ИДЕЯ ПРАВОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ИСТОРИИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ

Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы со­
отношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеаль­
ном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо
народа должно представлять высший закон для государства. I

Однако практика далеко не всегда достигала таких высоких идеалов и обычно останавливалась на более низких устремлениях — выгоде для государства, отдельных слоев, облеченных публичной властью. Еще Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой — к интересам подданных, общества.

Ведь государство, так же как и всякий иной социальный институт, можно использовать по-разному, в различных целях. Оно может слу­жить и некоторым политическим группировкам, элитам, партиям, классам и т.п., но может действовать и в интересах всего общества. В первом случае оно выступает в роли «хозяина», во втором — в роли «слуги». Термин «слуга» используется не для того, чтобы «унизить» институт государственности, а чтобы показать его служебное положе­ние, ведь в конечном счете данный институт существует не ради самого себя (не государство ради государства), а ради общества, в целях созда­ния благоприятных условий для развития личности. Именно общество (налогоплательщики) содержит государство, которое выступает лишь политической частью общества, исторически призванной и обязанной его организовывать. Кроме того, слово «слуга» взято в кавычки, что означает не только известную образность, но и условность по отноше­нию к слову «хозяин».

Государство, подобно любому явлению, способно привносить в
жизнедеятельность не только плюсы (позитивные результаты — упо­
рядоченность, гарантированность прав и свобод человека и граждани­
на, безопасность и т.п.), но и минусы (негативные последствия — бю­
рократизм, произвол, злоупотребления властью, коррупцию, террор
и т.д.). , ' I . .

С возникновением государства значительная часть людей оказалась Неудовлетворенной тем; что данный социальный институт использо-



Тема 12. Правовое государство


1. Идея правовой государственности в истории политико-правовой мысли 249


 


вался не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть
употреблялись не на общее благо, а в корыстных целях узкого круга
лиц, групп, классов. В таких ситуациях государство из «слуги» обще­
ства превращалось в «хозяина», навязывало волю большинству, подав­
ляло его, чинило произвол. <

Любая власть, и главным образом государственная, не знает собст­
венных границ, всегда стремится к неограниченному расширению
властного пространства, что ведет, как правило, к ущемлению интере­
сов личности. Еще ВТ. Белинский предостерегал/что «ни одна страсть
не стоила человечеству стольких страданий и крови, как властолюбие».
«Каждый человек, — по Расселу, — изначально наделен двумя связан­
ными, ;но не тождественными страстями — стремлением к власти и
славе/Обе страсти ненасытны и бесконечны»1. •

Как же быть? Что противопоставить такой страсти и такой тенден­
ции к неограниченному расширению? С помощью чего государствен­
ную власть можно будет упорядочить, ограничить? •

Люди все чаще стали задумываться над такими вопросами: как сде­
лать, чтобы государство не превращалось из «слуги» в «хозяина», как
и с помощью какого средства направлять его энергию, силу, власть в
русло общего блага, какое противоядие можно использовать в целях
минимизации произвола и различных злоупотреблений? ,

На эти вопросы отвечают по-разному, существует широкая ампли­
туда мнений. Одни мыслители считают, что в принципе ничего нельзя
противопоставить такой страсти. Так, Л.Н. Толстой писал: «Сколько
ни придумывали люди средств для того, чтобы лишить людей, стоящих
у власти, возможности подчинять общие интересы своим или для того,
чтобы передавать власть только людям непогрешным, до сих пор не
найдено средств для достижения ни того, ни другого...»2. ••'."••'•

Другие ученые исходят из того, что государственную власть вообще
не надо ограничивать. Подобные идеи характерны для этатистов («эта­
тизм» — от французского «государство»), которые всячески возвыша­
ют государство над правом, отвергают возможность жесткого упорядо­
чения государственной,власти со стороны права, в результате чего/как
показывает практика, политика переходит границы рационального вза­
имодействия с экономикой и другими организующими жизнедеятель­
ность общественными системами, происходит огосударствление соци­
альной сферы. I | •"; .:

Третья точка зрения выражает стремление к максимальному огра­ничению государственной власти, а затем и к ее полному устранению с

! 1 • | ' '

1 Цит. по: Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989.

с. 163. I. .............................. ' • ,. • i '• Л;

2 Толстой Л.Н. Царство божие внутри нас // Поли. собр. соч. М., 1957. Т. 28. С; 132.


политической сцены, видя в этой власти главную угрозу для свободы
личности. Такие взгляды присущи анархизму («анархизм» — от гречес­
кого «безвластие») -1- политическому течению, провозглашающему
своей целью уничтожение государства и замену любых форм принуди­
тельной власти свободой и добровольной ассоциацией: граждан. С по­
зиции анархистского типа политического сознания всякое право и
правление (правительство) есть вмешательство в жизнь общества, есть
источники всех социальных зол1. ••!... i

Мнение четвертой группы мыслителей не столь категорично. Они выступают, с одной стороны, против ликвидации государственной власти, ибо без нее пока просторе обойтись, а с другой стороны, не могут согласиться и с теми идеологами, которые данную власть абсо­лютизируют, выводят ее из-под социально-правового контроля. Речь идет о представителях концепции правового государства, которые в качестве средства, организующего государственную власть, называют право. В этой связи идея правового государства выступает одной из форм своеобразного компромисса различных идеологий, той «золотой серединой» (мерой), к которой предлагали стремиться еще древние мудрецы.

Именно через право (а точнее, через такую его форму, как закон) предоставлялось больше всего возможностей выразить и осуществить общественные интересы, именнЬ право, в отличие от других социаль­ных норм (морали, обычаев, традиций, религиозных норм и т.п.), носи­ло формально определенный (письменный) характер и могло детально регламентировать компетенцию органов государства, что облегчало контроль со стороны общества за деятельностью чиновников. Все эти качества послужили той объективной основой, которая позволила ис­пользовать право в виде своеобразного «лекарства» от злоупотребле­ний властью со стороны государства.

Идея утверждения права в общественной жизни родилась в тот период истории человечества, когда начали возникать первые государ­ства. Древнейшие памятники письменности отразили процесс имуще­ственного и социального расслоения первобытных коллективов и воз­росшую вследствие этого потребность в нормативно-властном упоря­дочении общественных отношений. Они зафиксировали, как на смену первобытной организации власти пришло государство и что само его формирование потребовало проведения законодательных реформ, по­ложивших начало правовой регламентации механизма государствен­ного управления. С момента своего возникновения право, таким обра-

' Подробнее об этом см.: Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. М., 1989. ,,•,..


Тема 12. Правовое государство


1. Идея правовой государственности в истории политико-правовой мысли 251


 


зом, выступает не только инструментом воздействия на общественные отношения, но и средством обеспечения нормального функционирова­ния государственной власти. Для того чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституиро­вать себя законодательным путем1.

Итак, уже в древности начинаются поиски принципов, форм и
конструкций для установления взаимных связей, зависимостей и со­
гласованного взаимодействия права и власти. В общем ключе углуб­
лявшихся представлений о праве и государстве сравнительно ранб
сформировалась идея о разумности и справедливости организации
такой политической формы общественной жизни людей, при которой
право, благодаря признанию и поддержке власти, становится властной
силой (то есть общеобязательным законом), а публично-властная сила
(с ее возможностями насилия и т.д.), признающая право, упорядочен­
ная, а следовательно, ограниченная и оправданная им одновремен-'
но, — справедливой (то есть соответствующей праву) государственной
властью. Такое понимание государства как правовой организации пуб^
лично-властной силы является основной идеей правовой государст­
венности2. • •

Еще Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государ­ству боги». Аналогичные взгляды развивались Аристотелем: «Там, где отсутствует власть закона, нет места (какой-либо) форме государствен­ного строя. Закон должен властвовать над всеми...» Согласно Цицеро­ну, государство есть дело народа как соединение «многих людей, свя­занных между собой согласием в вопросах права и общностью интере­сов». Право же является, по его мнению, необходимым конституирую­щим источником государственности вообще.

Идеи древнегреческих и древнеримских мыслителей, воплощав­
шиеся в характерных для той эпохи понятиях, не имели еще логически
завершенной формы, поэтому «говорить о становлении концепции
правового государства во времена античности — значит делать очень
большое допущение...»3. Однако в условиях рабовладельческого, а
I затем и феодального строя они не имели шансов получить последовй-
------ '—'—'— ' , '' !

:' См.: Воротшшн ЕЛ. Идеи правового государства в истории политической мысли
// Политология: Курс лекций. М., 1993. С. 33—34. , . ,

2 См.: Нерсесянц B.C. Идеи и конструкции правовой государственности: историями
современность // Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализа­
ции. М., 1990. С. 7.

3 Козлихин И.Ю. Право и политика. СПб., 1996. С. 28. :


тельного обоснования. Существовавшая в те времена действительность не могла еще дать необходимой информации.

В теоретически развитом и развернутом виде учения о правовом государстве были оформлены гораздо позже — в условиях борьбы про­тив феодального произвола и абсолютистского деспотизма, в период буржуазных революций и утверждения нового строя. Базируясь во многом на античных источниках, такие мыслители, как Ш. Монтескье, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.Ж Руссо, А.Н. Радищев и другие, вывели про­блему соотношения государства и права на светский уровень, освобо­дили ее в значительной части от'религиозного мировоззрения.

В их трудах проявились стремления ввести государственное власт­вование в правовые границы и прозвучало отрицательное отношение к абсолютизму государственной власти. Сбответственно радикальные изменения претерпела и трактовка государства. Поскольку праву отво­дилась роль ведущей нормативной системы, постольку государство предстает в теоретическом понимании в виде организации власти, при­званной гарантировать собственность и права индивидов, а также раз­решать возникающие между ними споры в законном порядке. Государ­ство оказывалось средством утверждения правопорядка как равнове­сия между частной собственностью и общим благом. В трактовку соот­ношения государства и права в XVI—XVII вв. были привнесены идеи, неизвестные предшествующей общественно-политической мысли, а именно: идеи правового (конституционного) закрепления государст­венного строя; единой для всей страны законности; верховенства общих (безличных) законов и ограничения власти правительства, субъективных прав личности; взаимной ответственности индивида и государства1.

Философская основа теории правового государства была сформу­лирована И. Кантом, который рассматривал государство как «объеди­нение множества людей, подчиненных правовым законам», и считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: «Чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа». |

Учение И. Канта оказало огромное воздействие на последующее развитие концепции правового государства. Дод влиянием его идей в Германии сформировалось представительное направление, среди сто­ронников которого были Р. Моль, В. Велькер, Р. Гнейст и др. Благодаря их трудам идеи правового государства обрели терминологическую оп­ределенность и получили широкое распространение.

1 См.: Воротилш Е.А. Указ, соч.] С. 37—38. i



'Тема 12. Правовое государство


2. Понятие правового государства



 


 


В России данная концепция развивалась в трудах ученых-юристов
либеральной школы — Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, М.М. Кова­
левского, Б.А. Кистяковского. Специальные исследования посвятили
этой теме, в частности, В.М. Гессен (Теория правового государства.
СПб., 1913), С.А. Котляревский (Власть и право. Проблема правового:
государства. М., 1915) и Др.. , .. . ',

Второе рождение эта идея обрела в современном | мире :впериод-
развала диктаторских, авторитарных режимов в Германии и Италии,
Испании и Португалии,; колониальных империй, утверждения демо­
кратии. Концепция правового государства в странах, переживающих
кризис в их духовной жизни, в политике и экономике (как, например,
сейчас в России), является эффективным орудием борьбы за права,
человека, за предоставление ему гарантий .безопасности, достоинства,,
творческого саморазвития. , i ,:....;;.'

Теория правового государства вовсе не застывшая догма. Она раз­вивается и сегодня, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления в истории человечества правовых и нравственных тради­ций и политического опыта. Вместе с тем следует помнить, что в юри­дической науке никогда не существовало, не существует и сейчас еди­ной общепризнанной, концепции правового государства. Она может обосновываться и разрабатываться с разных мировоззренческих пози­ций, в рамках различных типов правопонимания,, отражать реалии раз­личных национальных политических и правовых систем и т.д.1