ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ПРАВА. СООТНОШЕНИЕ ФОРМЫ И ИСТОЧНИКА ПРАВА , ,

Как целостное явление социальной действительности право имеет Определенные формы своего внешнего выражения. Отражая особен­ности структуры содержания, они представляют собой способы орга­низации права вовне.

Для обозначения этого явления в юридической литературе исполь­
зуются как тождественные понятия «форма права» и «источники
права». Кроме того, существует еще категория «правовая форма». Это
создает известные терминологические трудности, возникает проблема
разграничения указанных понятий, уточнения их смыслового содер­
жания. ,

Правовая формаотражает всю правовую реальность. Это понятие
используется для обозначения связи права с иными социальными про­
цессами. В данном случае внимание акцентируется на юридических
свойствах правовых явлений, опосредующих экономические, полити­
ческие, бытовые и иные отношения. ;

Категория же «форма права»,как наиболее широкая, отражаетвсю
юридическую реальность, складывающуюся в обществе, все ее элемен­
ты, опосредующие экономические, политические, хозяйственные,
культурные и иные фактические отношения, т.е. данный способ произ­
водства и обмена, данный тип экономического базиса. :

Под формой права подразумеваются, как уже говорилось;, опреде­ленные способы\внешнего выражения права как одного из компонентов «юридической формы», иными словами, как более узкого самостоя­тельного явления. Назначение этой формы — упорядочить содержа­ние, придать ему свойства государственно-властного характера. •,

jB науке различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней понимается структура права, система элементов (норма­тивные предписания, институты, отрасли). Под внешней — объективи­рованный комплекс юридических источников, формально закрепляю­щих правовые явления и позволяющих адресатам правовых установле­ний ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими.


Понятия «форма права» и «источник права» тесно 'взаимосвязаны, но не совпадают. Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то «источник права» — истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содер­жание и формы выражения.

Источник права определяется в юридической литературе не­однозначно: и как деятельность государства по созданию правовых предписаний, и как результат этой деятельности. Есть и иные точки

зрения1.

Содержание и форма права не являются результатом произвольно­го конструирования законодателя. Их первопричины заложены в сис­теме общественных отношений, исключающих монизм источника и предопределяющих многообразие форм внешнего выражения права.

В правоведении различают материальные, идеальные и юридичес­кие источники права.

Материальные — коренятся прежде всего в системе объективных потребностей общественного развития, в своеобразии данного способа производства, в базисных отношениях.

Однако общественные потребности должны быть осознаны и скор­ректированы законодателем в соответствии с уровнем его правосозна­ния и политической ориентации. На его позицию могут оказать влия­ние особенности международной и внутриполитической обстановки, некоторые иные факторы. Все эти обстоятельства в своей совокупности составляют источник права в идеальном смысле.

Результат идеологического осознания объективных потребностей общественного развития посредством ряда правотворческих процедур получает объективированное выражение в юридических актах, кото­рые являются юридическим источником права. В данном случае источ­ник права в юридическом смысле и форма права совпадают по своему

содержанию.

Названные три источника лишь в самой общей форме показывают систему правообразующих факторов и механизм их воздействия на формирование права. В реальной же действительности эта система го­раздо разнообразнее, она объединяет и экономические, и политические, и социальные, и национальные,, и религиозные, и внешнеполитические, и иные обстоятельства. Одни из них находятся вне правовой системы, Другие (обеспечивая внутреннюю согласованность и структурную упо­рядоченность) — внутри ее. Они могут быть как объективными, не зависящими от воли и желания людей, так и субъективными, проявля-

^. См.: Разумович Н.Я. Источники и формы права //Сов. государство и право. 1988.



Тема 16. Формы права


2. Виды форм права



 


ющимися, например, в действиях политических партий, давлении оп­
ределенных слоев населения, законодательной инициативе, лоббизме
участии экспертов и т.п. •, .,*

Причем степень влияния каждого из этих факторов на действую­
щую правовую систему достаточно часто меняется. Особенно видны
эти изменения при революционной смене правовых систем, когда по­
вышается значимость субъективных обстоятельств. | -.•-,
; v Так, в обстановке накала политических страстей население стре­
мится с помощью митингов, забастовок, протестов, других акций ока­
зывать непосредственное давление на содержание принимаемых реше­
ний. При этом во временном выигрыше могут оказаться лишь неболь­
шие, но наиболее сплоченные и социально активные слои граждан
(шахтеры, авиадиспетчеры, вкладчики акционерных обществ). Юни
оказывают мощное влияние (прямое и косвенное) на правотворческие
органы. В проигрыше же оказывается все общество. Неучтенные инте­
ресы иных социальных групп, нарушение объективно необходимого
баланса общественных, групповых и личностных интересов в праве
становятся барьером на пути реализации законов, причиной обостре­
ния социальных противоречий.

Своеобразие источников сказывается на формах' внешнего выраже­ния права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь, а также известность научных школ, обосновывающих специфику этого вмешательства.

Взгляды ученых на форму права исторически изменялись и зависе­ли от того, какое содержание они вкладывали в понятие права в разные периоды времени. У сторонников естественно-правовой концепции складывалось одно представление о содержании и форме существова­ния права, у сторонников психологической школы — другое, а у норма-тивистов — третье.

Однако все это многообразие взглядов, школ и правовых систем объединяется представлением о праве как о системе общеобязательных правил поведения, объективированных в разного рода актах и иных доступных для восприятия источниках, имеющих различные техничес­кие характеристики (от берестяных грамот, закрепляющих обычаи и религиозные верования, до современных электронных носителей пра­вовой информации). Так, юридическими источниками рабовладель­ческого права были различные религиозные правила, обычаи, решения судебных органов, распоряжения должностных лиц, а также доктри-нальное толкование юридических предписаний выдающимися право­ведами того времени.

Состояние феодального общества также обусловило множествен­ность форм (источников) права, закрепляющих «кулачное право»


сильного. Это и возродившиеся нормы обычного права (Русская прав­да, Салическая правда), это и получившие особенно широкое распро­странение религиозные правила (каноническое право, Коран), это и судебная практика, и прецеденты, и труды крупных ученых-юристов.

Пришедшая к власти буржуазия, сохранив в отдельных странах юридическую значимость судебной практики, религиозных норм и обычаев, постепенно, в связи с укреплением государственных начал в управлении обществом, в качестве основной формы права установила нормативно-правовой акт (законодательство).

Таким образом, диалектическая взаимосвязь системы источников и, форм внешнего выражения права определяет специфику конкретных правовых систем. В одних государствах преимущественное распро­странение получили правовые акты парламентов, в других — делегиро­ванное законодательство органов управления, в третьих — прецеденты и судебные решения, в четвертых — религиозные нормы (Коран, Сунна, Иджма) и т.д.