ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общест­венного; и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феноме­ны могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практи­ческие проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке Необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражаю­щим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступа­ет категория правосознания1.

Правосознаниеэто совокупность представлений и чувств, выра­жающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Правосознание — одна из форм общественного со­знания. Как и иные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, наука, философия, — правосознание выступает специфи­ческим способом духовного познания действительности. Правосозна­нию в 'духовной культуре присуща относительная самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы обособленной жизнью, независимой от экономики, политики, государства и даже по­зитивного законодательства. Изменения последнего задает, конечно, определенные параметры для развития правосознания, но никогда не способножардинально «перестроить» и тем более устранить исходного культурно-исторического смысла правосознания.

Поэтому правосознание — весьма независимое, целостное и как бы Даже «рядоположенное» праву явление, требующее изучения в качест­ве особого объекта правовой теории, через которое теория права «вы­ходит» на такие сокровенные вопросы, как сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или

Теория правосознания представлена в нашем правоведении многими работами,

^РОДи которых наиболее значительны: ФарберИ.Е. Правосознание как форма обществен-

° сознания. М., 1963; Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность.

q ' '"73; Козюбра Н.И. Социалистическое право и общественное сознание. Киев, 1979;

(|. Р°Умов Г.С. Правовое осознание действительности. М., 1989; Соколов НЛ. Профессио-

Ьное сознание юристов. М., 1988.



Тема 28. Правосознание и правовое воспитание


 


иной цивилизации, деформации правового поведения, источники причины преступности и иной социальной патологии и т.д.

Правосознание наиболее полно и разносторонне отражает идеал ную, духовную сущность права как элемента культуры, своеобразно11 архетипической инварианты жизненного уклада данного народа. Заме чено, что в разных типах цивилизации, различных культурно-истори. ческих сообществах существуют весьма неоднозначные представления о нормах поведения, о должном, о способах регулирования тех или иных ситуаций и т.д:

Речь идет об этноправовых закономерностях социального регули­рования, выявить которые можно, только рассматривая правосознание как феномен, «подчиняющийся» определенной внутренней логике своего развития, которая детерминируется не приказами государствен­ной власти и экономическими решениями, а прежде всего накоплен­ным культурой духовным, мыслительным потенциалом мирового и национального права.

Правосознание имеет сложную содержательную морфологию. В науке выработано понятие структуры правосознания. Структурно правосознание складывается из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.

" Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повсе­дневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практи­кой их реализации. Правовая психология — своего рода стихийный, «несистематизированный» слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законодательство, дру-гие юридические феномены.

Радость или огорчение по поводу принятия нового или отмены старого закона, чувство удовлетворения или недовольства практикой применения юридических норм, действий правоохранительных орга­нов, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям юриди­ческих запретов — все это правовые чувства (эмоции) и в совокуп­ности они образуют в общественном сознании сферу правовой пси­хологии.

i Не следует думать, что правовая психология как отражение обыде" ного уровня жизни играет второстепенную роль в структуре правое знания. Отнюдь нет. Правовая психология — наиболее «распростР3


 

1. Понятие, структура и виды правосознан

ценная» форма осознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического эле­мента.''.

Именно в среде психологических реакций право осуществляет ве­дущие определения своей социальной сущности — гуманизм, справед­ливость, формальное равенство субъектов и т.д. Эти характеристики права выражают человеческие чувства и оценки: от их адекватности законодательству, психологическому настрою людей во многом зави­сит эффективность действующих актов, всей правореализационной практики.

Более того, правовая психология — наиболее глубинная, «скрытая» от непосредственного восприятия и понимания сфера правового отра-жения^ которая дает подчас такие типы индивидуальных и массовых реакций на право, законодательство, которые способны кардинально определить успех или неудачу тех или иных законодательных про­грамм. Невосприятие в психологии населения тех или иных запретов как реально упречных, а дозволений — как социально оправданных ведет, как правило, к серьезным проблемам в реализации нового зако­нодательства, порождает многочисленные трудности в деятельности правоохранительных органов. Игнорирование юридической психоло­гии населения в правовой политике государства не раз оборачивалось провалом тех или иных государственных мероприятий, с точки зрения своих'социальных целей часто общественно полезных (борьба с само­гоноварением, с отдельными противоправными традициям и обычаями и т.д.). i

Кроме этого, юридическая психология, будучи сама по себе слож-носодержательным, объективно-регуляторным явлением, включает значительную область бессознательного — целый мир психических яв­лений и процессов, обусловленных фактами действительности, во вли­янии которых субъект не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в фор­мировании как правового (стереотипы, привычки, автоматизмы и т.д.), так и противоправного поведения.

Бессознательное как явление правовой психологии находит выра-*ение вт'аких формах познания действительности, как интуиция, пси-х°логический аффект (при совершении тех или иных противоправных поступков), привычные действия, социальное возбуждение (паника), а акже в стремлениях, действиях и установках, причины которых не ! с°знаются человеком.

Таким образом, правовая психология — принципиально значимая •я правового регулирования сфера общественного сознания, на изу-



Тема 28. Правосознание и правовое воспитание


1. Понятие, структура и виды правосознания



 


чение которой направлены усилия как теоретиков права, так и спецца листов отраслевых юридических наук1.

Кроме правовой психологии в структуру правосознания включает ся правовая идеология, которая, в отличие от психологического вое приятия окружающего мира, соответствует уровню научно-теорети. ческого отражения и освоения действительности.

Правовая идеология — это совокупность юридических идей, тпео. рий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.

По сравнению с правовой психологией, первичной «субстанцией» которой выступают психологические переживания людей, идеология характеризуется целенаправленным, как правило, научным либо фило­софским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (например, в виде тех или иных норм, судебных решений и т.д.), а в качестве самостоятельного элемента об­щества (общественно-экономической формации, культуры, цивили­зации).

В сфере идеологии и через идеологию находят отражение потреб­ности и интересы прежде всего социальных групп, классов, народов, государства, мирового сообщества в целом. Конечно, элемент индиви­дуального, личностного присутствует и в идеологическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина со­здается и формулируется, как правило, отдельными людьми — учены­ми, философами, общественно-политическими деятелями, а далее ста­новится достоянием многих также конкретных людей, которые дости­гают в своем сознании системного целостного отражения государства и права.

Однако правовая идеология значительно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностно-чувст­венный аспект, срез правовых явлений, вполне умещающийся в повсе­дневный человеческий опыт, то правовая идеология стремится к выяв­лению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.

Примерами правовой идеологии как способа правового осознания действительности могут служить гегелевская философия права, есте*

1 См.: ОшеровМ.С., Спиридонов Л.И. Общественное мнение и право. Л., 1985; Оси вания уголовно-правового запрета (криминализация и декриминализация). m.i ' Антонян ЮМ., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. М, 1987; нальная мотивация. М., 1986; и др.


еннО'Правовая, позитивистская, марксистская доктрина государст-

я права, многие современные концепции правопознания. Кроме

бтого, сфера наибольшего «применения» правовой идеологии — не ин-

явидуальные и стихийно-массовые отношения людей, что характерно

я правовой психологии, а нацеленность на выражение интересов,

П0требностей достаточно оформленных, институционализированных

социальных сообществ: классов, политических партий, общественных

движений, государства, межгосударственных объединений.

Так, те или иные политические организации, участвующие в совре-менных :властеотношениях, создаются, как правило, на основе какой-либо политико-правовой идеологии — консервативной, либеральной, марксистской, христианской и т.д. В этом случае правовая идеология выполняет свое основное предназначение: она служит своеобразным социальным планом-программой деятельности организованных в пар­тию, движение, в целом политическую систему людей, позволяет им поступать осознанно и целесообразно для достижения определенных социальных и правовых идеалов.

Примером конкретной, весьма сложной, противоречивой деятель­ности целого сообщества людей может служить постепенный процесс формирования в России правового государства, которое должно соот­ветствовать как общечеловеческим, так и национальным представле­ниям о демократии, обеспечении прав человека, гуманном и справедли­вом правопорядке. В данном случае доктрина правового государства служит'идеологической основой для развития российской государст­венности.

Наличие демократической и социально-, культурно-, исторически обоснованной государственно-правовой идеологии является жизненно важным условием деятельности любого общества. Так, одним из фун­даментальных выводов уже десятилетнего периода реформ в России является/то, что страна не может жить без ясной и осмысленной нацио­нальной государственно-правовой идеологии. Шестьдесят девять лет Диктата Ьдной — коммунистической — идеологии породили на этапе «перестройки» нигилистическое отношение к идеологии вообще, со­здали иллюзию полезности деидеологизации общества, политики, права.:.,:.'

Однако существует неписаный закон: сознание, в том числе и пра­вовое, не терпит пустоты — какая-то, часто далеко не лучшая, система Взглядов его всегда заполнит., В результате механической деидеологи-Заиии возникло опаснейшее, даже в сравнении с последствиями эко-°мческрго кризиса, положение: усиливающееся ощущение духовной устоты>, бессмысленности, бесперспективности, временности всего ^Исходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои



Тема 28. Правосознание и правовое воспитание


1. Понятие, структура и виды правосознания



 


населения. В нашем «деидеологизированном» сознании усиливаете тенденция к социальному примитивизму, массовым аберрациям, у^ те и до того слабых иммунитетов от харизматического, националист^ ческого популизма.

На такой зыбкой духовной почве правовое государство и прочнцл правопорядок невозможны. Поэтому сейчас нарастает общественная потребность в новой, демократической государственно-правовой иде0, логии для России, которая не будет иметь ничего общего с диктатом навязыванием и установлением в качестве государственной и единсг-венно верной. Принципы и механизмы воспроизводства такой идеоло­гии в общественном сознании должны быть отличны от прошлого1.

Как отмечается в современной отечественной литературе, действи­тельный выбор для будущего России сейчас заключается не в том, жить ли с идеологией или без нее, ибо какая-то идеология будет в любом случае, а в том, какая идеология наиболее адекватна России, ее сущнос­ти, духу, перспективам развития.

Без политико-правовой идеологии немыслимо современное циви­лизованное общество. Примерами высокоидеологичных документов могут служить Конституция США, Конституция ФРГ, французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., которые выступают идеологическим фундаментом демократий и правовых систем запад­ных стран.

Для России в переходный период правовая идеология приобретай особую значимость. Национальная правовая идеология позволяет че­ловеку, классам, партиям так или иначе ориентироваться в новой по­литической обстановке. Никакая, даже самая детальная, пропаганда действующего законодательства этого дать не может. В отличие от кон­кретных и утилитарных программ, лозунгов, планов и обещаний пра­вовая идеология ориентируется на долговременные процессы, норма поведения, в силу чего она способна соединять поколения, концентри­ровать смысл их деятельности (в частности, молодежи) на социальные

созидательные цели.

Правовая идеология есть такой синтез правовых знаний, в цело»
правовой культуры, который в концептуальном виде доступен не то№'
ко специалистам, но и широким слоям населения, конкретно каждФ!
человеку, пропагандируя смысл жизни, работы, ориентируя их в
ном и противоречивом мире. ,

В конечном счете национальная правовая доктрина •— показа!*9! высоты правового сознания общества, она характеризует важней!

1 См.: Косолапое НА. Интегративная идеология для России: интеллектуалы! политический вызов // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 9.


льтурно-правовые ценности, которые служат своего рода «пропус-ам» :в семью цивилизованных народов мира, позволяя занять подо-'аюшее России, ее нравственному и историческому потенциалу место. Какая же правовая идеология актуальна для современной России? •геория отечественного права в последние семь десятилетий строилась на марксистской доктрине и классовом подходе. Надо сказать, что марксистская методология государства и права и сейчас сохраняет и будет сохранять в будущем научную ценность как почтенная и класси­ческая теория, определившая в XX в. многие процессы не только в России, но и в мире. Однако сегодня Россия находится в кардинально новой социально-экономической, духовно-нравственной и геополити­ческой ситуации, которая требует нового осмысления исходных начал нашего правового уклада, в1 том числе на уровне его идеологического и культурологического обоснования.

Можно^ назвать самые примерные общие параметры будущей це­
лостной и систематизированной концепции правового развития Рос­
сии. '• • '

1. Отечественная правовая идеология не должна строиться на идее
социального и политического раскола, противопоставления одной со­
циальной' группы — другой. Наоборот, теория должна стремиться к
максимальному духовному объединению страны, достижению ею со­
стояния нравственной и духовной соборности, необходимой степени
политической консолидации. Страна уже достаточно пережила войн,
революций, контрреволюций, расколов и реформации и теперь нужда­
ется в собирании своих интеллектуальных и материальных сил для
трудной восстановительной и созидательной работы. Право должно в
максимальной степени способствовать реализации этой задачи. ]

2. Правовая идеология должна быть достаточно открытой для учета
и восприятия исторического опыта, какой бы идеологической принад­
лежности1 он ни был. Правовая идеология должна вбирать все кон­
структивное и полезное для России из теории и практики прошлого и
настоящего.

3. Не принцип «суверенизации» личности по отношению к общест-
ВУ и государству в его индивидуалистическом варианте; не огосударст­
вление человека и подавление его самостоятельности и инициативы:
"се эти крайности не могут служить методологическими основами пра­
вой идеологии в России. Индивидуальность возможна только через

°Чиальность. Необходимо рациональное сочетание интересов личнос-и общества, а не доминирование одного над другим. Полноценное ; азвитие личности, обеспечение гармонии прав и обязанностей реали-- ются через интеграцию человека в общество, его культуру. ..



Тема 28. Правосознание и правовое воспитание


 


1. Понятие, структура и виды правосознания


£19


 


4. Правовая идеология должна опираться на принцип укрепления и защиты Российского государства, которое должно быть демократи­ческим, федеративным, обслуживающим общество, а не стоящим нал ним, сильным и эффективным. Надо ясно представлять, что отказ от административно-командных методов в условиях правовой государ, ственности совершенно немыслим и влечет лишь массовый произвол разрушение правопорядка. Без грамотных и компетентных админи­страторов, без эффективной исполнительной власти с армией, с ос­нащенными правоохранительными органами и органами, защищаю­щими внешнюю безопасность, ни одно правовое государство мира не может существовать. Государственное управление без угрозы приме­нения насилия или применения насилия в случае угрозы националь­ной безопасности страны не может сохраниться.

Таким образом, правовая психология и правовая идеология как структурные компоненты правового сознания общества каждая своими средствами служат осуществлению функций правосознания в право­вом регулировании и в целом правовой культуре общества. Какие же это функции? Согласно устоявшемуся мнению юридической науки, основные функции правосознания, т.е. направления воздействия этого явления на общественные отношения, — познавательная, оценочная, регулятивная.

Познавательная функция правосознания заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по су­ществу, познание жизни — социальной или даже естественной, природ­ной. Задачи такого познания (на уровне обыденной практики) состоят не в выявлении и изучении общих закономерностей и связанных с ними научных истин, а в установлении относящихся к правовой реаль­ности событий, действий, состояний, признаков и т.д. Субъектом тако­го познания являются как законодатели, так и граждане: каждый из них использует представления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании.

I Оценочная функция правосознания состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельст­вам как юридически значимым. Правовая оценка — это деятельность субъектов права как граждан, так и правоприменителей по установле­нию (отождествлению) различных жизненных обстоятельств и их со­циальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлю ний о праве, законности, должном поведении. Для того чтобы идентИ' фицировать (оценить) то или иное поведение с позиций права, необх" димо иметь достаточный уровень правового сознания.

Регулятивная функция правосознания реализуется через систему мотивов, ценностных ориентации, правовых установок, которые высту


па10т специфическими регуляторами поведения и имеют особые меха­
низмы формирования. Так, информация о юридических нормах порож-
яаех у субъектов права комплекс психологических реакций: чувств,
эмоций, переживаний, с которыми связано возникновение определен-
Н0й побуждающей или тормозящей мотивации поведения. В этом слу­
чае правосознание (в форме правовой психологии) выступает как
лотив конкретного вида поведения. ' • , .

Через правосознание происходит усвоение и определенных цен­ностных ориентацией субъектов в обществе, когда, в частности, та или иная конкретная личность, социальная доктрина становится основой устойчивой моральной позиции человека в жизни, особым стимулом к правомерному поведению. В этом смысле правосознание как социаль­ный регулятор выступает мощным средством социально-юридического контроля за поведением.

Особую значимость в реализации регулятивной функции право­
сознания имеет правовая установка1готовность, предрасположен­
ность Ьубъекта к правомерному или противоправному поведению,
складывающаяся под влиянием ряда социальных и психофизиологи­
ческих факторов. Правовая установка сообщает устойчивый, посто­
янный, целенаправленный характер той или иной деятельности, вы­
ступая своего рода стабилизатором в меняющейся социальной среде.
Положительная правовая установка позволяет упорядочивать процесс
правового воздействия, освобождая субъекта от необходимости каж­
дый раз заново принимать решения в стандартных, ранее встречав­
шихся ситуациях. !

В теории правоведения различаются следующие виды правосоз­нания. 's

Обыденное правосознание — массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возни­кают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их прак­тического опыта.

Профессиональное правосознание — понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде професси­оналов-юристов. Эта' разновидность правосознания играет наиболее существенную роль в реализации юридических норм, и от ее демокра­тической и гуманистической адекватности зависит стиль и дух право-в°и^ практики. К сожалению, профессиональному сознанию юристов свойственны и искажения, и деформации («обвинительный» или «оп-Равдательный» уклон, бюрократизм, равнодушное отношение к чело-и т.д.).

См.: Щербакова Н.В. Проблемы правовой установки личности. Ярославль, 1993.


 
620;

Тема 28. Правосознание и правовое воспитание

Понятия, идеи, убеждения юристов формируются на основе преяц,е всего юридической практики и во многом под влиянием юридической науки (идеологии), которая, в свою очередь, выделяет профессиональ­ное сознание юристов в предмет специального анализа'.

Научное правосознание — идеи, концепции, взгляды, выражающйе систематизированное, теоретическое освоение права. В современных обществах научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права, законодательства, политико-консти­туционных отношений. Носителями и генераторами этого вида отра­жения правовых явлений выступают ученые-правоведы, работающие как правило, в специализированных НИИ юридического профиля (Институт государства и права Российской академии наук, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ), государственных и общественных фондах, центрах (Исследова­тельский центр частного права в Москве) и разветвленной вузовской системе — как общегражданской, так и ведомственной (Саратовская государственная академия права, Уральская юридическая академия, Академия МВД РФ и другие вузы).