ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

Правовой нигилизм — разновидность социального нигилизма как ро­дового понятия. Сущность его — в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин — в юридическом невежестве, коснос­ти, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Подобные антиправовые установки и стереотипы есть «элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии... отли­чительная особенность культуры, традиций, образа жизни»2. Речь идет о невостребованности права обществом.

Одним из ключевых моментов здесь выступает надменно-пренебре­жительное, высокомерное, снисходительно-скептическое восприятие права, оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второ­степенного явления в общей шкале человеческих ценностей, что, в свою очередь, характеризует меру цивилизованности общества, состояние его духа, умонастроений, социальных чувств, привычек.

Стойкое предубеждение, неверие в высокое предназначение, потен­циал, универсальность, возможности и даже необходимость права — таков морально-психологический генезис данного феномена. Наконец, отношение к праву может быть просто индифферентным (безразлич-

1 Валовой Д. Пора замаливать грехи, a ire рваться К власти // Парламентская газета. 1998.9 дек.; Бовин А. Разрушение иллюзий // Известия. 1998.31 дек.

Туманов В.Л. О правовом нигилизме// Государство и право. 1989. № 10. С. 20.


44-1934



Тема 31. Правовой нигилизм и правовой идеализм


2. Понятие и источники правового нигилизма



 


ным, отстраненным),'что тоже свидетельствует о неразвитом правовом
сознании людей. Сказывается отсутствие должного правового опыта,,
навыков, грамотности. ' •.. ii

Играет свою негативную роль и простое незнание права. Актуально
звучат слова И.А. Ильина о том, что «народ, не знающий своей страны,,
ведет внеправовую жизнь или довольствуется... неустойчивыми зачат­
ками права. ...Народу необходимо и достойно знать законы* это входит
в состав правовой жизни. Поэтому нелеп и опасен такой порядок, при
котором народу недоступно знание права..!. Человеку, как существу,
духовному, невозможно жить ма земле вне права»1. :

Правовой нигилизм имеет в нашей стране благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. Причем эта почва постоянно удобряется, так что «неурожайных» лет практик чески не было. Как и раньше, живем в море беззакония, которое подчас принимает характер национального бедствия и наносит обществу ог­ромный и невосполнимый ущерб. Сказывается отсутствие опыта, юри­дических знаний, навыков, привычек.

Корни же этого недуга уходят в далекое прошлое. В специальной литературе отмечается, что юридические доктрины в России отражали широкий диапазон взглядов — «от правового нигилизма до правового идеализма. ...Идея закона ассоциировалась скорее с главой государства, монархом, нежели с юридическими нормами. В общественном созна­нии прочно утвердилось понимание права исключительно как приказа государственной власти»2. Представления о праве как указаниях «на' чальства» настойчиво культивировались в народе — то, что исходит «сверху», от властей, то и есть право. Но еще Л. Фейербах заметил: «В государстве, где все зависит от милости самодержца, каждое прави­ло становится шатким»3.

Даже такой ценитель и пропагандист права, как Б.А. Кистяковский, в своей известной статье в защиту права пишет: «Право не может быть поставлено рядом с такими духовными ценностями, как научная исти­на, нравственное совершенство, религиозная святыня. Значение его более относительно»4- Данное высказывание отводит праву не первое и даже не второе место в общем культурном наследии человечества..

Давно сказано: «На Руси всегда правили люди, а не законы». Отсю­да — наплевательское отношение к закону как свойство натуры русско-

1 Ильин ИЛ. О сущности правосознания. М, 1993. С. 23—24.

2 Хойман С.Е. Взгляд на правовую культуру предреволюционной России // Госу­
дарство и право. 1991. № 1. С. 121,123.

3 Фейербах JI. Философские произв. М., 1955. Т. 1.С. 643.

4 Кистяковский Б.А. В защиту права. Интеллигенция и правосознание // Вехи. Из
глубины. М., 1991. С. 122.


го обывателя. Расхожими стали горькие слова Герцена о том, что жить в России и не нарушать законов нельзя. «Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где можно сделать безна­казанно; совершенно так же поступает и правительство»1. С этим со­звучна и мысль Салтыкова-Щедрина о том, что суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Историк В.О. Ключевский отмечал, что русская жизнь не знает никакого права. В то время это было общим взглядом многих творческих деятелей на окружавшую их действительность.

Известны крайне отрицательные суждения Л.Н. Толстого о праве, который называл его «гадким обманом властей». Так что несоблюдение законов — устойчивая российская традиция. Все это, как пишет Б.А. Кистяковский, дало повод одному из поэтов-юмористов прошлого сто­летия сочинить следующие стихи, вложенные в уста К.С. Аксакова:

По причинам органическим

Мы совсем не снабжены

Здравым смыслом юридическим,

Сим исчадьем сатаны. '

Широки натуры русские,

Нашей правды идеал

Me влезает в формы узкие

Юридических начал...

К сожалению, мы не только не избавились от этого застарелого по­рока, но в полной мере унаследовали его, а во многом «обогатили». На протяжении длительного времени право в обществе «реального социа­лизма» всячески умалялось, принижалось, в нем не,видели истинно демократического и общепризнанного краеугольного института, высо­кой социальной и культурной ценности. Право, скорее, терпели как необходимое декоративное украшение, формальный атрибут, фасад, свойственные любому «благопристойному» государству. Ведь в ста­линской Конституции и некоторых других актах были внешне вполне демократические и гуманные нормы о правах и свободах личности, гарантиях ее неприкосновенности, участия в общественных делах и т.д. Действовало социальное законодательство.

Но в целом оно считалось «неполноценной и даже ущербной фор­мой социальной регуляции лишь на время и лишь в силу печальной необходимости, заимствованной у прежних эксплуататорских эпох»2. Это было,'по сути, лицемерно-маскирующее признание права автори-

1 Герцен А.И. Соч. Т. 7. М., 1950. С. 251. |

Соловьев Э.Ю. Правовой нигилизм и гуманитарный смысл права // Квинтэссен­
ция. Философский альманах. М., 1990. С. 164. I

44*



Тема 31. Правовой нигилизм и правовой идеализм


2. Понятие и источники правового нигилизма



 


тарным режимом, который не очень-то и нуждался в нем, так как ис­пользовал в основном волюнтаристские методы правления.

В то время не только никто не собирался возводить в стране храм
.законности и права, но даже не знал, как это делается — архитекторов
не было. А.Я. Вышинский, мягко говоря, не оправдал таких надежд.
Напротив, он создал храм беззакония и произвола. '..

Вместе с тем из права максимально выжимали его карательный возможности и немало «преуспели» в этом. Командно-бюрократичес­кая система не только не боролась с правовым нигилизмом, но по-свое­му опиралась на него, ибо он прекрасно вписывался в эту систему. О правовом нигилизме даже не говорили, как будто его не существова­ло. В этой двойственности, своеобразном политическом флирте '— !корни рассматриваемого явления. С одной стороны, право — рудимент и помеха, с другой — оно с полной отдачей использовалось как инстру­ментально-принудительное средство.

В период сталинщины процветал как правовой нигилизм, так и пра­вовой тоталитаризм. Ведь колесо репрессий крутилось в юридических формах, разыгрывались «театрализованные» процессы со всеми их ат­рибутами, скрупулезно соблюдались соответствующие нормы, ин­струкции. Право использовалось в качестве «дубинки», с помощью которой, как известно, можно и нападать, и защищаться. Это значит, что право, в зависимости от того, в чьих оно руках, способно творить как добро, так и зло. Это — «палка о двух концах». Еще И. Кант заметил: «Право может служить как средством ограничения произвола, так и средством попрания свободы человека»1.

Выше говорилось о том, что «перестроечные» процессы, наряду с очистительной миссией, послужили мощным катализатором социаль­но-правового нигилизма, который был вызван не только чисто внеш­ними неурядицами этой ломки, но и более глубокими (подспудными) причинами. . i

В.А. Туманов отмечает, что как только страна отказалась от тотали­
тарных методов правления и попыталась встать на путь правового го­
сударства, Kak только люди получили реальную возможность пользо­
ваться правами и свободами, так сразу же дал о себе знать низкий
уровень правовой культуры общества, десятилетия царившие в нем
пренебрежение к праву, его недооценка. Юридический нигилизм при
востребованном праве оказался куда более заметным, чем при праве
невостребованном2. I

1 ЯактЯ.Соч.Т.4.Ч.2.М., 1965. С. 140. ' j !

2 См.: Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе'//
Государство и право. 1993. № 8. С. 52.


Сегодня главный источник рассматриваемого зла — кризисное со­стояние российского общества. Социальная напряженность, экономи­ческие неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, региональный сепаратизм, дезинтеграция, конфронтация властей, мо­рально-психологическая неустойчивость общества и многое другое не только не способствуют проявлению правового нигилизма, но постоян­но воспроизводят и приумножают его.

Сложились идеальные условия для тех, кто не в ладах с законом, у кого на первом плане эгоистический интерес. Расхлябанность, произ­вол, своеволие, игнорирование правовых и иных социальных норм до­стигли критической точки, за которой начинаются стихия, хаос, разлад. Потеря же управляемости, выход ситуации из-под контроля создает тягу к «сильной руке», когда право вообще отодвигается в сторону. Люди испытывают страх, растерянность, отчаяние. Именно поэтому страна нуждается не только в социально-экономической и политичес­кой стабилизации, но и в правовой. Более того, правовая стабилизация может в немалой степени способствовать упрочению положения дел во всех других областях.

Новая Конституция как раз и призвана была нормализовать обста­
новку, обеспечить эффективную деятельность всех государственных и
политических институтов. Проблема, однако, в том, что принятая на
референдуме Конституция имеет недостаточную (минимальную) леги­
тимность и социальную базу, что затрудняет достижение на ее основе
прочного гражданского мира и согласия. '

Она писалась и принималась в великой спешке, многие юристы, политологи, общественные и государственные деятели уже тогда вы­сказывали серьезные возражения против предлагаемого проекта. Од­нако их голоса не были услышаны. Потом сама жизнь подтвердила справедливость этих замечаний, выявила другие недостатки и пробелы. Теперь же все более решительно ставится вопрос об изменении Кон­ституции, внесении в нее поправок1.

К тому же, в обществе до сих пор не развеяны сомнения относитель­
но законности процедуры подготовки, проведения и подведения итогов
референдума, самого факта одобрения Основного Закона страны поло­
женным числом избирателей. В печати, политических кругах развер­
нулась оживленная дискуссия по поводу необходимости внесения в
этот документ ряда поправок и изменений, направленных на перерас­
пределение власти, совершенствование механизма сдержек и'противо­
весов. :

1 См.: Пробелы в российской Конституции и возможности ее совершенствования. Центр конституционных исследований. М„ 1998. С. 14—25.



Тема 31. Правовой нигилизм и правовой идеализм


3. Формы выражения правового нигилизма



 


Данное обстоятельство в значительной мере снижает моральный
авторитет и реальную силу Конституции. Юридически же жить по ней
обязаны все. Налицо у определенной части населения глубокий внут­
ренний конфликт между несогласием с предложенным проектом и
внешней необходимостью соблюдения уже принятого Основного Зако­
на. А это еще один источник правового и нравственного нигилизма, ибо
психологическая раздвоенность личности не позволяет ей сформиро­
вать четкую и активную социальную позицию в отношении нынешнего
статус-кво. ;;

Между тем, как писал И.А. Ильин, «честным, законопослушным можно быть только по личной убежденности, в силу личного решения. Без этого нет правосознания и лояльности, и гражданин становится не опорой, а брешью в правопорядке»1. Иначе говоря, важно, чтобы чело­век «свободною'душой закон боготворил» (А.С. Пушкин). Именно поэ­тому следует различать законопослушание и законоуважение. Законо­послушное поведение основано чаще всего на страхе, принуждении;,в то время как законоуважение — на глубоком осознании необходимости

1 следовать закону, праву. То есть это добровольная позиция индивида,
соблюдение им закона « не за страх, а за совесть».
1 На Конституцию у нас, мягко говоря, никто не молится, включая и
первых лиц. Если она мешает, ее игнорируют. Соответственно нет и
конституционной законности, а есть конституционный нигилизм, не­
уважение к главному закону государства. Этот закон сразу же после его
принятия стал нарушаться всеми структурами власти. Нарушается игв
настоящее время. Более того, он не известен большинству россиян.
Президент РФ в своем радиообращении 15 февраля 1997 г. признал:
«Знаю, не многие наши граждане читали текст нынешней Консти­
туции». V;

Существует мнение, что самый законопослушный народ — англича­не; Их склонность к скрупулезному соблюдению установленных пра*-вил граничит с педантизмом. Мы же, к сожалению, прослыли как самая незаконопослушная нация. Для многих из наших соотечественников ничего не стоит обойти закон, схитрить, словчить, нарушить запрет,1 не подчиниться предписанию, сплутовать. Этого почти не стесняются,

этим нередко даже бравируют. Не выработано исторически благоговей­
ного, почтительного отношения к закону, его святости и незыблемости,
в том числе к высшему правовому акту — Конституции. =

Правовой нигилизм — продукт социальных отношений, он обуслов­лен множеством причин и следствий. В частности, он подпитывается и такими реалиями наших дней, как политиканство и циничный попу-

1 Ильин И.А. Наши задачи. М., 1993. С 182. > *


]

лизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий. Дают о себе знать эгоизм и властолюбие старой и новой бюрократии, некомпетентность и бестолковость чиновников. Послед­нее — традиционно больное место нашей государственности. Пушкин­ское «он чином от ума избавлен» подтверждается на каждом шагу. Полузнайство, невежество, дилетантство разрушают всякую правовую ткань, любые разумные юридические установления.

На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух каче­ствах: как состояние умов, чувств, настроений и как образ действий, линия поведения. Последнее — индикатор вредности и опасности яв­ления. Поступки — плоды помыслов, поэтому именно гю поступкам можно судить о реальном наличии и последствиях правового нигилиз­ма. Он может быть активным и пассивным, стойким и спонтанным, | постоянным и ситуативным, проявляться в виде простого фрондерства, иметь личные причины, когда, скажем, гражданин недоволен судом только потому, что его осудили, а закон плох потому, что предусмотрел наказание за совершенное им деяние.

Нигилизм возникает и как результат неудовлетворенности субъек­та своим социально-правовым статусом, неадекватным, по его мнению, собственным возможностям. В целом нигилизм выступает в теорети­ческой (идеологической) и практической форме. Он различен в раз­личных слоях и группах общества, зависит в известной степени от таких факторов, как возраст, пол, национальное происхождение, веро­исповедание, должностное положение, образование.

Не последними причинами правового и нравственного нигилизма, деформации правосознания являются изъяны в следственно-проку­рорской и судебной практике. Еще классики утверждали: есть два спо­соба разложить нацию — наказывать невиновных и не наказывать ви­новных. У нас допускается и то, и другое. Устранение этих уклонов — один из путей формирования высокой правовой культуры общества> чувства законности и справедливости.