ВЛАСТЬ КАК ОБЩЕСОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ) ВЛАСТЬ

Изучение сложной темы о сущности государства представляется логически последовательным начать с рассмотрения неразрывно взаи­мосвязанного с ней вопроса о политической власти.

Чтобы разобраться в проблеме политической власти, необходимо уяснить, что такое власть вообще, т.е. рассмотреть власть как общесо­циологическую категорию.

Известно, что политическая или — что одно и то же — государствен­ная власть не единственный вид общественной власти. Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправлен­ной общности людей. Она характерна как для классового, так и бес­классового общества, как для общества в целом, так и различных со­ставных его образований. Соответственно принято различать виды власти: власть рода, племени, общины; политическую (государствен­ную); экономическую; различных общественных объединений; роди­тельскую; церковную.

Каждая из разновидностей общественной власти имеет известное своеобразие, отличается специфическими особенностями. Вместе с тем всем им присущи общие черты, синтез которых позволяет дать харак­теристику власти как общей социальной категории.

При всем многообразии взглядов на власть многим из представите­лей различных течений общественной мысли присуща ее характерис­тика как авторитета, обладающего возможностью заставить повино­ваться, подчинить своей воле других людей.

В связи с этим значительный интерес представляет статья Ф. Эн­гельса «Об авторитете», которая и в современных условиях сохраняет свое научное значение. В этой статье, обращенной против анархистов, пользовавшихся для обозначения власти термином «авторитет», Ф. Энгельс писал: «Авторитет в том смысле, о котором здесь идет речь, означает навязывание нам чужой воли; с другой стороны, авторитет предполагает подчинение»1.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 302.


Ф. Энгельс рассматривал власть в качестве отношения, двуединое содержание которого, с одной стороны, означает навязывание воли вла-| ;ствующего подвластному, с другой — подчинение подвластного воле властвующего.

Важно иметь в виду, что, во-первых, неотъемлемым элементом со­
держания любой власти является принуждение. Общественная власть
немыслима без принуждения, которое в соответствии с исторической
обстановкой и характером'власти приобретает различные содержание
и форму. ч

! ' Во-вторых, отношения по поводу власти, или властеотношения, носят волевой характер и с точки зрения своей структуры складывают­ся из «господства-подчинения» и «руководства-подчинения». В зави­симости от конкретно-исторических условий власть может либо высту-::: пать как сочетание отношений «господства-подчинения» и «руковод­ства-подчинения», либо проявляться только в отношениях «руковод-, ства-подчинения»1.

Ф. Энгельс, показывая, что всякая организация общества, в котором происходит процесс производства и обращения продуктов, невозмож­на без авторитета, без власти, и отмечая, что с развитием крупной про­мышленности и крупного землевладения материальные условия про­изводства и обращения неизбежно усложняются и стремятся ко все большему расширению сферы этого авторитета, подчеркивал, что и в будущем власть не исчезнет, а только изменит содержание и форму.

Власть вообще, будучи непосредственным порождением разносто­ронних устойчивых связей между людьми, их устремлений к удовле-; творению своих интересов и смягчению при этом противоречий, а стало быть, к возможному компромиссу и определенному порядку со­существования, представляет собой объективно необходимое условие для участия членов общества в производстве и воспроизводстве жизни. Власть есть средство функционирования любой социальной общности, проявляющееся как отношение подчинения входящих в это сообщест­во лиц единой руководящей в'нем воле. |

Изложенное позволяет сформулировать краткое определение поня­
тия власти как общесоциологической категории, ^ластьэто соот­
ветствующее характеру и уровню общественной жизни средство функ­
ционирования всякой социальной общности, заключающееся в отноше­
нии подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в
данном сообществе воле. \ ' '

1 Об'этом подробнее см.: Байтин ММ, Государство и политическая власть. Саратов, 1972. С. 83 и след.


Тема 3. Сущность и типы государства


1. Власть как общесоциологическая категория



 


Такое определение, думается, характеризует любую общественную
власть — классовую и неклассовую, государственную и негосударст­
венную. ; !

Политическая (государственная) властеъ представляет собой осо­
бую разновидность общественной власти. Термины «политическая
власть» и «государственная власть», равно как и стоящие за ними по­
нятия, — синонимы. Политическая власть в собственном смысле этого
слова и есть власть государственная1, т.е. такая, которая исходит от |
государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвен­
ном) участии. • . . г,

Как отмечал К. Маркс, политическая сущность всякого вопроса за­ключается в его отношении к власти государства. Государство и все его разнообразные институты, в частности избирательная система, по мысли Маркса, есть политическое бытие гражданского общества. При этом в статье «Морализирующая критика и критизирующая мораль» он прямо отождествляет понятия «политическая власть» и «власть го­сударственная»2.

В специальной юридической, философской и политологической литературе наряду с признанием одними авторами тождества понятий политической и государственной власти другие авторы (Ф.М. Бурлац­кий, Н.М. Кейзеров, Л.Т. Кривушин и др.) выступают за различение этих категорий. Сторонники последней точки зрения понятие «поли­тическая власть» употребляют в более широком смысле, нежели «госу­дарственная власть», — это власть, осуществляемая не только государ­ством, но и другими звеньями политической системы общества: пар­тиями, массовыми общественными организациями (например, проф­союзами и иными общественными объединениями).

Однако употребление термина «политическая власть» в широком
смысле с точки зрения строго научного подхода весьма условно, ибо
сама политическая власть и степень участия в ней, в ее отправлении, в
том числе роль различных партий в осуществлении политической влас­
ти, — не одно и то же. !

Этого обстоятельства не учитывают авторы, которые исходят из посылки, что политическая власть — это одно, а государственная власть — нечто другое, и предлагают определения политической власти без указания на ее связь с государством и его роль в ее осуществлении. Особенно трудно согласиться с Ю.А. Дмитриевым, который в послед­нее время пришел, по сути, к противопоставлению государственной и

Термин «политика» в пер. с греч. — государственный, искусство управления госу-ом, участие в делах государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 297.


; политической власти, утверждая, что «полем действия» первой «явля­ется собственно государство и его органы», а «полем реализации» вто­рой, «наоборот, выступает преимущественно гражданское общество»1. Итак, еще раз подчеркнем, что политическая, или государственная,

5, власть — это такая разновидность общественной власти, которая или Осуществляется непосредственно самим государством, или делегирова­на или санкционирована им, т.е. проводится от его имени, по его упол­номочию и при его поддержке. i

:i Рассматривая такую власть в качестве важнейшего, определяющего признака государства в отличие от организации ее в родовом обществе,

: Ф.Энгельс обращал внимание на то, что это «особая публичная власть»2.

Характерные черты этой свойственной государству особой пуб­личной или политической власти, отличающие ее от общественной власти доклассового общества, заключаются в следующем, ч

1. При родовом устройстве общественная власть выражала интере­
сы всего бесклассового общества, всех его членов, объединенных в том
или ином коллективе — общине, роде, фратрии, племени и т.д. Государ­
ственная власть носит классовый характер.

2. Родовая власть доклассового общества, осуществляемая старей­
шинами и другими выборными лицами, которые были первыми среди
равных, не знала какого-либо особого аппарата или слоя лиц, специаль­
но предназначенных для того, чтобы управлять, и в этом .смысле слива­
лась со всем населением. ,

Иначе обстоит дело с политической публичной властью. Она в от­
личие от родовой не совпадает непосредственно с населением, осущест­
вляется выделенным из человеческого общества аппаратом управле­
ния, состоящим из категории людей, которые только тем и заняты,
чтобы управлять другими. ,' '

3. При родовом строе, выросшем из общества, не знавшего внутрен­
них антагонизмов, не было никаких других способов принуждения к
подчинению власти старейшин и соблюдению обычаев, кррме общест­
венного мнения. . .''!"•

i Политическая же власть опирается на возможность государствен­
ного принуждения,
для осуществления которого создаются вооружен-
^ые силы, специально приспособленный для этой цели аппарат, вклю­
чающий в себя так называемые карательные или правоохранительные
органы. i • | I I

1 См.: Дмитриев 10Л. Соотношение понятий политической и государственной влас­ти в условиях формирования гражданского общества••// Государство и право. 1994. № 1.

С. 34.

2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 170.


46


1сма 3. Сущность и


типы государства


2. Классовое и общечеловеческое в сущности государства



 


4. Для содержания разветвленного государственного аппарата, не
принимающего непосредственного участия в производстве материаль­
ных благ, для содержания этой публичной власти необходимы взносы
граждан — налоги, которые были неизвестны родовому устройству
общества.

5. При родовой организации общества люди подразделялись по
принципу кровного родства; учреждение политической власти, знаме­
нующее возникновение государства, сообразуется с разделением насе­
ления по территориальному признаку. .

6. Одна из тонких сторон соотношения между политической, госу­
дарственной и общественной властью первобытно-общинного строя
четко выражена в положении Ф. Энгельса: «...Самый жалкий полицей­
ский служитель цивилизованного государства имеет больше «автори­
тета», чем все органы родового общества, вместе взятые; но самый
могущественный монарх и крупнейший государственный деятель или
полководец эпохи цивилизации мог бы позавидовать тому не из-под
палки приобретенному и бесспорному уважению, которое оказывают
самому незначительному родовому старейшине. Последний стоит
внутри общества, тогда как первые вынуждены пытаться представлять
собой нечто вне его и над ним»1.

Приведенное суждение 'помогает уяснению того факта, что с точки зрения соотношения публичной власти с обществом при первобытно­общинном строе имела место'«власть авторитета», тогда как полити­ческая, государственная власть есть «авторитет власти». От власти ав­торитета к авторитету власти — эволюция общественной власти в про­цессе перехода от первобытно-общинного строя к классово организо­ванному обществу.

Таковы основные признаки политической власти, отличающие ее от общественной власти родового строя.

Для более полного и точного, современного понимания политичес­кой власти ее характеристику, кроме сказанного выше, необходимо дополнить указанием на сочетание в ней классового и общечеловечес­кого начал. Будучи экономически обусловленной властью определен­ного класса (или народа), она вместе с тем учитывает интересы всех слоев населения, их стремление не только к классовому, национально­му, религиозному противоборству, но и к согласию, компромиссу; от­ражает реальную социально-политическую структуру общества, тен­денции его развития.

Непосредственным воплощением, особой организацией политичес­кой власти и является государство.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 171. '


!