Основные современные концепции социальной сущности и назначения права

1) В нормативистской концепции право рассматривается как иерархия норм, в которой каждая верхняя или вышестоящая норма обусловливает существование нижестоящей. Самой верхней нормой являются нормы конституции государства Далее идут нормы, закре­пленные в законах и других нормативных правовых актах. Юридиче­ская сила каждой нормы определяется вышестоящей нормой права которая имеет большую юридическую силу. Источником права является государство, которое само есть организованный правопорядок.

2) Социологическая концепция возникла во второй поло­вине XIX в. Основной тезис этой концепции звучит так: право нужно искать не в нормах права, а в самой жизни. Законы - всего лишь пожелания вести себя определенным образом. Наполнять законы правом призваны судьи, администраторы - государствен­ные чиновники, сами граждане. Поэтому главное в праве - реаль­ные общественные отношения, создаваемые гражданами, долж­ностными лицами, органами и организациями, которые охраня­ются и защищаются государством. И решение правового вопроса основано на выяснении сути данного отношения между- людьми или другими субъектами, а не на формальной норме права.

3) Психологическая теория основана на психологическом, эмоциональном отношении к имеющему юридическое значение факту, событию. Право - это эмоции, обязательственно-притязательные переживания, вызванные определенным событием, и отношение к нему. И это психологическое состояние определяет поведение и деятельность человека и является реальным правом.

4) Согласно теории естественного права каждому чело­веку как социальному существу, с момента рождения принадле­жат права и свободы. А затем они находят свое выражение в пра­ве. Они, собственно, и образуют право. Один из идеологов этой теории И. Кант утверждал, что каждый человек вправе действо­вать по своему усмотрению. Но его произвол должен совмещать­ся с произволом другого равноправного с ним индивида.

5) Классовая, марксистско-ленинская теория характери­зует право как волю господствующего класса, возведенную в за­кон, волю, содержание которой определяется материальными ус­ловиями жизни этого класса. Согласно данной теории, любой класс, ставший господствующим, устанавливает право, отвечаю­щее его интересам, и подавляет интересы других классов.

6) Согласно позитивистской теории, правом признается реально действующее право. Для того, чтобы познать право необхо­димо изучать его таким, какое оно есть. Юридико-позитивистское понимание права исходит из того, что право - это система детерми­нант, порождающих строго определенные последствия в сфере юридической практики. За исходное начало берется опыт функцио­нирования государственных институтов: законов, прецедентов, су­дов, парламентов, правительств, чиновников и т. п. Право мыслится как порождение и инструмент государства. Оно этатизируется, под­вергается огосударствлению, рассматривается как форма осуществ­ления государственной политики.

Этатический позитивизм рассматривает право как систему велений или предписаний государства, адресованных гражданам и их объединениям. По одну сторону - государство и право, ло­гически и исторически связанные между собой, по другую - гра­жданское общество, интересы которого отражаются в праве лишь после того, как они трансформируются в государственные инте­ресы. В своих крайних вариантах этатический позитивизм почти полностью растворяет сущность права в государстве, рассматривает право как нечто вторичное по отношению к государству, как функцию государства, его инструмент. Единственной силой права является принудительная мощь государства.