняя отделка. Грот. Внутренняя отделка.

 

Несмотря на то, что история не сохранила имена русских скульпторов, работающих над статуями римских богов в нишах грота, нам известно имя резчика М.И.Зимина, выполнившего клейма во фронтонах, маскароны с львиными головами и капители колонн. Сохранившиеся золоченые кованые решетки в оконных и дверных проемах – работа крепостных мастеров Шереметевых села Павлово.

В настоящее время кусковский Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века, он является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова. Кроме уникальных интерьеров павильона посетители увидят интересную выставку «Пленена камнем водная стихия…».

Отдохнув от летней жары в Гроте, мы направились в Голландский домик – самый ранний из сохранившихся увеселительных павильонов усадьбы Кусково. Он был выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. Как садовый павильон-имитация во вкусе архитектуры «разных времен и народов», Голландский домик – характерное явление в русской усадебной культуре середины XVIII века. Он считается одним из самых первых, художественно завершенных образцов подобных сооружений.

Этот «архитектурный сувенир» первым встречал гостей, въезжавших в Кусково через подъемный мост. В годы расцвета усадьбы он являлся центром малого ансамбля на берегу залива-пруда, некогда изобиловавшего карпами, приплывавшими кормиться на звон колокольчика. И сразу же вовлекал в мир игры, фантазии, в «невозвратный мираж пасторального рая». Не только сам домик с нарядным ступенчатым фронтоном, окнами с частыми, «в тридцать два стекла», переплетами, - точно сошедший с картин «малых голландцев», - но и все его окружение должно было вызывать определенные ассоциации с Голландией: и «городская застройка» вместе с исчезнувшими еще в XIX веке «Пагоденбургом»(«Китайским павильоном») и «Столбовой» беседкой, и похожий на непременный голландский канал пруд, и крошечный сад с тюльпанами и гиацинтами, и огород со спаржей и капустой.

«Быт голландского бюргера» в домике-игрушке продуман до мелочей, но быт опоэтизированный, возвышенный. Игра начинается уже с первого взгляда на фасад, на ровные яркие кирпичики. Это всего лишь роспись «под кирпич» и, что любопытно, по кирпичу. Весело, нарядно – и, опять же, в традициях восемнадцатого века. Так буквально воспринимался указ Петра I штукатурить дома и расписывать их «под кирпич», как в милой его сердцу Голландии.

 

Голландский домик. Интерьер Голландского домика. Интерьер Голландского домика.

В настоящее время гости музея имеют возможность увидеть полностью сохранившуюся внутреннюю планировку Голландского домика и основные детали архитектурного декора. Посредством воссозданных интерьеров окунуться в «быт голландского бюргера» того времени.

А в заключении мы прогулялись по территории парка и посмотрели на оранжереи. Парадные и тепличные оранжереи были непременным элементом в русских садово-парковых ансамблях II пол.XVIII века. В них содержались и выращивались экзотические теплолюбивые растения, декоративные и душистые цветы, лавры и цитрусовые (в т.ч. померанцевые), кофейные и персиковые деревья, пальмы, ананасы, кактусы и орхидеи. Летом растения выставлялись в кадках на открытый воздух, украшая партер и аллеи парка. Их кроны выстригались в виде геометрических форм, кораблей, фигур людей и фантастических животных, что гармонично сочеталось с архитектурным и скульптурным убранством парка. Подобное оформление «зеленой архитектуры» произведениями топиарного искусства (фигурной стрижки) было характерным для эстетики увеселительных усадеб России XVIII века, и, как и много другое в Кусково, было призвано «служить к удивлению» гостей.

Для «зеленых питомцев» П.Б.Шереметева в Кусково отстраиваются две оранжереи.

 

Оранжереи. Оранжереи.

 

Американская оранжерея была построена неизвестным архитектором в 1750-е годы в северо-восточной части регулярного парка. «Каталог растений» 1786 года разъясняет термин «Американская оранжерея» как постройка «большого тепла», которая представляет собой сооружение на каменном фундаменте с различным наклоном крыш, «лежачих и стоячих» оконных рам, ориентированных на юг, юго - восток и юго - запад. Угол наклона рам был тонко рассчитан для оптимального использования солнечных лучей, особенно в зимнее время. Подобные конструкции обеспечивали разнообразный тепловой и световой режим, необходимый для выращивания тропических растений. Для лучшего поглощения солнечного света использовали простое зеленоватое стекло, оранжерея исключительно утилитарное назначение.

В настоящее время в залах оранжереи проходят выставки из фондов Государственного музея керамики.

К 1763 году была сооружена Большая каменная оранжерея по проекту крепостного архитектора Федора Аргунова - самый большой павильон дворцово-паркового ансамбля усадьбы.

Помимо прямого функционального назначения она использовалась и для приема гостей: наряду с остекленными галереями для растительных экзотов в центре Большой каменной оранжереи был устроен «воксал» - небольшой круглый зал для танцев с хорами для музыкантов. В боковых ризалитах располагались комнаты для игр и приют садовника.

Сегодня в залах оранжереи развернуты экспозиции Государственного музея керамики.

 

 

Государственный музей современного искусства

 

 

Московский музей современного искусства — первый в России государственный музей, целиком специализирующийся на искусстве XX и XXI веков. С момента открытия музей многократно расширил сферу своей деятельности и получил признание широкой публики. Сегодня музей является одним из самых активных участников художественной жизни столицы.

Музей открыл свои двери 15 декабря 1999 года при поддержке Правительства Москвы и Департамента культуры города Москвы. Основателем и директором музея стал Зураб Церетели, Президент Российской Академии художеств. Его личная коллекция, состоявшая более чем из 2000 работ известных художников XX века, положила начало музейному собранию. Позднее фонды музея значительно пополнились, и в настоящее время это одно из самых представительных собраний отечественного искусства XX столетия.

Сегодня музей располагается на четырех площадках в историческом центре Москвы. Основное здание, в котором размещается постоянная экспозиция и проводятся временные выставки, расположено на улице Петровке, в бывшем особняке купца Губина, построенном по проекту архитектора Матвея Казакова. Кроме того, в распоряжении музея находятся три великолепных выставочных пространства: пятиэтажное здание в Ермолаевском переулке, просторная галерея на Тверском бульваре и старинное здание Российской академии художеств на Гоголевском бульваре.

Первая выставка , которую мы посетили в Московский музей современного искусства- Экспозиция «Сны для тех, кто бодрствует»

Чего мы ждем от произведений искусства? Стремимся ли мы обрести с их помощью достоверное знание о природе и человеке или, напротив, хотим обмануться, погрузиться в мир грез и иллюзий? Стоит ли доверять тому, что мы видим своими глазами, или же нам следует быть более осторожными, разборчивыми, и не поддаваться наваждению?

 

Фрагмент экспозиции «Сны для тех, кто бодрствует» Фрагмент экспозиции «Сны для тех, кто бодрствует»

 

Задача новой, пятой по счету, тематической экспозиции Московского музея современного искусства заключается в том, чтобы проанализировать закономерности зрительского восприятия сквозь призму извечной, актуальной и поныне оппозиции «истинного» и «фантомного» образа. Другими словами — исследовать укорененный в западной культуре конфликт между положительным, рациональным представлением об образе как прозрачном «окне в мир» и прямо противоположным отношением к визуальным подобиям как подозрительным или же откровенно опасным плодам фантазии. Редко выявляясь в столь утрированном виде, эти психологические установки представляются динамической парой: они способны меняться местами в зависимости от точки зрения.

 

Фрагмент экспозиции «Сны для тех, кто бодрствует» Фрагмент экспозиции «Сны для тех, кто бодрствует»

 

Обратимость заложена и в названии проекта. Оно восходит к диалогу Платона «Софист». В оригинальном контексте фраза «сны для тех, кто бодрствует» выступала иконоборческой метафорой художественного творчества — но, что характерно, метафорой оптической.

В экспозицию войдут произведения амбивалентные по своей визуальной природе: все они допускают противоречивую, двойственную интерпретацию. Зрителю же предлагается сыграть с музейными экспонатами на доверие и задуматься, например, стоит ли считать сверхреалистичный образ лишь безобидной обманкой, являются ли правила построения прямой перспективы естественной моделью человеческого восприятия, можно ли перекодировать образ в текст. Под силу ли художнику запечатлеть нечто трансцендентное, лежащее за гранью опыта? Эти и другие сюжеты, будут рассмотрены в четырнадцати тематических разделах экспозиции, посвященных визуальной онтологии и риторике современного искусства. Своего рода эталоном достоверности в каждом разделе будут выступать специальные экспонаты: оптические приспособления, научные изображения и артефакты.

 

Фрагмент экспозиции «Сны для тех, кто бодрствует» Фрагмент экспозиции «Сны для тех, кто бодрствует»

 

Следующая выставка , которую мы посетили в Московский музей современного искусства- «Экспансия предмета». Данная выставка предлагает обратить особое внимание на одну из важнейших тем ХХ-ХХI веков — бытование предмета и историю его трансформации в изобразительном искусстве. Кураторы затронули проблему существования вещи, как символа и объекта с неограниченным количеством коннотаций, рождающихся в зависимости от предложенного художником ракурса. Коллаж, рельеф, ассамбляж, реди-мейд — вот только несколько техник, к которым обращаются мастера, чьи работы будут представлены в рамках специального выставочного проекта «Экспансия предмета».

С начала ХХ века художник активно включает в область своих экспериментов предмет, который теперь не только позирует для изображения, но и сам полностью или частично входит в структуру произведения, а ко второй половине столетия становится полноценным объектом искусства. В нашей экспозиции на примере некоторых техник и приёмов прослежены пути, переплетения, полемика и взаимовлияние различных тем, художественных решений, жанров и методов в творчестве современных авторов, представлены всевозможные стороны предметной реальности в искусстве и её бытование в равномерных пространствах, как физических, так и ментальных.

 

Фрагмент выставки «Экспансия предмета» Фрагмент выставки «Экспансия предмета»

 

Структура выставки базируется на идее демонстрации всего многообразия отношений художника к предметному миру: от использования пластических качеств в канве изобразительного произведения к активному включению предметов в композицию с нарушением смысловых связей и отношений; от деконструкции целостного предмета к созданию фрагментарных построений, наделенных новыми значениями. Акценты расставлены на темах применения различных материалов, разработки новаторских приёмов и совмещения нескольких композиционных и смысловых слоев в одной работе. На примере разных жанров и стилей зритель сможет увидеть процесс деструкции целого и рождение новых форм, вышедших из сферы утилитарного и вновь возродившихся в современном искусстве.

 

Фрагмент выставки «Экспансия предмета»

 

Широкий взгляд на предметность, как ключевое понятие в концепции выставки, диктует многообразие граней и длинный список имён избранных авторов. Участниками экспозиции являются мастера разных периодов ХХ — XXI веков. Круг произведений не ограничивается только коллекцией Музея. В числе художников: Владимир Издебский, Давид Бурлюк, Борис Турецкий, Оскар Рабин, Елена Берг, Борис Орлов, Анатолий Брусиловский, Борис Смертин, Игорь Макаревич, Виталий Пушницкий, Борис Михайлов, Андрей Дюков, Анна Желудь.

 

 

Центр фотографии им. братьев Люмьер

 

Центр фотографии имени братьев Люмьер открылся 2 марта 2010 года на территории бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь» - нового центра культурной жизни столицы, модной арт-площадки, где недалеко от главных достопримечательностей Москвы – Кремля и Храма Христа Спасителя – расположены галереи, дизайн-студии, клубы и рестораны.

Три просторных выставочных зала позволяют экспонировать более 400 фотографий.

 

Выставочный зал Рестораны центра

 

На территории Центра функционирует открытая библиотека, задача которой - собрать всю лучшую литературу по фотографии за последние 80 лет.

Решение о создании Центра приняли владельцы «Фотогалереи имени братьев Люмьер» Наталья Григорьева и Эдуард Литвинский. «Мы нуждаемся в институте, позволяющем серьезно заниматься наследием российской и советской фотографии: демонстрировать его на высоком музейном уровне, собирать материалы для его изучения, издавать книги, фотоальбомы, популяризировать фотографию, привлекая известных практиков и теоретиков для проведения мастер-классов и чтения лекций». Весь фотографический фонд, накопленный за время существования «Фотогалереи имени братьев Люмьер», будет передан Центру. Работа, начатая 10 лет назад, будет продолжена на новом уровне», - так говорит о проекте Наталья Григорьева.

Центр фотографии имени братьев Люмьер - площадка, предназначенная для работы с профессиональными фотографами, фотографическими коллекциями, фотовыставками и галереями фотографии. Центр планирует проводить выставки, подготовленные собственными кураторами, а также предоставлять залы другим интересным проектам в этой области.

Кроме регулярного проведения фотографических выставок, Центр будет заниматься обучением, исследовательской деятельностью, проводить собственную издательскую программу и формировать базу для создания «Российского Музея Фотографии» в недалеком будущем. С этой целью на территории Центра скоро начнет действовать «Фонд Фотографии имени братьев Люмьер».

 

Юрий Кривоносов «Едим на охоту» Александр Тягны- Рядно «На дне» 1980-е.

 

Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет выставку «Московские истории. ХХ век. Часть II» - заключительную часть проекта, посвященного жизни столицы за последние сто лет. Выставка представит главные события Москвы с начала 1960-х до конца 1990-х.
В ней организаторы собрали работы признанных мастеров жанровой и стрит-фотографии, городского пейзажа, архитектурной и репортажной съемки - Наума Грановского, Николая Рахманова, Игоря Зотина, Нины Свиридовой и Дмитрия Воздвиженского, Юрия Кривоносова, Михаила Трахмана, Леонида Лазарева, Андрея Князева, Александра Слюсарева, Юрия Абрамочкина, Владимира Лагранжа, Сергея Борисова, Игоря Пальмина, Владимира Богданова, Владимира Филонова, Игорь Стомахина, а также многих других авторов, в чьих фотографиях в разное время и в разных ракурсах отразился наш город.

Открывая первую часть проекта в 2011 году, организаторы понимали, что задача не только в том, чтобы рассказать о Городе. Выставка прошла с невероятным успехом еще и потому, что смогла раскрыть многообразие авторских стилей и направлений в советской фотографии первой половины двадцатого столетия. И сегодня центр фотографий имени братьев Люмьер готов представить зрителям вторую часть этого проекта.

Но что же такое Москва 1960-1990-х годов, какие образы остались в нашей памяти, что сохранила пытливая камера фотографа? Это вереницы огней вечернего Нового Арбата, бесконечная очередь в мавзолей Ленина, рассекающая пополам Красную площадь. Густые клубы пара над бассейном «Москва» и блеск куполов Храма Христа Спасителя. Встречи ветеранов у Большого театра и баррикады напротив горящего Белого дома. А может быть парящий над стадионом олимпийский мишка? Москва 1961-го года славила первых покорителей космоса, устремляя ввысь сталь и мрамор величественных монументов на ВДХН и Ленинском проспекте. Москва 1993-го свергала с пьедестала старых вождей - площадь Дзержинского сменила лицо и имя, а ее квартирант отправился на Крымском вал - последнее скульптурное пристанище в столице.

 

А. Тягны- Рядно- Перевес 1989 И. Стомахин- Уборка на Красной площади Н.Свиридова.- Кремлевской стены

 

Однако город это не только события. Это архитектура, люди и то, что рождается между ними. Именно фотография способна передать все самые тонкие грани и оттенки мегаполиса, передать атмосферу большого города.

 

 

– Конец работы –

Используемые теги: Государственный, музей, архитектуры, имени, Щусева0.084

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Государственный долг и государственный бюджет РФ
В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двухъярусное построение - государственный и местный бюджеты. В странах с… К бюджетам территории относятся бюджеты крупных регионов - штатов, земель,… Государственные финансы, в которые входят бюджеты центрального правительства, местных органов власти всех уровней, а…

Государственный музей изобразительных искусств
В настоящее время собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывает свыше 560 тысяч произведений живописи и скульптуры, графических работ, произведений… В рукописном фонде хранятся документы по истории музея, научное и эпистолярное… Музей издает научные сборники, каталоги собраний и выставок, путеводители, альбомы, серию брошюр "В помощь школе" на…

Лекция: Уровни абстракции ОС. ОС с архитектурой микроядра. Виртуальные машины. Цели проектирования и разработки ОС. Генерация ОС В лекции рассматриваются следующие вопросы: методы проектирования и реализации ОС: уровни абстракции ОС; ОС с архитектурой мик
В лекции рассматриваются следующие вопросы методы проектирования и реализации... Содержание Введение Уровни абстракции ОС Операционные системы с микроядром Виртуальные машины другой распространенный подход к...

Государственный Исторический Музей
На том месте, где выстроен Исторический музей, прежде находи¬лось здание, где располагался в первые годы по¬сле его основания Московский… Переходя к следующей витрине, мы от государственных и княжеских вещей… На витрине "Русская деревня в IX-XIII вв." выставленные экспонаты разделены на несколько экспозиций. Наральник,…

Методические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине МСха имени К.А. Тимирязева ФГбОУ ВПО ргау - МСХА имени К.А. Тимирязева
Факультет Зооинженерный... Кафедра Ветеринарии и физиологии животных...

В настоящее время существуют два типа архитектуры микропроцессорных систем – Принстонская, или архитектура фон-Неймана и Гарвардская
Введение... В настоящее время существуют два типа архитектуры микропроцессорных систем... В г американский математик Джон фон Нейман сформулировал основные принципы работы современных компьютеров Им...

Татарский государственный академический театр имени Галиаскара Камала
Театры появлялись в форме театральной самодеятельности при медресе; в качестве домашних, школьных, клубных спектаклей в Казани и Уфе, Астрахани и… Эта дата и считается днем рождения театра имени Г.Камала. Хотя, пока он… Татарский профессиональный театр начала века насчитывал несколько трупп. Самой известной была труппа "Сайяр"…

Лекция: Архитектура компьютерной системы В лекции подробно рассмотрена архитектура компьютерной системы: управление прерываниями
В лекции подробно рассмотрена архитектура компьютерной системы управление прерываниями памятью вводом выводом иерархия памяти ассоциативная... Содержание Введение Архитектура компьютерной системы... Введение...

Государственный Русский Музей
Музей размещается в четырех зданиях, расположенных в историческом центре Санкт-Петербурга. Это - Строгановский и Мраморный дворцы, Михайловский… В выборе дворцового строителя Александр I остановился на архитекторе Карле… Навсегда нами утрачено убранство многих интерьеров.Тем не менее и сегодня, попадая в Михайловский дворец, невольно…

Доверенность от имени организации отдаётся от имени только организации (а не от филиала), за подписью её руководителя и с печатью
Для законных представителей нужен документ подтверждающий связь представителя с представляемым свидетельство о рождении для родителей для... Договорные представители Основной способ оформления полномочий... Доверенность от имени организации отда тся от имени только организации а не от филиала за подписью е руководителя...

0.086
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам