Реферат Курсовая Конспект
ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ - раздел Политика, Теория государства и права. Курс лекций. Издание второе Как Явление Духовной Жизни, Право Принадлежит К Сфере Общественного; И Индив...
|
Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного; и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке Необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория правосознания1.
Правосознание— это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Правосознание — одна из форм общественного сознания. Как и иные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, наука, философия, — правосознание выступает специфическим способом духовного познания действительности. Правосознанию в 'духовной культуре присуща относительная самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы обособленной жизнью, независимой от экономики, политики, государства и даже позитивного законодательства. Изменения последнего задает, конечно, определенные параметры для развития правосознания, но никогда не способножардинально «перестроить» и тем более устранить исходного культурно-исторического смысла правосознания.
Поэтому правосознание — весьма независимое, целостное и как бы Даже «рядоположенное» праву явление, требующее изучения в качестве особого объекта правовой теории, через которое теория права «выходит» на такие сокровенные вопросы, как сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или
Теория правосознания представлена в нашем правоведении многими работами,
^РОДи которых наиболее значительны: ФарберИ.Е. Правосознание как форма обществен-
)г° сознания. М., 1963; Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность.
q ' '"73; Козюбра Н.И. Социалистическое право и общественное сознание. Киев, 1979;
(|. Р°Умов Г.С. Правовое осознание действительности. М., 1989; Соколов НЛ. Профессио-
Ьное сознание юристов. М., 1988.
Тема 28. Правосознание и правовое воспитание
иной цивилизации, деформации правового поведения, источники причины преступности и иной социальной патологии и т.д.
Правосознание наиболее полно и разносторонне отражает идеал ную, духовную сущность права как элемента культуры, своеобразно11 архетипической инварианты жизненного уклада данного народа. Заме чено, что в разных типах цивилизации, различных культурно-истори. ческих сообществах существуют весьма неоднозначные представления о нормах поведения, о должном, о способах регулирования тех или иных ситуаций и т.д:
Речь идет об этноправовых закономерностях социального регулирования, выявить которые можно, только рассматривая правосознание как феномен, «подчиняющийся» определенной внутренней логике своего развития, которая детерминируется не приказами государственной власти и экономическими решениями, а прежде всего накопленным культурой духовным, мыслительным потенциалом мирового и национального права.
Правосознание имеет сложную содержательную морфологию. В науке выработано понятие структуры правосознания. Структурно правосознание складывается из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.
" Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации. Правовая психология — своего рода стихийный, «несистематизированный» слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законодательство, дру-гие юридические феномены.
Радость или огорчение по поводу принятия нового или отмены старого закона, чувство удовлетворения или недовольства практикой применения юридических норм, действий правоохранительных органов, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям юридических запретов — все это правовые чувства (эмоции) и в совокупности они образуют в общественном сознании сферу правовой психологии.
i Не следует думать, что правовая психология как отражение обыде" ного уровня жизни играет второстепенную роль в структуре правое знания. Отнюдь нет. Правовая психология — наиболее «распростР3
1. Понятие, структура и виды правосознан
ценная» форма осознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического элемента.''.
Именно в среде психологических реакций право осуществляет ведущие определения своей социальной сущности — гуманизм, справедливость, формальное равенство субъектов и т.д. Эти характеристики права выражают человеческие чувства и оценки: от их адекватности законодательству, психологическому настрою людей во многом зависит эффективность действующих актов, всей правореализационной практики.
Более того, правовая психология — наиболее глубинная, «скрытая» от непосредственного восприятия и понимания сфера правового отра-жения^ которая дает подчас такие типы индивидуальных и массовых реакций на право, законодательство, которые способны кардинально определить успех или неудачу тех или иных законодательных программ. Невосприятие в психологии населения тех или иных запретов как реально упречных, а дозволений — как социально оправданных ведет, как правило, к серьезным проблемам в реализации нового законодательства, порождает многочисленные трудности в деятельности правоохранительных органов. Игнорирование юридической психологии населения в правовой политике государства не раз оборачивалось провалом тех или иных государственных мероприятий, с точки зрения своих'социальных целей часто общественно полезных (борьба с самогоноварением, с отдельными противоправными традициям и обычаями и т.д.). i
Кроме этого, юридическая психология, будучи сама по себе слож-носодержательным, объективно-регуляторным явлением, включает значительную область бессознательного — целый мир психических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правового (стереотипы, привычки, автоматизмы и т.д.), так и противоправного поведения.
Бессознательное как явление правовой психологии находит выра-*ение вт'аких формах познания действительности, как интуиция, пси-х°логический аффект (при совершении тех или иных противоправных поступков), привычные действия, социальное возбуждение (паника), а акже в стремлениях, действиях и установках, причины которых не ! с°знаются человеком.
Таким образом, правовая психология — принципиально значимая •я правового регулирования сфера общественного сознания, на изу-
Тема 28. Правосознание и правовое воспитание
1. Понятие, структура и виды правосознания
чение которой направлены усилия как теоретиков права, так и спецца листов отраслевых юридических наук1.
Кроме правовой психологии в структуру правосознания включает ся правовая идеология, которая, в отличие от психологического вое приятия окружающего мира, соответствует уровню научно-теорети. ческого отражения и освоения действительности.
Правовая идеология — это совокупность юридических идей, тпео. рий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.
По сравнению с правовой психологией, первичной «субстанцией» которой выступают психологические переживания людей, идеология характеризуется целенаправленным, как правило, научным либо философским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (например, в виде тех или иных норм, судебных решений и т.д.), а в качестве самостоятельного элемента общества (общественно-экономической формации, культуры, цивилизации).
В сфере идеологии и через идеологию находят отражение потребности и интересы прежде всего социальных групп, классов, народов, государства, мирового сообщества в целом. Конечно, элемент индивидуального, личностного присутствует и в идеологическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается и формулируется, как правило, отдельными людьми — учеными, философами, общественно-политическими деятелями, а далее становится достоянием многих также конкретных людей, которые достигают в своем сознании системного целостного отражения государства и права.
Однако правовая идеология значительно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностно-чувственный аспект, срез правовых явлений, вполне умещающийся в повседневный человеческий опыт, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.
Примерами правовой идеологии как способа правового осознания действительности могут служить гегелевская философия права, есте*
1 См.: ОшеровМ.С., Спиридонов Л.И. Общественное мнение и право. Л., 1985; Оси вания уголовно-правового запрета (криминализация и декриминализация). m.i ' Антонян ЮМ., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. М, 1987; нальная мотивация. М., 1986; и др.
еннО'Правовая, позитивистская, марксистская доктрина государст-
я права, многие современные концепции правопознания. Кроме
бтого, сфера наибольшего «применения» правовой идеологии — не ин-
явидуальные и стихийно-массовые отношения людей, что характерно
я правовой психологии, а нацеленность на выражение интересов,
П0требностей достаточно оформленных, институционализированных
социальных сообществ: классов, политических партий, общественных
движений, государства, межгосударственных объединений.
Так, те или иные политические организации, участвующие в совре-менных :властеотношениях, создаются, как правило, на основе какой-либо политико-правовой идеологии — консервативной, либеральной, марксистской, христианской и т.д. В этом случае правовая идеология выполняет свое основное предназначение: она служит своеобразным социальным планом-программой деятельности организованных в партию, движение, в целом политическую систему людей, позволяет им поступать осознанно и целесообразно для достижения определенных социальных и правовых идеалов.
Примером конкретной, весьма сложной, противоречивой деятельности целого сообщества людей может служить постепенный процесс формирования в России правового государства, которое должно соответствовать как общечеловеческим, так и национальным представлениям о демократии, обеспечении прав человека, гуманном и справедливом правопорядке. В данном случае доктрина правового государства служит'идеологической основой для развития российской государственности.
Наличие демократической и социально-, культурно-, исторически обоснованной государственно-правовой идеологии является жизненно важным условием деятельности любого общества. Так, одним из фундаментальных выводов уже десятилетнего периода реформ в России является/то, что страна не может жить без ясной и осмысленной национальной государственно-правовой идеологии. Шестьдесят девять лет Диктата Ьдной — коммунистической — идеологии породили на этапе «перестройки» нигилистическое отношение к идеологии вообще, создали иллюзию полезности деидеологизации общества, политики, права.:.,:.'
Однако существует неписаный закон: сознание, в том числе и правовое, не терпит пустоты — какая-то, часто далеко не лучшая, система Взглядов его всегда заполнит., В результате механической деидеологи-Заиии возникло опаснейшее, даже в сравнении с последствиями эко-°мческрго кризиса, положение: усиливающееся ощущение духовной устоты>, бессмысленности, бесперспективности, временности всего ^Исходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои
Тема 28. Правосознание и правовое воспитание
1. Понятие, структура и виды правосознания
населения. В нашем «деидеологизированном» сознании усиливаете тенденция к социальному примитивизму, массовым аберрациям, у^ те и до того слабых иммунитетов от харизматического, националист^ ческого популизма.
На такой зыбкой духовной почве правовое государство и прочнцл правопорядок невозможны. Поэтому сейчас нарастает общественная потребность в новой, демократической государственно-правовой иде0, логии для России, которая не будет иметь ничего общего с диктатом навязыванием и установлением в качестве государственной и единсг-венно верной. Принципы и механизмы воспроизводства такой идеологии в общественном сознании должны быть отличны от прошлого1.
Как отмечается в современной отечественной литературе, действительный выбор для будущего России сейчас заключается не в том, жить ли с идеологией или без нее, ибо какая-то идеология будет в любом случае, а в том, какая идеология наиболее адекватна России, ее сущности, духу, перспективам развития.
Без политико-правовой идеологии немыслимо современное цивилизованное общество. Примерами высокоидеологичных документов могут служить Конституция США, Конституция ФРГ, французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., которые выступают идеологическим фундаментом демократий и правовых систем западных стран.
Для России в переходный период правовая идеология приобретай особую значимость. Национальная правовая идеология позволяет человеку, классам, партиям так или иначе ориентироваться в новой политической обстановке. Никакая, даже самая детальная, пропаганда действующего законодательства этого дать не может. В отличие от конкретных и утилитарных программ, лозунгов, планов и обещаний правовая идеология ориентируется на долговременные процессы, норма поведения, в силу чего она способна соединять поколения, концентрировать смысл их деятельности (в частности, молодежи) на социальные
созидательные цели.
Правовая идеология есть такой синтез правовых знаний, в цело»
правовой культуры, который в концептуальном виде доступен не то№'
ко специалистам, но и широким слоям населения, конкретно каждФ!
человеку, пропагандируя смысл жизни, работы, ориентируя их в
ном и противоречивом мире. ,
В конечном счете национальная правовая доктрина •— показа!*9! высоты правового сознания общества, она характеризует важней!
1 См.: Косолапое НА. Интегративная идеология для России: интеллектуалы! политический вызов // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 9.
льтурно-правовые ценности, которые служат своего рода «пропус-ам» :в семью цивилизованных народов мира, позволяя занять подо-'аюшее России, ее нравственному и историческому потенциалу место. Какая же правовая идеология актуальна для современной России? •геория отечественного права в последние семь десятилетий строилась на марксистской доктрине и классовом подходе. Надо сказать, что марксистская методология государства и права и сейчас сохраняет и будет сохранять в будущем научную ценность как почтенная и классическая теория, определившая в XX в. многие процессы не только в России, но и в мире. Однако сегодня Россия находится в кардинально новой социально-экономической, духовно-нравственной и геополитической ситуации, которая требует нового осмысления исходных начал нашего правового уклада, в1 том числе на уровне его идеологического и культурологического обоснования.
Можно^ назвать самые примерные общие параметры будущей це
лостной и систематизированной концепции правового развития Рос
сии. '• • '
1. Отечественная правовая идеология не должна строиться на идее
социального и политического раскола, противопоставления одной со
циальной' группы — другой. Наоборот, теория должна стремиться к
максимальному духовному объединению страны, достижению ею со
стояния нравственной и духовной соборности, необходимой степени
политической консолидации. Страна уже достаточно пережила войн,
революций, контрреволюций, расколов и реформации и теперь нужда
ется в собирании своих интеллектуальных и материальных сил для
трудной восстановительной и созидательной работы. Право должно в
максимальной степени способствовать реализации этой задачи. ]
2. Правовая идеология должна быть достаточно открытой для учета
и восприятия исторического опыта, какой бы идеологической принад
лежности1 он ни был. Правовая идеология должна вбирать все кон
структивное и полезное для России из теории и практики прошлого и
настоящего.
3. Не принцип «суверенизации» личности по отношению к общест-
ВУ и государству в его индивидуалистическом варианте; не огосударст
вление человека и подавление его самостоятельности и инициативы:
"се эти крайности не могут служить методологическими основами пра
вой идеологии в России. Индивидуальность возможна только через
°Чиальность. Необходимо рациональное сочетание интересов личнос-и общества, а не доминирование одного над другим. Полноценное ; азвитие личности, обеспечение гармонии прав и обязанностей реали-- ются через интеграцию человека в общество, его культуру. ..
Тема 28. Правосознание и правовое воспитание
1. Понятие, структура и виды правосознания
£19
4. Правовая идеология должна опираться на принцип укрепления и защиты Российского государства, которое должно быть демократическим, федеративным, обслуживающим общество, а не стоящим нал ним, сильным и эффективным. Надо ясно представлять, что отказ от административно-командных методов в условиях правовой государ, ственности совершенно немыслим и влечет лишь массовый произвол разрушение правопорядка. Без грамотных и компетентных администраторов, без эффективной исполнительной власти с армией, с оснащенными правоохранительными органами и органами, защищающими внешнюю безопасность, ни одно правовое государство мира не может существовать. Государственное управление без угрозы применения насилия или применения насилия в случае угрозы национальной безопасности страны не может сохраниться.
Таким образом, правовая психология и правовая идеология как структурные компоненты правового сознания общества каждая своими средствами служат осуществлению функций правосознания в правовом регулировании и в целом правовой культуре общества. Какие же это функции? Согласно устоявшемуся мнению юридической науки, основные функции правосознания, т.е. направления воздействия этого явления на общественные отношения, — познавательная, оценочная, регулятивная.
Познавательная функция правосознания заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни — социальной или даже естественной, природной. Задачи такого познания (на уровне обыденной практики) состоят не в выявлении и изучении общих закономерностей и связанных с ними научных истин, а в установлении относящихся к правовой реальности событий, действий, состояний, признаков и т.д. Субъектом такого познания являются как законодатели, так и граждане: каждый из них использует представления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании.
I Оценочная функция правосознания состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Правовая оценка — это деятельность субъектов права как граждан, так и правоприменителей по установлению (отождествлению) различных жизненных обстоятельств и их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлю ний о праве, законности, должном поведении. Для того чтобы идентИ' фицировать (оценить) то или иное поведение с позиций права, необх" димо иметь достаточный уровень правового сознания.
Регулятивная функция правосознания реализуется через систему мотивов, ценностных ориентации, правовых установок, которые высту
па10т специфическими регуляторами поведения и имеют особые меха
низмы формирования. Так, информация о юридических нормах порож-
яаех у субъектов права комплекс психологических реакций: чувств,
эмоций, переживаний, с которыми связано возникновение определен-
Н0й побуждающей или тормозящей мотивации поведения. В этом слу
чае правосознание (в форме правовой психологии) выступает как
лотив конкретного вида поведения. ' • , .
Через правосознание происходит усвоение и определенных ценностных ориентацией субъектов в обществе, когда, в частности, та или иная конкретная личность, социальная доктрина становится основой устойчивой моральной позиции человека в жизни, особым стимулом к правомерному поведению. В этом смысле правосознание как социальный регулятор выступает мощным средством социально-юридического контроля за поведением.
Особую значимость в реализации регулятивной функции право
сознания имеет правовая установка1 — готовность, предрасположен
ность Ьубъекта к правомерному или противоправному поведению,
складывающаяся под влиянием ряда социальных и психофизиологи
ческих факторов. Правовая установка сообщает устойчивый, посто
янный, целенаправленный характер той или иной деятельности, вы
ступая своего рода стабилизатором в меняющейся социальной среде.
Положительная правовая установка позволяет упорядочивать процесс
правового воздействия, освобождая субъекта от необходимости каж
дый раз заново принимать решения в стандартных, ранее встречав
шихся ситуациях. !
В теории правоведения различаются следующие виды правосознания. 's
Обыденное правосознание — массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта.
Профессиональное правосознание — понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Эта' разновидность правосознания играет наиболее существенную роль в реализации юридических норм, и от ее демократической и гуманистической адекватности зависит стиль и дух право-в°и^ практики. К сожалению, профессиональному сознанию юристов свойственны и искажения, и деформации («обвинительный» или «оп-Равдательный» уклон, бюрократизм, равнодушное отношение к чело-и т.д.).
См.: Щербакова Н.В. Проблемы правовой установки личности. Ярославль, 1993.
620; |
Тема 28. Правосознание и правовое воспитание
Понятия, идеи, убеждения юристов формируются на основе преяц,е всего юридической практики и во многом под влиянием юридической науки (идеологии), которая, в свою очередь, выделяет профессиональное сознание юристов в предмет специального анализа'.
Научное правосознание — идеи, концепции, взгляды, выражающйе систематизированное, теоретическое освоение права. В современных обществах научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права, законодательства, политико-конституционных отношений. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы, работающие как правило, в специализированных НИИ юридического профиля (Институт государства и права Российской академии наук, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ), государственных и общественных фондах, центрах (Исследовательский центр частного права в Москве) и разветвленной вузовской системе — как общегражданской, так и ведомственной (Саратовская государственная академия права, Уральская юридическая академия, Академия МВД РФ и другие вузы).
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Под ред Н И Матузова и А В Малько Содержание... СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Н И Матузов Тема ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА М И Байтин...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов