Система функциональных стилей современного русского литературного языка. Основные аспекты изучения стилистики в школе

Понятие функционального стиля является центральным в стилистике. Термин «стиль» многозначен. Он входит в терминологию не только стилистики, но и литературоведения, искусствоведения и в каждой из этих наук понимается специфично.

Прежде всего следует развести лингвистическое и литературоведческое понимание стиля.

В литературоведении можно выделить два подхода к пониманию этого термина: он понимается либо широко – как форма литературного произведения, включающая в свой состав род произведения, жанр, композицию, язык и т. п.; либо узко – только как языковая форма произведения (или язык писателя), т.е. как своеобразие языкового выражения.

В лингвистической стилистике термин «стиль» проецируется на весь литературный язык и рассматривается как дифференциальная разновидность литературного языка, языковая подсистема со своеобразным набором языковых единиц, обслуживающая определенную сферу общественной деятельности человека.

Вместе с тем в самой лингвистике этот термин понимается неоднозначно. Это объясняется, во-первых, историческим процессом развития стилистики как науки, наличием в ней нескольких направлений, в каждом из которых выделяется свой предмет исследования, во-вторых, сложностью самого понятия.

Так, в практической стилистике термин «стиль» означает степень следования нормативно-стилистическим правилам речи, в стилистике художественной речи под ним понимают своеобразие творческой манеры писателя. В функциональной стилистике под стилем понимается разновидность литературного языка, обслуживающая определенную сферу общественной деятельности. Здесь особо исследуется специфика и системность функциональных стилей.

К числу наиболее сложных и спорных в данном направлении стилистики относится вопрос о природе функциональных стилей. Одни ученые считают функциональный стиль категорией языка (Г. Колшанский, Ю. Степанов), другие – категорией речи (В.В. Виноградов, М.Н. Кожина).

Вторая точка зрения представляется наиболее обоснованной, поскольку уже само понятие «функциональный» подчеркивает его речевую природу. Вышесказанное позволяет дать следующее определение функциональному стилю– разновидность речи, обслуживающая определенную сферу общественной деятельности (науку, политику, искусство, сферу официальных и бытовых общественных отношений).

Именно в процессе функционирования в определенной разновидности речи под влиянием экстралингвистических факторов языковые средства разных уровней языка выстраиваются в стройную систему.

В основу выделения функциональных стилей учеными (В.В. Виноградов, М.Н. Кожина и др.) кладется ряд факторов как внеязыковых (экстралингвистических), так и собственно языковых. Эти факторы называются стилеобразующими.

Стилеобразующие факторы – это внешние по отношению к языку условия общения, от которых зависит отбор языковых средств при построении текста, а также собственно языковые черты функционального стиля, позволяющие отграничить один стиль от другого.

В качестве основания для классификации функциональных стилей и их внутренней дифференциации большинством ученых избираются экстралингвистические факторы, поскольку именно эти факторы непосредственно связаны с общественной сущностью языка и представляют собой первопричину его деления на функциональные стили. Это целый комплекс факторов, различных по характеру значимости и месту в системе классификации функциональных стилей. Прежде всего, это сфера общественной деятельности, которую обслуживает тот или иной стиль.

Сфера общественной деятельности– это такая область деятельности носителей языка, которая соотносится с определенной формой общественного сознания (наука, право, политика, искусство). Сфера обиходно-бытового общения выделяется без опоры на специфичную форму общественного сознания. Для каждой формы сознания характерен свой тип мышления – отвлеченно-обобщенный или конкретный, а также форма отражения – научное понятие, художественный образ, правовая норма и т.д. Все это в целом составляет тематику и содержание соответствующих речевых высказываний, от чего, в свою очередь, зависит состав языковых средств (особенно лексических) функционального стиля.

К вторичным внеязыковым стилеобразующим факторам относятся: функция языка, реализуемая в данной сфере общественной деятельности, поскольку в одной сфере общественной деятельности язык может выполнять несколько функций (ср., например, в сфере политико-идеологической – функцию информативную и воздействия), тип и форма речи, вид речи, жанр речи, характер адресата, субъект речи.

Основания для классификации функциональных стилей см. в Таблице.


 

Таблица Основания для классификации функциональных стилей Разговорный стиль Сфера обиход-но-бытовой деятельности, неофициаль- ного общения Функция общения (представлена и информа-тивная функ- ция)
Стиль художественной речи Сфера эсте-тической деятельности (искусство) Функция эстетического воздействия
Публицисти- ческий стиль Сфера политико-идеологической деятельности (политика) Информативная функция ослож-нена функцией воздействия. Функция воз-действия прояв-ляется в откры-той оценочности при передаче информации.
Официально-деловой стиль Сфера админи- стративно-пра- вовой деятель- ности (право) Информативная, имебщая предписывающий, регламентрующий характер
Научный стиль Сфера научной деятельности (наука) Информативная Функция пере-дачи информа-ции связана с задачей дока-зать объектив-ность и истинность нового знания
Стилеобразу- ющий фактор Сфера общест- венной деятель- ности, в которой стиль функциони-рует Функция языка, реализуемая в данной сфере общественной деятельности, ее характер
Разговорный тип речи   Устная форма (возможна письменная: эпистолярные жанры [письма, записки]) Диалогическая речь (возможен монолог: устный рассказ, эпистолярные жанры) Беседа, спор, устный рассказ и т.д.
Книжный тип речи Письменная форма (возможна устная: устный рас-сказ) Монолог, диалог, полилог Повесть, рассказ, роман, поэма и т.д.
Письменная форма (возможна устная: интервью, выступление) Монологичес-кая речь (возможен диалог: интервью) Ораторское выступление, статья, очерк, интервью, репортаж, заметка и т.д.
Письменная форма Монологичес-кая речь Закон, инструк-ция, договор, устав, заявление, справка, отчет и т.д.
Письменная форма (возможна устная: доклад, лекция) Монологичес-кая речь (возможен диалог: диспут) Монография, статья, учеб-ник, рецензия, тезисы, доклад и т.д.
Тип и форма речи Вид речи Жанр речи
  Конкретное лицо или небольшая группа лиц Личный субъект  
  Массовый, но в зависимости от индивидуально-авторской манеры может быть элитарным Личный субъект, так как все дается через авторское восприятие  
  Массовый Социально-личный субъ-ект (возмо-жен и лич-ный, если его точка зрения не общепри-нята)  
  Массовый (делопроиз-водитель) Неличный субъект  
  Узкий, специи-альный (специалист); массовый (для популяризации научных зна-ний); обуча-емый (ученик, студент) Неличный субъект  
  Характер адресата Субъект речи  
                 

 

Деление стилей на подстили Подстили не выделяются.
Подстили не выделяются, поскольку речь идет об индивидуаль-ном стиле писателя.
1. Газетный 2. Научно-публицисти-ческий, свя-зывающий вопросы по-литики с об-ластями на-учных зна-ний. 3. Оратор-ский (съезды, митинги).
1. Канцелярский (делопроизводст-во). 2. Законодательный (законодательные акты). 3. Дипломатии-ческий (функционирует в сфере международных отношений).
1. Собственно научный (пере-дает научную информацию узкому специалисту). 2. Учебно-науч-ный (информа-тивная функция осложнена за-дачей обучения). 3. Научно-по-пулярный (ин-формативная функция осложнена задачей популяризации научных зна-ний.
Обусловле-но факторами с 3 по 7

Языковые единицы разных уровней языка в процессе своего употребления в рамках того или иного функционального стиля системно организованы.

Речевая системность функциональных стилей обусловлена основным семантико-конструктивным принципом организации текста.

Семантико-конструктивный принцип организации текста– это ведущий принцип организации языковых единиц как единого композиционного целого в рамках того или иного функционального стиля. У каждого стиля он свой. Так, основным семантико-конструктивным принципом организации языковых единиц в научном стиле является абстрактность, точность, логичность изложения научной информации; в публицистическом – сочетание экспрессии и стандарта; в официально-деловом – точность, не допускающая инотолкований, стандартизированность, предписывающий характер изложения официальной информации; в художественном – художественно-образная речевая конкретизация, связанная с функцией эстетического воздействия; в разговорном – своеобразие норм, обусловленное непринужденным характером речевого общения.

Основные аспекты изучения стилистики в школе

Стилистика в школе изучается в языковом и речевом аспектах. В теоретической части учебников на материале различных упражнений учащиеся знакомятся со стилистической соотносительностью языковых средств (лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических), т.е. получают сведения о стилистических ресурсах языка.

Наиболее наглядно функциональная закрепленность языковых средств представлена при изучении функциональных стилей речи.

В ходе знакомства учащихся с тем или иным функциональным стилем речи школьные учебники (более последовательно это представлено в учебнике Е.И. Никитиной «Русская речь») акцентируют внимание на сфере применения, функции и своеобразии языковых средств определенного стиля.

 

 

РАЗДЕЛ V. Современный русский язык
  Фонетика. Орфоэпия. Орфография