Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты2 юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов. Элементы, образующие щравовую культуру общества, одновременно включены и в дРугие структуры. Более того, эти элементы выступают составными компонентами нескольких различных систем.
Особого внимания заслуживает деятельная сторона правовой куль-УРы. При этом необходимо прежде всего иметь в виду две области Стельности: 1) непосредственно в правовой сфере; 2) неправового Рактера, но связанная со сферой действия права.
Тема 29. Правовая культура
2. Структура и функции правовой культуры
Понимание первой не представляет особой сложности, хотя и здес проявляются весьма нетрадиционные взгляды. О второй может цдт речь тогда, когда содержанием ее оказывается разработка, предподо жим, в художественной форме каких-либо произведений, отражающкх правовые идеи, теории, оценки, чувства. Эта деятельность непосредс> венно не входит в предмет правовой культуры, но своим идейным со-держанием наполняет ее. Так, радио, телевидение, литература, живо-пись, кино, журналистика, будучи самостоятельными средствами информации, тем не менее пополняют ее правовые «фонды».
К деятельности, связанной с правовой сферой, близко примыкает применение различных кибернетических приемов и методов в правоведении и юридической практике.
Названные элементы не полностью совпадают с содержанием правовой культуры они характеризуют лишь уровень правового развития общества. Содержанием же охватываются не просто правосознание, право, законность и т.п., но и характер, эффективность, степень их развития, т.е. то, что дает им данный этап общественного процесса.
Структура правовой культуры личности весьма многогранна. Здесь можно вести речь о нескольких плоскостях структуры: формах выражения, социальном уровне, содержании и т.д. Юридическая образованность личности выражается в трех состояниях — правовых культурных ориентациях, творческой деятельности по их реализации и в полученных результатах^реализации.
Как определенная степень развития индивида, правовая культура человека проявляется прежде всего в подготовленности его к восприятию прогрессивных правовых идей и законов, в умении и навыках пользоваться правом, а также в оценке собственных знаний права. С этих позиций культура личности характеризуется наличием правовых культурных ориентации.
Далее, правовая культура — это определенный характер и уровень творческой деятельности личности, в процессе которой она приобретает или развивает свои правовые знания, умения, навыки. Наконец, правовая культура выступает как результат творческой деятельности в сфере права. Последний способ существования данного явления выражается как,его внутренний потенциал.
i Предлагаемый подход имеет не только теоретическое, но и практическое значение. При анализе реального состояния юридической куль' туры личности необходимо учитывать уровень ее развития у населения. Так, если правовую культуру рассматривать лишь как юридичеС' кий потенциал, то вольно или невольно остаются в стороне не тольК0 перспективы ее дальнейшего развития, но и устойчивость уже '
„етенной. Первое обеспечивается правокультурной творческой деятельностью, второе — выработкой правовых ориентации.
В определении правовой культуры как степени и характера право
вого развития личности, обеспечивающих какие-то стороны индивиду
альной активности, содержатся две несводимые характеристики. Пер-
вая —;это показатель социальной развитости человека со стороны ее
уровня и со стороны направленности (типа). .
С'этих позиций структура правовой культуры личности выступает в двуедином качестве — типа человеческой деятельности и ее ориентации на право, отрасль„отдельный закон. Здесь можно говорить о циви-листической, криминалистической, административной и судебно-про-цессуальной правовой культуре.
Нет, необходимости вести речь о самостоятельной структуре цраво-вой культуры личности, исходя из всех отраслей права, однако имеют место "в реальной жизни различные ее направления с учетом сущест-венны# особенностей деятельности суда, органов внутренних дел, (в целом административных органов), следствия или цивилистики.
При оценке правовой культуры личности важно учитывать уровень и глубину познания правовых явлений, овладение ими. Здесь выделяются обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический уровни^правовой культуры.
Обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни
людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Данный вид
культуры как бы «останавливается» на поверхности правовых явле
ний, ее обобщения неглубоки. С помощью такой культуры нельзя
объективно осмыслить и оценить все стороны правовой практики.
Однако будет ошибкой рассматривать ее как потенциально дефектную,
второразрядную. ,
Специфика обыденной правовой культуры такова, что она, не под
нимаясь, до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии
здравоф смысла, активно используется людьми в их повседневной
жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании
субъективных прав и представляет собой огромный массив правомер
ного поведения. • . ,
Профессиональный уровень складывается у лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми понятиями и явлениями у юРистов вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых про-°Ле-м, задач, целей, а также профессионального поведения.
Поиски сущности и содержания правовых категорий под силу лич-°Сти,юбладающей такой правовой культурой, которая соответствует
Тема 29. Правовая культура
2. Структура и функции правовой культуры
ее научно-теоретической деятельности. Правовая культура ,
ческого уровня представляет собой научные знания о сущности, харак тере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизм правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений. Он вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социо. логов, юристов, общественным опытом практических работников.
Теория правовой культуры как форма концептуального осознания потребностей общества в правовом регулировании тех или иных сфеп жизни может и должна являться идейно-теоретическим источником права. Законотворчество и законоприменение компетентными органами предполагают достаточно высокий теоретический уровень правовой культуры.
Обыденный, профессиональный и научно-теоретический уровни правовой культуры тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Представить в полной мере сущность культуры нельзя, не раскрывая ее логическую структуру, юридические понятия и категории, оценки (оценочные суждения) и деонтические правовые модальности. Юридические понятия и категории составляют рациональную сторону правовой культуры личности, выражая достигнутую ею степень знаний и понимания правовых явлений. С этих позиций правовая культура представляет собой определенную сумму объективных по своему содержанию знаний.
Правовые понятия служат (хотя далеко не всегда) основой формирования оценочной стороны культуры личности. Оценочный момент, органически присущий правовой культуре, не только позволяет понять ее роль в правовом регулировании как фактора, обеспечивающего поддержание прогрессивных правовых норм, но и способствует отмене устаревших регуляторов, формированию новых, соответствующих высокому технико-юридическому и идейно-теоретическому
уровню.
В правовой культуре индивида также присутствуют специальные элементы ее логической структуры — нормативные суждения или деонтические модальности, включающие такие модальные операторы, как «обязательства», «разрешено», «запрещено». Нормативные суждения складываются на фундаменте правовых знаний, оценок и содействуют саморегулированию правового поведения личности.
В правовой культуре личности можно выделить три категории, которые находятся в неразрывном единстве: идейно-теоретические пр»' вовые представления, позитивные правовые чувства и творческую Де' ятельность индивида в правовой сфере. Первая — это система взглядо на действующее или желаемое право, явления, на правовую жизнь целом.
В теоретическом, системном выражении правовые представления оставляют правовую теорию, которая выступает ведущей стороной павовой культуры, Позитивные эмоциональные отношения личности праву и правовым понятиям представляют собой правовое чувство, оторое вместе с настроением, психологическим складом, привычками традициями в сфере действия права составляют социально-правовую психологию. Позитивное ее проявление и выступает элементом правовой кулкгуры. '•' о' '''•••''
Содержание юридической культуры определяет модель правокуль-
турной личности. Такая модель предполагает характеристику: а) фак
тического правового и правозначимого поведения личности; б) ее от
ношения к'праву и правовым явлениям, осознание социальной значи
мости права и правопорядка, признания уважительного отношения к
правам, другого человека; в) привычки к правомерному поведению;
г) гражданско-правовой активности. :
Обладая высокой правовой культурой, гражданин в состоянии свободно себя ориентировать, исходя из признания социальной ценности права и собственного избранного поведения. В наше время это особенно важно, поскольку, с одной стороны, еще существуют многие морально устаревшие, не отвечающие интересам правового государства и гражданского общества юридические правила, а с другой — появилась угроза нарушения закона под прикрытием демагогических рассуждений о демократии.
Правовая;культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько-специфических функций — познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализа-торскую, коммуникативную и прогностическую.
Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по, формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека, в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизри и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общече-ловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и мило-еРДие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.
Чравор/егулятивная функция направлена на обеспечение устойчи-ог°> слаженного, динамичного и эффективного функционирования х элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом.
Тема 29. Правовая культура
2. Структура и функции правовой культуры
•• Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражение^ всего общественного бытия, но и с активным обратным 'Воздействием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации.классов, инцх социальных групп и слоев граждан, концентрации их усилий на формирование правового государства.
Правовая культура может обеспечивать социальное сплочение людей. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но<и регулировать их взаимоотношения в юридической сфере.
Регулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения.
Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.
! Указанная функция проявляется и при изучении оценочного отношения личности к результату и цели ее'; действийj направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонами образцам поведения, предусмотренным нормами права. Оценочная деятельность в правовой культуре состоит в «измерении» индивидом, общностью людей права, законности, правопорядка, правоотношении, механизма правового регулирования путем сопоставления с соответствующими правовыми ценностями. Оценке подвергается правовая I реальность в гамом широком диапазоне — от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом. Это оценка всей совокупности законодательства, конкретных правовых норм, поведения граждан, Де' ятельности правоохранительных органов в борьбе с правонаруш6'
НИЯМИ.
лт±и. . I ,
Правосоциализаторская функция может быть изучена через призМУ формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот пр°' цесс существенное влияние оказывает правовая действительность-Вместе с тем необходима целенаправленная правовоспитательная Ра бота, важны мероприятия по организации юридического всеобуча и*
еления, оказанию ему юридической, помощи, активизации процессов самовоспитания личности.
Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обес-пеЧцвая рбщение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. :3десь имеется в виду не только непосредственное'общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с йашими современниками, с которыми мы лично незнакомы, или которые отделены ох нас расстоянием и временем.
Такое общение опосредуется юридическими произведениями и се
годня значительно, расширяется в связи с совершенствованием средств
массовой, информации. Дравовое: общение выступает как форма меж
субъектных взаимодействий свободных; и уникальных личностей в
сфере права, ,; . . •,, ,.-:'..:.:..•,,••.•.. . ; , ;
1. Общая характеристика политики
Тема 30. ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА (Н. И. Матузов)
Демократические преобразования в России и, в частности, в правовой сфере (признание естественных прав человека и гражданина, фор. мирование правовой государственности; судебно-правовая реформ^ совершенствование законотворчества; осознание новой, гуманистической роли права и всей постсоветской юридической системы; поиск мирных путей разрешения возникающих конфликтов), поставили в повестку дня вопрос о выработке единой общенациональной долговременной правовой политики государства и определении ее основных
приоритетов.
Правовая политика — один из видов политики как родового интеграционного понятия. Поэтому нельзя уяснить суть правовой политики, не зная, что такое политика вообще. Иными словами, любое определение правовой политики не должно противоречить устоявшимся представлениям о политике в ее традиционном смысле.
Студентам юридических вузов важно знать как основы общей политики, так и (в особенности) — специфику, принципы, назначение правовой ее ветви. Ведь последняя в значительной мере разрабатывается, фиксируется и проводится в жизнь юристами. Между тем в программах и учебниках по теории государства и права такая тема отсутствует, что, на наш взгляд, является неоправданным пробелом, который необходимо восполнять.
Конечно, политика в качестве комплексной социологической и философской категории относится к предмету политологии, но правовая политика — скорее область юриспруденции, а точнее, общей теорий государства и права. Впрочем, обе названные дисциплины тесно взаимосвязаны, особенно по таким ключевым проблемам, как личность, свобода, власть, демократия, политическая система, нормы поведения: ответственность, правовая культура, правосознание и др. Так что общая теория государства и права является в сущности политика -юрй' дической наукой. Цель данной темы — попытаться ответить на постав' ленные вопросы.