ТЕМА 20. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ

1. Положение личности в государстве

Основные теории, рассматривающие взаимоотношения государства и личности
анархизм
либерализм
этатизм
солидаризм

 

 


Черты теории либерализма:

1. Провозглашается и утверждается абсолютная ценность человеческой жизни и изначальное равенство людей.

2. Признается самостоятельность индивидуальной воли. В усло­виях государства человек должен быть свободным. Не должно быть ограничений, кроме запретов, установленных законом.

3. Предполагается рациональность и добродетельность человека. Данное положение накладывает на людей обязанность вести себя по отношению к государству и друг к другу разумно и доброжелательно.

4. Государство как социальная организация может быть создано только на основе консенсуса личностей, государство есть результат согласия людей о его создании с целью обеспечить их безопасность.

5. Признается существование неотчуждаемых, прав челове­ка (право на жизнь, свободу, собственность). Государство нико­гда не может быть использовано для ограничения или лишения

человека этих прав.

6. Утверждается договорный характер отношений между госу­дарством и личностью.

7. Провозглашается верховенство закона. Человек должен жить и действовать в соответствии с законом и не зависеть от произвола государственных чиновников.

8. Права государства и сферы его деятельности должны быть ог­раничены только необходимыми для общества и человека функциями.

9. Частная жизнь людей должна быть защищена законом от вмешательства государства и обеспечиваться ее тайна.

10. В идеологии общества должны быть сформулированы и использоваться на практике высшие истины: о добре и зле, о дос­тоинствах и пороках, чести и бесчестии, о честности и лжи, об­мане, о верности и предательстве, о порядке и анархии.

 

Анархизмутверждает, что необходимо безгосударствен­ное устройство общества.

Цель анархизма как учения - уничтожение государства и замена всех форм принудительной государственной власти сво­бодной и добровольной ассоциацией граждан.

Должна существовать полная свобода поведения человека и отсутствие какого-либо государственного принуждения.

Солидаризмпризнает необходимость согласованной дея­тельности граждан и государства, взаимосвязь их интересов и целей.

Государство является органом граждан и его назначение -выражать и защищать их интересы и цели, решать задачи, стоящие перед гражданами, которые сами граждане решить не могут.

Этатизмпризнает необходимость непосредственного вла­стного участия государства, соответствующих его органов в экономической, социальной, культурной жизни общества, в на­учной, творческой и иной деятельности.

При этатизме политика государственной деятельности пе­реходит границы рационального взаимодействия с экономикой и другими сферами общественной жизни - религиозной, науч­ной, культурной.

Признается, что такое засилье государства вполне допус­тимо и полезно для общества и граждан, поскольку обеспечивается планомерное развитие всех сторон общественной жизни.