Философская концепция языка В. фон Гумбольдта

Существует два противоположных подхода к решению проблемы соотношения языка и мышления: 1) язык есть основной код мышления, средство вербализации (выражения) мысли; 2) мыслительные процессы могут протекать и без посредства языка, реализуясь в невербальном коде (замысел высказывания в частности представлен на стадии внутренней речи в универсальном предметном коде – образно-схемном, безакцентно двигательном, по Н.И. Жинкину; в изобразительно – двигательно – аудиально – интонационном коде – по И.Н. Горелову). Данный аспект соотношения языка и мышления касается прежде всего исследования механизмов речи (роли языковых и мыслительных операций в процессах речепорождения и речевосприятия).

Другим аспектом изучения проблемы языка и мышления является выяснение их соотношения в отражении картины мира конкретного народа – носителя того или иного национального языка. В этом аспекте суть проблемы сводится к следующему: с одной стороны, язык есть отражение мыслительной деятельности, способ воплощения,оформления мысли; следовательно, когнитивная картина мира первична по отношению к отражающему ее языку. С другой стороны, языковая картина мира способна оказывать обратное воздействие на мышление (способы выражения мысли у носителей конкретного языка во многом продиктованы самой языковой формой, «взглядом» на мир через язык).

У истоков такого понимания связи языка и мышления стоит крупнейший теоретик языка, основатель философской концепции языка, немецкий ученыйВильгельм фон Гумбольдт. Лингвистическая концепция В.фон Гумбольдта сложилась во многом под влиянием идей немецкой классической философии, в частности под воздействием взглядов И. Канта и Ф. Гегеля.

С Гегелем Гумбольдта объединяет принцип описания языка как сложного феномена в его диалектическом развитии. У Канта Гумбольдт заимствует принцип антиномий как способ изучения объекта (выдвижение двух противоположных суждений об одном и том же объекте, каждое из которых может быть признано истинным). Ср. выделяемые Гумбольдтом антиномии языка и речи, языка как продукта и энергейи (деятельности), социального (коллективного) и индивидуального, свободы и необходимости, речи и понимания, устойчивости и подвижности, объективного и субъективного и др. Важнейшей из выделяемых антиномий является рассматриваемая Гумбольдтом антиномия языка и мышления.

Гумбольдт предложил принципиально новые, по сравнению с предшествующим периодом развития языкознания, теоретические и методологические принципы описания языка:

1. Принцип антропологизма, ориентированный на изучение взаимосвязи языка и его конкретного носителя (человека). Язык, по Гумбольдту, создан для человека: именно посредством языка человек развивает свои духовные потребности, «вступает» в связь с историей и обществом, пробуждает в себе деятельностное начало и постигает причины вещей. Используя язык как инструмент познавательной деятельности и выражая с помощью языка свои духовные устремления, человек постоянносовершенствуетсвойязык,воплощаявнемсобственноемировидение.

2. Принцип антиномий – диалектическое соотнесение противоположных начал при описании языковых явлений.

3. Системно-целостный взгляд на язык.

4. Приоритет динамического, процессуально-генетического подхода над структурно-статическим.

5. Трактовка языка как порождающего себя организма.

6. Приоритет вневременного (панхронического или ахро-нического) взгляда на язык над историческим изменением языка во времени.

7. Приоритет изучения живой речи над описанием языкового организма.

8. Сочетание интереса к реальному разнообразию существу-ющих языков и к языку как общему достоянию человечества.

9. Попытка представить в идеальном плане языки как ступени к совершенному образованию языка как такового.

10. Отказ от описания языка только изнутри себя самого, вне связей с другими видами человеческой деятельности.

Основополагающей идеей философско-лингвистической концепции В. фон Гумбольдта является мысль об обусловленности мышления языком. Это положение формулируется в виде антиномии, согласно которой язык, отражая процессы мыслительной деятельности, будучи средством оформления, выражения мысли, в то же время выступает как самодостаточная система, в известной степени определяющая взгляд народа на мир, языковое мышление носителей конкретного языка. Данную идею В. фон Гумбольдт подробно излагает в теоретическом введении к трехтомному труду «О языке кави на острове Ява (1836-1840)», которое имеет самостоятельное название «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества».

В. фон Гумбольдту принадлежит и идея о построении «сравнительной антропологии», включающей в себя и теорию языка как орудия обозрения «самых высших и глубоких сфер и всего многообразия мира», «приближения к разгадке тайны человека и характера народов». Глубинные истоки языка, по Гумбольдту, следует искать не в материальных условиях жизни, а в духовной сфере. Языковая способность понимается им не только как уникальный дар человека, но и его сущностная характеристика. Гумбольдт утверждает изначальное единство языка и мышления, языка и культуры. Он убежден в том, что язык не развивается постепенно по пути усложнения и совершенствования, а появляется сразу как целостная и сложная система, заложенная в человеке. Язык существует и как неосознаваемая форма, и как интеллектуальная активность, проявляющаяся в актах «превращения мира в мысли». По Гумбольдту, язык образует как бы промежуточный мир между внешней действительностью и человеком. Разные языки квалифицируются как разные мировидения. Язык, по Гумбольдту, очерчивает вокруг человека круг, из которого невозможно выйти, не вступив в круг другого языка. Этот круг есть способ видения мира, отраженный в данном языке. Многие языки – это не многие обозначения одного предмета, а разное рассмотрение его. Язык закладывает в нас способ видения мира, так как он связан с такой категорией, как народный дух. Последний пронизывает все сферы духовной жизни общества (ср. идею всеолицетворяющего абсолютного духа у Ф. Гегеля). Именно народный дух (что, по Гумбольдту, есть сущность, тождественная языку) определяет тот особый способ, которым мир представлен, отображен в данном языке.

С идей своеобразия языковых картин мира связано введенное Гумбольдтом понятие «внутренняя форма языка» (ВФЯ). Это понятие позволяет объяснить, что лежит в основе специфического взгляда на мир через язык. В языке, согласно Гумбольдту, следует выделять материю, внешнюю форму (звуковую и грамматическую) и форму внутреннюю (содержательную). Внутренняя форма языка (ВФЯ) – это способ мышления народа, приспособленный к особой форме выражения мысли в данном языке, это есть некое «постоянное и единообразное начало в созидательной деятельности народного духа, взятое в совокупности своих системных связей и представляющее собой индивидуальный продукт данного народа».

В свете сложившихся в языкознании подходов к анализу языковых форм и значений, феномен ВФЯ (с учетом его трак­товки В. фон Гумбольдтом) можно рассматривать в трех аспек­тах: 1) гносеологическом; 2) этнолингвистическом; 3) системно-структурном. В гносеологическом аспекте ВФЯ – это способ объективации мысли в языке (то, что соединяет понятие со зву­чанием). Языковая оболочка объективирует мысль, оформляет и «созидает» содержание мысли. Этнолингвистический аспект ВФЯ – это выражение национального самобытного мировосприятия, «народного духа». Внутренняя форма – это то, что придает данному языку национально специфичную «физиономию», отражающую не только мышление, но и о характер народа, его связь с духовной и материальной культурой. Каждый народ воплощает в языковых единицах то, что подсказано, продиктовано особенностями его быта, его образа жизни. Системно-структурный аспект рассмотрения ВФЯ предполагает изучение того, какие структуры, какие элементы языка приспособлены для выражения его самобытности. В этом плане ВФЯ есть способ организации его грамматической и семантической структуры. ВФЯ есть некий «интеграл», который определяет для данного языка набор именно этих категорий в грамматике, а в семантике – это какой-то механизм, который определяет именно такой, а не иной набор семантических полей и их внутреннюю организацию.

Особое значение теория ВФЯ имела для развития антропологического направления в языкознании, которое рассматривает язык как деятельность, связанную с «превращением мира в мысли», с выражением мыслей и чувств, с обеспечением взаимопонимания, с развитием внутренних сил человека. В каждом отдельном языке видится инструмент для специфической интерпретации действительности в соответствии с заложенным в нем миропониманием. Языку приписывается функция регулирующего воздействия на поведение человека.

Рассматривая уникальность внутренней формы каждого конкретного языка и соответственно влияние ВФЯ на мышление народа, В.фон Гумбольдт тем не менее признает в языках не только идиоматический (идиоэтнический), но и универсальный компонент. «Общее родство» (типологическая близость) языков понимается Гумбольдтом как «тождество целей и средств». Универсальное трактуется как основа способности к многоязычию, возможности перевода с языка на язык. Все типы языка признаются равноправными по своим возможностям, и никакой из языковых типов (изолирующие, агглютинирующие, флективные языки) не может считаться исходным. Сама возможность «чистых» языковых типов отрицается. Впоследствии приписываемая Гумбольдту идея о соответствии более развитого типа языка более совершенному типу мышления на самом деле не имеет места в его концепции. В.фон Гумбольдт наметил перспективу исследования речевой деятельности как отражения связи языка с мышлением и культурой народа, как проявления творческой инициативы отдельного носителя языка и этноса в целом в создании языковой картины мира. Поиск конкретных алгоритмов описания ВФЯ как призмы, через которую отражается мировоззрение народа, – вот заданный В. фон Гумбольдтом путь постижения связи языка и мышления.