ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Для раскрытия сущности обозначенной проблемы необходимо рас-смотреть исходные предпосылки и принципы формирования теории правовой культуры, проанализировать последнюю как объект изуче­ния и типы знаний об этом объекте, определить круг исследуемых вопросов правового культурологического знания, остановиться на су­ществующих концепциях и подходах.

Речь пойдет не столько о конкретных явлениях правовой культуры, сколько об обобщенной характеристике процесса формирования зна­ний о правовых культурных ценностях, анализе той системы средств, благодаря которой ценности реализуются в условиях становления гражданского общества и правового государства.

Обратившись к обзору современной культуры, можно сразу заме­тить, что сегодня, наверное, трудно найти другое явление, которое по­родило бы такое же обилие самых противоречивых толкований и ин­терпретаций, как культура.

В то же время социологические и философские исследования, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу, позволяют опре­делить главные направления правовой культурологии, сосредоточить внимание на динамике всего социального организма правовой куль­туры.

Научные взгляды о культуре представляется возможным свести к
трем группам: 1) антропологические, 2) социологические, 3) философ­
ские. При антропологическом анализе культура понимается как сово­
купность всех благ, созданных человеком, в отличие от природных.
Социологический подход трактует ее в виде суммы духовных ценнос­
тей: здесь культура выступает как компонент общественной жизни. И,
наконец, при философском взгляде культура рассматривается среДИ
явлений, выделяемых чисто аналитически, не связанных с обществе
ным развитием. ^

Положительная сторона антропологического подхода заключав в широте анализа, поскольку культура рассматривается как ПР05 ние самых разнообразных сфер общественной жизни. Его достои становится еще более очевидным при сравнении с довольно


страйенной и сегодня практикой узкого и в большинстве случаев ситу-тивного употребления понятий «культура» и «правовая культура».

Однако! широкому подходу присущи и серьезные недостатки. Он, в частности, ориентирован лишь на суммарную, механическую фикса­цию объективированных в соответствующих продуктах результатов человеческой деятельности. Кроме того, характеризуя эти результаты как ценности, предлагаемый взгляд не позволяет сформулировать чет­кие критерии для определения того, что следует считать ценностями. Ограничиваясь данной точкой зрения, нельзя вычленить правовые ценности, без которых невозможно понять правовую культуру.

Играя известную позитивную роль в процессе развития ценностных представлений о культуре, обозначенный подход должен быть допол­нен двумя другими способами анализа данного явления. Один из них реализуется в осознании культуры как процесса творческой деятель­ности, ^другой — как специфического способа человеческого труда. Общее — это деятельностная интерпретация культуры, хотя способы этой интерпретации далеко не тождественны. В первом случае культу­ра анализируется через процессы духовного производства, функциони­рования и совершенствования человека.

Сторонники второй концепции предлагают общую модель культу­ры как универсального свойства общественной жизни.

Разные цели, к достижению которых стремились представители каждой из этих позиций, обусловили как особенности научных поис­ков, так^и, своеобразие практической ориентации. Личностный план анализа культуры закономерно определил тяготение к аксиологичес­кому подходу — первостепенное внимание в сфере идеологии и гума-

НИСТИКИ.;.,

Культурология призвана создавать действенное противоядие пози­
тивистскому технократическому мышлению, пустившему глубокие
корни в сознании научно-технической интеллигенции, юристов, хозяй­
ственных, работников, не исключая и парламентариев. Само время,
наша практика все чаще выдвигают требование подвергнуть каждое ,
экономическое, юридическое, техническое решение, каждую концеп­
цию, каждый проект законодательного акта своего рода гуманистичес­
кой экспертизе, выявить их глубинный жизненный смысл и направлен-
н°сть. Если они не «работают» на человека, то не имеют и права на
сУществование. : •••••,

Личностный план рассмотрения культуры, на наш взгляд, законо-

еРно обусловил основные направления российской правовой культу-

1 °логии, стимулировал исследование проблем правовой культуры лич-

сти. В сущности, почти все работы, посвященные правовой культуре,

тРагивалй личностную проблематику.

40» . '


 

Тема 29. Правовая культура

Сторонники третьей концепции культуры как универсального свойства общественной жизни сосредоточили свое внимание на ана­лизе функционирования и развития всего социального организма С этой целью они обратились к принципам системного анализа а изучению исследовательской практики таких отраслей науки, как эт-'нография, археология, антропология, социальное управление. Поду, ченные ими результаты в конечном счете также позволили глубже осознать суть культурологического феномена в творческой деятель­ности человека.

Рассмотрение культуры через призму творческой деятельности ха­рактерно для авторов, специально занимающихся проблемами личнос­ти. Несмотря на имеющиеся расхождения во взглядах представителей данного направления, их объединяет анализ культуры с позиций исто­рически активной творческой деятельности человека и его развития как субъекта этой деятельности. Прогресс культуры при таком подходе совпадает с развитием личности в любой сфере социальной жизнедея­тельности.

Сделанный вывод, по нашему мнению, имеет методологическое значение для понимания правовой культуры личности. Он ориентиру­ет на выделение двух параметров правовой культуры — творческого и личностного, благодаря которым устанавливаются критерии вычлене­ния правовой культуры из всего комплекса социальной жизни.

Что же касается этой концепции, то она вызывает симпатии своей гуманистической направленностью, подчеркиванием фундаменталь­ной роли человека как созидательного начала в развитии цивилизации и прогресса. С данной концепцией связана и тенденция к аксиологиза-ции культуры, наделению ее положительными свойствами. Культура с этих позиций понимается как система ценностей и процесс их реализа­ции. Такой подход дает возможность охарактеризовать правовую куль­туру через меру гуманизации человека и общества.

Устойчивое сохранение в науке рассмотренных концепций культу­ры — понимание ее и как творческого процесса, и как специфического способа человеческой деятельности — вероятнее всего, связано с их взаимодополняемостью. Представители этих концепций в своих иссле­дованиях ориентируются на анализ хотя и различных, но естественно предполагающих друг друга объектов — культуры личности и культу­ры всего общества. Такой подход позволяет считать выделение соответ ственно правовой культуры личности и правовой культуры обществ* важнейшим методологическим принципом.

Представляется, что в основу классификации правовой культур необходимо положить ее понимание как целостной системы, выявЛ^ ние подсистем которой и создает теоретические предпосылки для в


I


 

1. Понятие и общая характеристика

„аботки общей модели, приближенной к реальным процессам функци-нирования и. развития человека и общества.

•рак, анализ правовой культуры невозможен без выделения различ­ных срезов культуры: интериорного — непосредственно выражающего мир психологических процессов человеческих индивидов; поведенчес-кого — когда культура объективируется в соответствующих действиях, состояниях, когда явления культуры получают независимую от чело-веческого организма объективизацию.

Данные срезы, охватывая собой всевозможные проявления культу-рЫ) в реальных процессах функционирования и развития характеризу­ются органической взаимосвязью и взаимопереходами и, безусловно, должны учитываться при моделировании правовой культуры.и опре­делении ее функций.

Имея в виду общенаучные требования к построению теории право­
вой культуры, нельзя, разумеется, обойтись,и без аксиологического
анализа. Подход к пониманию правовой культуры лишь через призму
аксиологической направленности составляющих ее элементов не по
зволяет5 создать прочный теоретический фундамент правовой культу­
рологии хотя бы потому, что свойства, благодаря которым выделяется
класс объектов изучения, имеют субъективный характер, так как непо­
средственно сопряжены с ценностными установками познающих субъ­
ектов. ';i.:i ; .. •

Но и'без аксиологического подхода нельзя правильно определить понятие правовой культуры. После анализа и отбора явлений, относи­мых к сфере правовой культуры, познания законов функционирования и совершенствования данного класса явлений, обязательно нужен ак­сиологический анализ. Только с его помощью можно дать объективную оценку каждого элемента правовой культуры, определить его общест­венно-историческую значимость.

Если; исходить из отмеченных выше предпосылок, учитывая прин­
ципы формирования теории правовой культуры, и не упускать из виду
существующие подходы ученых-юристов к исследованию изучаемого
понятия,!то можно сделать вывод о необходимости системного исполь­
зования имеющихся в правовой культурологии достижений. Лишь в
этом случае обнаружится все богатство, жизненность .и сила высшей
а°стракции в области теории правовой культуры, а именно понимание
оследней как результата и средства развития такого субъекта права,
Как человек. .

правовая культура есть особое социальное явление, которое может т^ воспринято как качественное правовое состояние и личности, и ^подлежащее структурированию по различным основаниям.

. '1Плексное использование накопленного в теории правовой культу-



Тема 29. Правовая культура


2. Структура и функции правовой культуры



 


ры материала необходимо прежде всего для того, чтобы обеспечить всестороннее изучение проблемы. Вместе с тем в каждом конкретно^ случае на первый план выдвигается строго определенный критерий в понимании данной разновидности культуры.

Так, при подходе с позиций повышения роли человека в правовой жизни, в обеспечении становления цивилизации окажется необходимым в первую очередь обратить внимание на функционально-содержатель­ный аспект правовой культуры. Здесь правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания и законности, совершенства законодательства и юридической практики, охватывающей все цен­ности, которые созданы людьми в области права.

По существу, это — совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики. Ее эле­ментами выступают составляющие позитивную правовую реальность обстоятельства. Она пронизывает само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую и.правоп­рименительную, а также иную правовую деятельность, всю позитив­ную юридическую действительность в функционировании и развитии ее составных частей.

Правовая культура немыслима без человека и его деятельности, без прогрессивной направленности этой деятельности и передового мыш­ления. Она выступает как социальное явление, имеющее ярко выра­женную цель и охватывающее всю совокупность важнейших ценност­ных компонентов правовой реальности в ее фактическом функциони­ровании и развитии.

При этом важно сделать акцент на назначение юридических средств — прогрессивное развитие личности и общества. Правовая культура в полной мере может быть понята лишь в общем контексте социального прогресса. Подлинная правовая культура безжизненна без преемственности всего лучшего из прошлой истории и без перспектив­ного значения ее функционирования в настоящем. Без того и другого смысл данной категории оказывается выхолощенным.

Понятие «правовая культура общества» характеризует более всего ценностный срез правовой реальности, уровень ее поступательного развития, включенность в нее завоеваний цивилизации. Правовая культура общества, являясь условием обеспечения свободы и безопас­ности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности и гражданской активности, «обязует» -власть придать правовому статУ" су человека юридическую значимость: обеспеченность законом11 судом.


Правовая культура личности, будучи компонентом правовой куль-уры общества и зависимой от нее величиной, отражает степень и ха-оактер ее развития, так или иначе обеспечивающего социализацию 1цчности; и правомерную деятельность индивида. Эта деятельность способна соответствовать прогрессивным движениям общества и его культуры в сфере права, благодаря чему происходит постоянное пра­вовое ^обогащение как самой личности, так и общества. Она близко примыкает к образованности человека, имеет общие черты и отличи­тельные свойства применительно к правосознанию личности, зависит От правового воспитания.

Таким образом, правовая культура личности — необходимая пред­посылка и созидательное начало правового состояния общества, его цель и составная часть, но вместе с тем это степень и характер правового развития! самой личности, которые находят выражение в уровне ее правомерной деятельности. Будучи обусловленной в определенной степени1 правовым состоянием общества, она лежит в его основании, образуя-целостное ядро.

Правовая культура личности предполагает ее позитивное правовое сознание в действии. Она представляет собой творческую деятель­ность, соответствующую прогрессивным достижениям общества в пра­вовой'сфере, благодаря которой и происходит постоянное правовое обогащение индивида.

Правовую культуру личности и общества можно рассматривать как одну из категорий общечеловеческих ценностей, как важнейший результат общегуманистических завоеваний человечества, она стано­вится неотъемлемым компонентом цивилизованного правового госу-дарстра. (^