В учебных и практических целях очень важно выявить как тесную
взаимосвязь всех видов социальных норм, так и их специфику. Особен
но это касается права и морали, представляющих для юридической
науки приоритетный интерес. : /
Еще древние философы (Платон, Демокрит, Цицерон, Аристотель)
указывали на значимость этих двух главных определителей обществен
ного поведения, их сходство и несовпадение. Отграничив право от мо
рали, мы тем самым покажем отличие его от других социальныхлорм,
место и роль этого регулятора в общей системе нормативного регули
рования1. ; !М
Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют
прежде всего правовые нормы — это их специальность. Но они для
оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного раз
решения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим
критериям, ибо в основе права лежит мораль. '
Русские правоведы (B.C. Соловьев, И.А. Ильин и др.) неизменно подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль. Право — средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо. B.C. Соловьев, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра или порядка, не допускающего известного проявления злак
Мораль — важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения,
1 Мы не вдаемся здесь в полемику, ведущуюся в литературе вокруг понятия права, но придерживаемся мнения, согласно которому право — это исходящие от государств3 нормы, призванные выражать идеи гуманизма, нравственности, справедливости,,естест-венных прав человека, меру свободы личности; баланс интересов между различными слоями общества. В целом понятие права, как заметил еще И.А. Ильин, упирается в понятие нормы. Именно поэтому ни одна из предлагающихся ныне концепций права не исключает из его состава нормы, а лишь дополняет их рядом других компонентов.
3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие... 327
определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности1..
Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и включает в себя также психологические моменты: эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Но главное в морали — это представления о добре и зле.>
Нравственность предполагает ценностное отношение человека не только к другим, но и к себе, чувство собственного достоинства, самоуважения, осознание себя как личности. И. Кант заметил: «Кто превращает себя в червя, не должен потом жаловаться, что его топчут ногами»2. Честь, достоинство, доброе имя охраняются законом — это важнейшие социальные ценности. Честь — дороже жизни. Когда-то из-за чести шли на дуэль, в таких поединках погибли Пушкин, Лермонтов. Представления о честном и бесчестном — еще один стержень морали. Высшим законом и высшим судом для личности является собственная совесть, которая по праву считается самым полным и самым глубоким выражением нравственной сущности человека.
Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый — выражает
глубину осознания индивидом своего собственного «Я», меру ответст
венности, духовности, общественного долга, обязанности. Еще древние
говорили: «Нет ни одного момента в жизни человека, свободного от
долга». Здесь проявляется известный кантовский «категорический им
ператив», в соответствии с которым в каждой личности заключено
некое высшее и безусловное нравственное правило («внутреннее зако
нодательство»), коему она должна добровольно и неукоснительно сле
довать, i
Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Он ставит границы собственному произволу, себялюбию, эгоизму. Так гласит и одна из христианских заповедей. По Канту, две вещи поражают наше воображение — звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас. Последнее и есть императив.
Мораль и нравственность — одно и то же. В научной литературе и в практическом
°"Иходе они употребляются как идентичные. Впрочем, некоторые аналитики пытаются
Установить здесь различия, предлагая под моралью понимать совокупность норм, а под
Равственностью — степень их соблюдения, т.е. фактическое состояние, уровень морали.
Данном случае мы исходим из тождественности этих понятий.. Что касается этики, то
То особая категория, означающая учение, науку о морали, хотя и она содержит в себе
Ределенные оценочные критерии.
Кант И. Метафизика нравов. Соч. Т. 4. Ч. 2. М., 1965. С. 376.
Тема М. Право в системе социальных норм
3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие...
Все это составляет понятие совести, т.е. способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. «Закон,.живущий ; в нас, — писал Кант, — называется совестью; совесть есть, собственно соотношение наших поступков с этим законом»1. Цицерон видел з совести главное украшение человека. Эта мысль отразилась и в народной мудрости: «Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую
СОВеСТЬ»-. : | • ; :.',«
Второй аспект морали'— конкретные формы внешнего проявления указанных выше качеств, ибо мораль не может быть сведена к; голым принципам. Эти две ее стороны тесно переплетены. «Человек естъ'ряд j его поступков....Каков человек внешне, т.е. в своих действиях, таков он и внутренне»2. Поэтому нельзя о человеке судить по тому, что он сам о себе думает или декларирует. Только поступки могут раскрыть'его действительную сущность. Но поступки — плоды помыслов. ;' •'(
Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в
себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и про
тиворечия. Внимательное сопоставление права и морали, выяснение
взаимосвязей между ними позволяют более глубоко познать io6ai эти
явления3. :! ,
Единство права и морали состоит в том, что: I
во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования ив силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;
BiO - в т о р ы х, право и мораль преследуют в конечном счете одни и
те^же цели и задачи — упорядочение и совершенствование обществен
ной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение
личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма,
справедливости; '
в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирова
ния — общественные отношения (только в разном объеме), они адресу
ются к одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требо
вания во многом совпадают; f
в-четвер ты х, право и мораль в качестве нормативных явлений
определяют границы должных и возможных поступков субъектов, слу
жат средством выражения и гармонизации личных и общественных
интересов; ; г
• • , • • 'Ч !
1 Кант И. Указ. соч. С. 329. ;, - '
2 Гегель. Соч. М„ 1929. Т. 1.С. 234,236. , ' • iSi
3 Здесь и далее под правом имеются в виду исходящие от государства юридические
нормы, если не оговорено иное. ; > ' • • . ' »
в-пятых, право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации; :
в-шестых, право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал. Цель права — «установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил»1. Таково же, в сущности, и назначение морали. Ведь право — возведенная в закон нравственность.
Однако наряду с общими чертами право и мораль имеют существенные различия, обладают своей спецификой. Учет своеобразия этих феноменов имеет, пожалуй, более важное значение, чем констатация их общности. Именно поэтому онтологические статусы и признаки права и морали заслуживают пристального сравнительного анализа.
Отличительные особенности данных явлений заключаются в следующем.
1. Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же\отменя-ются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права; правотворчество — его исключительная прерогатива. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.
Конечно, процесс правообразования идет не только «сверху», но и «снизу», вырастает из народных глубин, обычаев, традиций, юридической практики, прецедентов, но в конечном счете правовые нормы «преподносятся» обществу все же от имени государства как его официального представителя.
По-другому формируется мораль. Ее нормы создаются не государством непосредственно, и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. Для того чтобы нравственная норма получила право на существование, не нУЖно согласия властей; достаточно, чтобы она была признана, «санкционирована» самими участниками социального общения — класса-
Илъин И.А. Порядок или беспорядок? М., 1917. С. 24.
Тема 14. Право в системе социальныхнорм
3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие..
ми, группами, коллективами; теми людьми, кто намерен ею руководст
воваться. В отличие от права мораль носит неофициальный (негосу
дарственный) характер. >
Это вовсе не означает, что государство не оказывает никакого .вли
яния на становление морали. Такое воздействие оказывается по.мно
гим линиям: через право, политику, идеологию, средства массовой ин
формации, всю систему отношений, но прямо оно нравственные нормы
не устанавливает. «Моральные заповеди не могут быть предметом по
ложительного законодательства»1. • . , •'
В любом государстве действует только одно, им же создаваемое право, в то время как мораль не является единой и однородной,5 она дифференцируется в соответствии с классовым, национальным^ религиозным, профессиональным и иным делением общества. Это лишний раз показывает генетическую связь права с государством и отсутствие таковой у морали, хотя и мораль, несмотря на указанную выше' социальную дифференциацию, в целом все же соответствует определенному типу общества, государства или формации (рабовладельческой,'феодальной, буржуазной и т.д.).
2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если
право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется,
защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за
соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает,.ибо
норма права — не просьба, не совет, не пожелание, а властное требова
ние, веление, предписание, обращенное ко всем членам общества и
подкрепляемое в их же интересах возможностью принудить, заставить.
Иными словами, юридические нормы носят общеобязательный^ не
пререкаемый характер. Отсюда не следует, что каждая отдельно взятая
норма относится ко всем. Речь идет о принципе — о том, что в праве
объективно заложен принудительный момент, без которого оно не
было бы эффективным регулятором жизнедеятельности людей, атри
бутом власти. ' . ''- ;Х;
Но право утверждается, проводится в жизнь не только и не столько
с помощью «карающего меча». Угроза санкций — потенциальна,^ на
случай конфликта с законом. Ведь большинство граждан соблюдает
правовые нормы добровольно, а не под страхом наказания. Использу-
ются, конечно, и методы убеждения, воспитания, профилактики, дабы
побудить субъектов к правопослушанию. Реализация права — слож
ный процесс. • ;'
По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. НаруШе~
! • '• '• \
1 Гегель. Работы разных лет. Т. 2. М., 1973. С. 37. : '
ние нравственных норм не влечет за собой вмешательства государст
венных органов. В моральном отношении человек может быть крайне
отрицательной личностью, но юридической ответственности он не под
лежит, если не совершает никаких противоправных поступков. Само
общество, его коллективы решают вопрос о формах реагирования на
лиц, не соблюдающих моральные запреты. При этом моральное воздей
ствие может быть не менее действенным, чем правовое, а иногда и более
эффективным. Последствия же аморального поведения могут быть са
мыми тяжелыми! и непоправимыми. i
3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации.
Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических
актах государства (законах, указах, постановлениях),труппируются по
отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства
пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, состав
ляющие в целом обширное и-раэветвленное законодательство, то нрав
ственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учи
тываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании
людей — участников общественной жизни. Их появление не связано с
волей законодателей или других правотворящих лиц.
Моральные нормы и принципы, возникая под влиянием определенных социальных условий в различных слоях и группах общества, распространяются затем на более широкий круг субъектов, становятся устойчивыми правилами и мотивами поведения. При этом нельзя точно указать ни время, ни причины, ни порядок возникновения тех или иных этических норм, ни сроков их действия. Возникая постепенно, стихийно, они также незаметно уходят в прошлое, теряют силу.
Но моральные нормы — это не только неписаные заповеди и требо
вания (хотя таких абсолютное большинство). Многие из них содержат
ся, например, в программных и уставных документах различных обще
ственных объединений, литературных и религиозных памятниках, ис
торических летописях, хрониках, манускриптах, запечатлевших прави
ла человеческого бытия. ••.•.•'
Некоторые нравственные правила органически вплетаются в статьи и параграфы законов, иных правовых актов, о чем подробно будет сказано ниже. Тем не менее в отличие от права, которое представляет собой логически стройную и структурированную систему, мораль — относительно свободное, внутренне несистематизированное образование.
4. Право и мораль различаются по характеру и способам ихвоздей-
Стпвия на сознание и поведение людей. Если право регулирует взаимоот-
н°шения между субъектами с точки зрения их юридических прав и
обязанностей; правомерного — неправомерного, законного — незакон-
Тема 14. Право в системе социальных норм
3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие..
ного, наказуемого — ненаказуемого, то мораль подходит к человечес
ким поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного,1 чест
ного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, •• чести,
• долга и т.д: Иными словами, у них разные оценочные критерии, соци
альные мерки. >••
В связи с этим нормы права содержат в себе более или менее "подробное описание запрещаемого или разрешаемого. действия, точно указывают нужный вариант поведения, отличаются четкостью; формальной определенностью, властностью, как правило, заранее устанавливают санкцию за нарушение данного предписания, тогда как нравственные нормы не имеют такой степени детализации и не предусматривают заблаговременно объявляемый вид ответственности. • ,• •
5. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответст
венности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой
реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юриди
ческую ответственность, причем порядок ее возложения строго регла
ментирован законом — он носит процессуальный характер. Его соблю
дение столь же'обязательно, как и соблюдение материальных правовых
норм. Человек наказывается от имени государства, поэтому к юриди
ческой ответственности нельзя привлечь в произвольной форм'е.;'!
Иной характер носит «воздаяние» за нарушение нравственности.
Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что наруши
тель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему приме
няются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исклю
чение из организации и т.п.). Это — ответственность не перед государ
ством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людь
ми. Мораль не располагает тем набором средств принуждения, котбрый
имеется у права — заранее продуманная и широко известная система
санкций. . i . ., ; .^ |;
6. Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляе
мых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали,
которая во многих случаях требует от личности гораздо больше, чем
юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые проти
воправные действия весьма суровые санкции. Например, мораль без
оговорочно осуждает1 любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана
и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и< опасные их
проявления; Мораль не терпит никакого антиобщественного поведе
ния, в чем бы оно1 ни ^выражалось, в то время как право наказывает
наиболее злостные случаи таких; эксцессов. !
Нравственность'выверяет поступки людей категорией совести,! повелевает блюсти не только закон, но и долг, внутренние побуждения, считаться с мнением окружающих со граждан. Она более требовательна
к поведению индивида. Право не в состоянии заставить человека быть всегда и во всем предельно честным, порядочным, правдивым, справедливым, отзывчивым, благородным, идти на самопожертвование, совершать героические поступки и т.д. Этого законом не предпишешь. Мораль же призывает и к этому. Она ориентирует человека не на средний уровень, а на идеал. «Авторитет нравственных законов бесконечно выше»1. Мораль — оселок, эталон права.
Заметим здесь, что| в нашей литературе появились возражения против формулы «право есть минимум нравственности», поскольку она якобы умаляет право, отодвигает его на второй план, делает чем-то второстепенным. Думается, опасения эти напрасны. Указанная формула вовсе не ставит право на второе место, не принижает его ценности и роли в обществе, а просто фиксирует тот факт, что право действительно не охватывает и не может охватить всех требований морали, что оно регулирует более узкий круг общественных отношений и что оценочные критерии нравственности более строгие. В.А Туманов совершенно справедливо подчеркивает, что «за отказ от права приходится рано или поздно платить не только крахом демократии, но также и моральной деградацией, и духовным обнищанием»2. Это означает, что «отказываться» ни от права, ни от морали ни в коем случае нельзя.
7. Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное
пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают.
Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные
области общественной жизни (собственность, власть, труд, управле
ние, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие сто
роны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товари
щество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия, и т.д. Право
не должно переходить свои границы и вторгаться в сферу «свободных
и добровольных душевных движений» (И. А. Ильин). ;
Вторжение его в эти зоны было бы, во-первых, невозможным в силу неподверженности их внешнему контролю; во-вторых, ненужным и бессмысленным с точки зрения государственных интересов; в-третьих, просто недемократичным, антигуманным, «тоталитарным». Здесь действуют моральные, этические и другие социальные нормы, традиции, пРивычки, обыкновения. Нравственность ^отличие от права проника-ет во все поры и ячейки общества, ее оценкам поддаются в принципе Все виды и формы взаимоотношений между людьми. Она «универсаль-на и вездесуща»3, не знает исключений и поблажек.
з Гегель. Соч.Т. 6. М., 1934. С. 182.
l. См.: Учения о праве // Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева.
н-Новгород, 1993. С. 18-19.: ' - •
См.: Мукашева ЕЛ. Право, мораль, личность. М., 1986. С. 71.
Тема 14. Право в системе социальных норм
3. Соотношение права и Морали: единство, различие, взаимодействие..
Однако следует помнить, что сферы действия права и морали не совпадают лишь частично. В< главном же своем объеме они перекрывают друг друга. Это значит, что решающий круг общественных отношений составляет предмет регулирования как права, так и морали. Соотношение здесь такое: все, что регулируется правом, регулируется и моралью, но не все, что регулируется моралью, регламентируется правом.
8. В философском плане различие между правом и моралью; состоит в том, что последняя выступает одной из форм общественного сознания (наряду с политикой, идеологией, наукой и искусством и т.д.), в то время как право (если понимать под ним юридические нормы, законы) обычно не рассматривается в этом качестве. Формой общественного сознания выступает не право, а правосознание,:-т.е. взгляды на право.
Законодательство обычно рассматривается как атрибут государства, один из его институтов, инструментов, а не как идеи, суждения, представления, хотя, конечно, они,тесно переплетаются, поскольку в законах как раз и воплощаются господствующие в обществе правовые воззрения. Впрочем, вопрос этот в литературе спорный, его решение зависит от того, как трактуется право — в'узком или широком смысле. 9. Наконец, у права и морали различные исторические судьбы. Мораль «старше по возрасту», древнее, она всегда существовала и будет существовать в человеческом обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции и в будущем их судьбы также, возможно, разойдутся. Не в том смысле, что право «отомрет», а в том, что оно будет все более приближаться к нормам морали. ;
Таковы общие и отличительные черты права и морали. При этом само собой разумеется, что границы, соединяющие и разъединяющие эти два явления, не остаются статичными, раз навсегда данными. Они подвижны, изменчивы, смещаются в ту или иную сторону в ходе общественного развития под влиянием происходящих перемен. То1,''что в одно время регулируется правом, в другое — может стать объектом лишь морального воздействия и наоборот. Даже в пределах одного типа общества, но на разных этапах его развития соотношение между правом и нравственностью меняется.
Взаимодействие права и морали. Из тесной взаимосвязи указанных регуляторов вытекает такое же тесное их социальное и функциональное взаимодействие. Они поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, ф°Р" мировании у граждан должной юридической и нравственной культурь1> правосознания. Их требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью.
Мораль осуждает совершение правонарушений и особенно преступлений. В оценке таких деяний право и мораль едины. «Мораль требует, чтобы прежде всего было соблюдено право и лишь после того, как оно исчерпано, вступают в действие нравственные определения»1.
Конечно, истина конкретна, поэтому могут быть такие деяния, по отношению к которым мораль либо индифферентна, либо даже не порицает их, например недоносительство, отказ давать свидетельские показания против родственников и т.д. Но в принципе право и мораль по абсолютному большинству правонарушений занимают единую позицию.
Всякое противоправное поведение, как правило, является также противонравственным. Право предписывает соблюдать законы, того же добивается и мораль. Во многих статьях ныне действующей Конституции, Декларации прав и свобод человека, других важнейших актах оценки права и морали сливаются. Это и не удивительно — ведь право, как уже говорилось, основывается на морали. Оно не может быть безнравственным.
Не случайно право нередко представляют в виде юридически оформленной нравственности, ее норм и принципов. Такие заповеди христианской морали, как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», берутся под защиту правом, которое карает за их нарушение. Как видим, взаимодействие права и морали нередко выражается в прямом тождестве их требований, обращенных к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств. Еще Цицерон указывал, что законы призваны искоренять пороки и насаждать добродетели.
В процессе осуществления своих функций право и мораль помогают друг другу в достижении общих целей, используя для этого свойственные им методы. «Там, где право отказывается давать какие-либо предписания, выступает со своими велениями нравственность; там, где нравственность бывает не способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявления эгоизма, на помощь ей приходит право со своим внешним принуждением»2. Как видим, они объективно Нужны друг другу.
Задача заключается в том, чтобы сделать такое взаимодействие возможно более гибким и глубоким. Особенно это важно в тех отно-'иениях, где проходят грани между юридически наказуемым и обще-Ственно порицаемым, где правовые и нравственные критерии тесно ПеРеплетены.
2 Гегель. Работы разных лет. Т. 2. М., 1973. С. 32.
Новгородцев П.И. Право и нравственность // Правоведение. 1995. № 6. С. 113.
Тема 14. Право в системе социальных норм
3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие..
Известно, что разного рода криминогенные элементы в ряде случа
ев пытаются обойти закон или даже прикрыться им, создать видимость
правомерной деятельности. Здесь как раз и призвана в полной мере
заявлять о себе мораль, ибо для подобных субъектов самое неприят
ное — это свет, гласность, моральное разоблачение, бойкот,окру
жающих. '
Сегодня моральные основы нашего бытия подорваны, процветает
не только правовой, но и нравственный нигилизм. Преодоление этих
явлений — важнейшая предпосылка социального и духовного возрож
дения России. С нарастанием негативных процессов усиливается и
степень непримиримости к ним людей, которые хотели бы видеть юри
дические и моральные рычаги более действенными и результативными
в борьбе за оздоровление общества. i
Право и мораль плодотворно «сотрудничают» в сфере отправления
правосудия, деятельности органов правопорядка, юстиции. Выражает
ся это в различных формах: при разрешении конкретных дел, анализе
всевозможных жизненных ситуаций, противоправных действий, а
также личности правонарушителя. Фактические обстоятельства мно
гих дел оцениваются с привлечением как юридических, так и нравст
венных критериев, без которых невозможно правильно определить
признаки таких, например, деяний, как хулиганство, клевета, оскорбле-
1 ние, унижение чести и достоинства, понятий цинизма, корысти, стяжа
тельства, «низменных побуждений», выступающих мотивами; многих
правонарушений. . V'1
То же самое относится к делам о выселении за невозможностью совместного проживания, о расторжейии брака и решении вопроса о детях, трудовых спорах. Во всех этих случаях требуется не только правовая, но и моральная характеристика субъектбв и самих этих конфликтов.
«Правосудие, — писал выдающийся русский юрист А.Ф. Кони, — не может быть отрешено от справедливости, а последняя состоит вовсе не в одном правомерном применении карательных санкций. Судебный деятель всем своим образом действий относительно людей, к деяниям которых он призван приложить свой ум, труд и власть, должен стремиться к осуществлению нравственного закона»1. Римские юристы называли право искусством добра и справедливости, а себя жрецами.
Нельзя нарушить государственный закон, не нарушая морали.; Поэ тому при разрешении любого дела на судейском столе помимо прав0 вого незримо «лежит» и нравственный кодекс. И они не только не исключают, а предполагают и дополняют друг друга. В принципе пра
1 Кони А.Ф. Собр. соч. Т. 4. М., 1967. С. 31. "\
вовой кодекс должен основываться на моральном. И. А. Ильин отмечал, что когда человек имеет дело с нормами, выражающими правовое и нравственное сознание человека, то он получает возможность повиноваться им не только за страх, но и за совесть.
Правовые нормы служат и должны служить проводниками морали, закреплять и защищать нравственные устои общества. И эффективность права во многом зависит от того, насколько полно, адекватно оно выражает эти требования. Сила законов во сто крат увеличивается, если они опираются не только на власть (особый аппарат); но и на мораль. В свою очередь, действие морали, как и других социальных норм, в немалой степени зависит от четко функционирующей юридической системы. Ведь все эти регуляторы составляют единое нормативное поле. B.C. Соловьев определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла»1.
Противоречия между правом и моралью. Тесное взаимодействие норм права и морали не означает, что процесс этот ровный, гладкий, бесконфликтный. Между ними могут возникать и довольно часто возникают острые противоречия, коллизии, расхождения. Нравственные и правовые требования не всегда и не во всем согласуются, а нередко прямо противостоят друг другу. Эти нестыковки, противоречия имеют как социальное, так и диалектическое происхождение, вытекают из действия закона единства и борьбы противоположностей.
Следует сказать, что оптимальное совмещение этического и юридического всегда было трудноразрешимой проблемой во всех правовых системах. И, как показывает опыт, идеальной гармонии здесь обычно достичь не удается — противоречия неизбежно сохраняются, возникают новые, усугубляются старые. Их можно в какой-то мере сгладить, ослабить, уменьшить, но не снять полностью.
Разумеется, отдельные из них можно волевым порядком устранить, Другие — не допустить, но в целом как объективное явление они остаются. Вообще, вершин 'нравственности еще ни одному обществу достичь не удавалось, равно как и право никогда не выражало всей пол-Коты моральных императивов. Отсюда — «недоразумения» между данными феноменами. При этом бывают коллизии поверхностные и глубинные, устойчивые. Не следует смотреть на них во всех случаях как На какое-то «зло», с которым необходимо непременно «бороться».
Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. Собр. соч.: В 2 т. М., S. Т. i.e. И. |
Причины противоречий между правом и моралью заключаются уже , в том, что у них разные методы регуляции, различные
Тема 14. Право в системе социальных норм
3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие..
подходы, критерии при! оценке поведения субъектов. Имеет значение
неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, ин
тересов различных социальных слоев, групп, классов. Расхождения
между правом и моралью вызываются сложностью и противоречивос
тью самой жизни, бесконечным разнообразием возникающих в ней
ситуаций, появлением новых тенденций в общественном развитии; не
одинаковым уровнем нравственного и правового сознания людей, из
менчивостью социальных условий и т.д. ;;.!;
Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно от
стает от течения жизни, к тому же, в нем самом немало коллизий.
Даже самое совершенное законодательство содержит пробелы, недо
статки. Мораль же более подвижна, динамична, активнее и эластичнее
реагирует на происходящие изменения. Эти два явления развиваются
неравномерно, у морали преобладают элементы гибкости, стихийнос
ти. Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное
состояние. .•. i 3|i!
Право и мораль не антиподы, а «соперники», они по-разному (оце-
нивают одни и те же факты, между ними тонкие грани и взаимоперехо
ды. На этой почве нередко происходят «лобовые столкновения», так
как мораль требует от человека гораздо большего, чем право/ судит
строже. «Нечто позволительное с точки зрения права может быть чем-
то таким, что моралью осуждается»1. В этом легко убедиться налро-
стых житейских примерах. *-.,,
Первая ситуация. Известно, что фактический (незарегистрирован
ный) брак не влечет никаких юридических последствий, и отец ребен
ка, родившегося в таком браке, не обязан по закону платить алименты,
оказывать материальную помощь. По закону — да, а по совести, по
морали? , »
Вторая ситуация. Восемнадцатилетняя девушка, выйдя замуж, по
требовала выделения своей доли из общей жилплощади, на которой
проживали отец, мать и старший брат. Несмотря на уговоры и катего-
рически'е возражения родителей против дележа (размена) квартиры,
она твердила одно: я имею право. Никакие моральные соображения,
возмущение соседей, знакомых ее не смущали. \ ic.
Третья ситуация. Молодые матери, не желая воспитывать .своих детей, оставляют их в роддоме. В «отказных расписках» они пишут, что не будут иметь претензий к будущим их усыновителям. Законом это не запрещено, право молчит, а нравственное чувство оскорбляется,'эти мамы ощущают на себе мощный моральный прессинг. Правда, в последнее время участились случаи оставления детей в родильных!домах
1 Гегель. Работы разных лет. Т. 2. М., 1973. С. 32.
из-за нужды, материальных затруднений, что в какой-то мере оправдывает их и морально.
Например, только в одной Тюмени и только за 1997 г. отказались от своих новорожденых 42 матери, заявив, что у них нет средств на содержание детей. Надо полагать, Тюмень — не исключение. В более крупных городах соответственно и цифры будут более высокими.
Так же неоднозначно оцениваются правом и моралью, например, аборты (искусственное прерывание беременности), супружеская неверность или, скажем, бесконечное заключение и расторжение одним и тем же лицом брака, разные формы «комбинаторства», «умения жить» и т.д. Подобных морально-правовых дилемм и коллизий в жизни немало. По некоторым из перечисленных примеров законодатель несколько раз менял свою позицию.
Кроме того, бывают просто недемократические, антигуманные законы. Например, в советском Уголовном кодексе были статьи, фактически поощрявшие доносительство и требовавшие от свидетелей давать изобличающие показания против родителей и близких родственников. В период сталинщины вообще действовало репрессивное законодательство, нарушавшее элементарные права человека. История знает жестокие, бесчеловечные, фашистские законы, не укладывающиеся в рамки морали.
Недопустима с моральной точки зрения смертная казнь. Тем не . менее во многих странах мира она существует, и с этим в силу необходимости приходится считаться. Более того, по данным многочисленных социологических опросов, примерно 70—80% населения выступают за ее сохранение по наиболее тяжким видам преступлений. Таково пока правосознание большинства людей. Россия в этом отношении не исключение. Вообще же, смертная казнь — сложная социальная, этическая и юридическая проблема, требующая отдельного разговора.
Хотя в основе права лежит мораль, это вовсе не значит, что право механически закрепляет все веления морали, независимо от их сути и принадлежности. Мораль неоднородна, отражает устремления различных социальных групп, слоев, классов, в ней могут противоборствовать взаимоисключающие взгляды. Ф. Энгельс писал: «Представления лк>дей о добре и зле так менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили друг другу»1. В идеале все нормы права Должны основываться на нормах морали, как бы воспроизводить их на языке законов, но так бывает далеко не всегда.
Мораль, как правило, «шагает впереди», но иногда и юридические Установления служат для морали ориентиром и могут оказывать на нее
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С.<
22*
Тема 14. Право в системе социальных норм
опережающее воздействие. «Именно через право, к примеру, шел про
цесс преодоления кровной мести — одного из непреложных постулатов
морали прежних времен»1. Да и сейчас этот обычай кое-где еще сохра
нился, и право ведет с ним борьбу, как и вообще против всех старых
пережитков, которые никак не могут питать право. Напротив, право
должно всячески вытеснять эти рудименты. .;'! •
- Однако отдельные подобные примеры не могут поколебать «общего принципа о том, что в основе права лежит мораль, а не наоборот. Другое дело — противоречия между ними. И при столкновении права и морали предпочтение должно отдаваться, все же моральным требованиям как более высоким.
Нередко создаются ситуации, когда закон нечто разрешает, а мбраль
запрещает, и наоборот, закон запрещает, а мораль разрешает. Отсутст
вие же согласия и «взаимопонимания» между ними сказывается: в ко
нечном счете на регулятивных и воспитательных возможностях обоих
этих средств. Требуется корректировка соответствующих норм, гармо
низация нравственного и правового сознания. Иногда жизненные1 кол
лизии ставят суды в затруднительное положение. j
В нашей печати приводился факт, когда молодой человек, инженер по образованию, предъявил иск о возмещении материального ущерба, причиненного ему в результате пожара, возникшего по вине малолетнего ребенка в доме, где он снимал комнату. Ребенок и все имущество при пожаре погибли. Несчастье и большое горе владельца дома'нисколько не смутили его. В исковом заявлении он скрупулезно переч'ис-лял все свои вещи, вплоть до галстуков и носков. При этом общая сум!ма иска по тем временам (70-е гг.) была незначительной. Ясно, что тйкое поведение этого гражданина в данной конкретной ситуации не могло получить одобрения со стороны общественного мнения и морали, хотя оно и является с точки зрения закона правомерным. Позиции права и нравственности в оценке возникшего конфликта разошлись. ' V1
Формально суд может удовлетворить иск, но мораль будет не на его
стороне. Впрочем, найдутся и такие, кто вполне согласится с подобным
решением. В этом и заключается противоречие между нравственным и
правовым сознанием. Поэтому не всегда верно утверждение, что, риз по
закону, по праву, то, значит, и «по совести», по морали, как и наоборот.
В жизни все гораздо сложнее. Нередко человек судит себя сам, взвеши
вает на весах справедливости свои поступки. > >
Приведем еще один характерный случай. Он и она, не зарегистрировав брак, прожили вместе, одной семьей, 5 лет. С первых дней она, чтобы доказать свое доверие к нему/ежемесячно вносила на его сбер-
I
1 Алексеев С.С. Теория права. М., 1994. С. 69. ' ' .
3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие... 341
книжку часть своей зарплаты. То же самое делал и он. Потом, не сой-; лясь характерами, разошлись. И вот он рассуждает: «Когда перед этим я задумывался о необходимости разойтись, я не знал, как должен поступить с деньгами, скопившимися на книжке. Но наконец понял, что ничего предосудительного не совершу, если оставлю все деньги себе. Так я и сделал. Но почему-то мои сослуживцы и знакомые порицают меня, заявляя,.что я совершил подлость». -. , •, | • • ,;
Таким образом, «фактический» супруг, попросту говоря, обобрал
«фактическую» супругу, не переступая при этом грани закона, но попал
под жесткий моральный бойкот. Множество острейших коллизий
между правом и моралью возникает вокруг дележа наследства после
смерти родственников. • . . , •
Существует и проблема морального злоупотребления правом. Например, в свое время были весьма распространены случаи (да и сейчас еще сохранились), когда владельцы старых, подлежащих сносу домов «дарили» часть этих строений своим родственникам, зная, что государство обязано затем предоставить жилплощадь каждому жильцу сносимого владения. Или такая форма обмана: супружеская чета, прожив вместе 30 лет, вдруг затевает «развод». При этом с отцом остается взрослая дочь, а с матерью — взрослый сын.,«Разводники» понимают, что в этом случае каждому положена отдельная комната. В результате вместо двух комнат получали четыре.. .
В условиях кризисного состояния российского общества противоречия между правом и моралью крайне обострились. Резко понизился порог нравственных требований, предъявляемых к личности. «Первоначальное накопление капитала», «черный бизнес», безудержная погоня за наживой, легализация многих сомнительных форм обогащения сильно подорвали моральные устои.
Изменились социальные и духовные ценности, критерии престижа индивида. «Героями нашего времени», как правило, становятся ловкие, нахрапистые дельцы, люди, «умеющие жить». Мораль их уже и не особенно осуждает, а скорее оправдывает. Этим даже бравируют. Обесценен честный труд. «Простых работяг» массовое сознание не поддерживает, а «жалеет» как не приспособившихся к новым реалиям.
Мораль стала более терпима и снисходительна к разного рода лов
качеству, жульничеству, противоправным действиям. Наблюдается
общее падение нравов, культуры, совестливости. Возросло число
л*одей с низменными страстями и помыслами. Честный человек — не
<*горитет, а предмет насмешек, глумления, бал правит нравственный
"еспредел. ' . • .
Современное состояние морали в российском обществе наиболее полно и адекватно охарактеризовал (пожалуй, впервые за последние
Тема 14: Право в системе социальных норм
4. Право и другие социальные нормы
годы) святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий/П.^Выступая 23 декабря 1998 г. на ежегодном собрании столичного духовенства с четырехчасовым докладом, он отметил, что в настоящее время идет «ускоренное строительство общемировой системы зла. Население целенаправленно организуется на сатанинских принципах лжи, подлога, обмана, поклонения внешней грубой силе. Внедряются как начала «нормальной» жизни жадность, эгоизм, амбиции, разврат, наркотики, любовь к удовольствиям и развлечениям любой ценой. Кровавьш'куль-том наслия, жестокости, предательства пронизывается вся наша жизнь. Понятие долга, чести, стыда, совести, целомудрия — в поругании и уничтожении. Размывается православное сознание и мирочувствие. Пропагандируется жизнь по страстям, всячески преуменьшается1 ответственность за пороки, соблюдение моральных норм»1.
С другой стороны, в результате обвальной криминализации обще
ства право не справляется со своими регулятивными и защитительны
ми функциями, закрывает глаза на многие опасные антисоциальные
явления, аномалии. Оно все более и более становится бессильным,
неэффективным, испытывает «перегрузки». Еще древние римляне го
ворили: бессмысленны законы в безнравственной стране. В этой слож
ной ситуации право и мораль зачастую не находят «общего языка»,
плохо согласуются, противоборствуют. Возникла проблема более тес
ного их взаимодействия и взаимопомощи, устранения нежелательных
коллизий и противоречий. '; ч