Общественно-экономические формации и типы государств

Первобытнообщинная формация (догосударственная стадия развития общества) Рабовладельческая формация (рабовладельческое государство) Феодальная формация (феодальное государство) Буржуазная формация (буржуазное государство) Коммунистическая формация (социалистическое государство)

Нетипичным для формационного под­хода является социалистическое государство, возникающее в результате победы пролетариата над буржуазией и знаменую­щее собой начало перехода от буржуазной к коммунистичес­кой (безгосударственной) общественно-экономической форма­ции. В социалистическом государстве на смену частной соб­ственности на средства производства приходит собственность государственная (общенародная); противоречия между класса­ми перестают носить антагонистический характер; имеет мес­то тенденция к слиянию основных классов (рабочих, крес­тьян, социальной группы — трудовой интеллигенции) и образо­ванию социально однородной общности — советских людей; государство продолжает оставаться "силовым механизмом при­нуждения", однако меняется характер: из аппарата порабо­щения одного класса другим государство превращается в ин­струмент обеспечения и защиты интересов сообщества на меж­дународной арене, гарантий и правопорядка в самом государ­стве[3].

 

3. В связи с приобретением Казахстаном независимости и изменением идеологических и политических ориентаций в нашей стране формационный кри­терий типологии государств стал некоторыми теоретиками под­вергаться сомнению. В противовес марксистско-ленинскому формационному подходу к типологии государств в настоящее время выдвигается цивилизационный, который базирует­ся на истории развития цивилизации.

Цивилизационныйподход (автор – немецкий юрист Рудольф Йеринг) в типологии государства заключа­ется в том, что за основу классификации государства и правовых систем берутся не вышеперечисленные критерии, и в частности принадлежность государств и правовых систем к той или иной общественно-экономической формации, а их причастность к той или иной цивилизации.

При этом за основу понятия "цивилизация" берутся не материальные, социальные или иные подобные элементы, а исключительно духовные факторы.

Цивилизация (от лат. civilis — "гражданский") — это социокультурная система, включающая, как социально-экономи­ческие условия жизнедеятельности общества, так и этничес­кие, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, соци­альной и духовной свободы личности.

В литературе, исходя из типов цивилизации, выделяют госу­дарства первичной цивилизации и государства вторичной цивилизапии.

Для государства первичной цивилизации (древнеегипетской, шумерской, иранской, японской и др.) характерны такие осо­бенности, как существенная роль государства и соединение государства с религией в политико-религиозный комплекс.

Цивилизация (концепция Н. Я. Данилевского)

Китайская Египетская Ассирийско-вавилонская, халдейская или древнесемитскаяИндийская Иранская Еврейская Греческая Римская Новосемитская (аравийская) Германо-романская (европейская)

 

Цивилизация (концепция А. Дж. Тойнби)

Египетская Китайская Западная Православная Арабская Мексиканская Иранская Сирийская Дальневосточная и др.

Цивилизация (этничсская концепция А.Н. Гумилева)

Фаза подъема (резкий pocт всех видов акгивности. "завоеванис местa под солнцем")   Фаза акмагическая (наивысшее напряжение пассио­нарносги, пoгaшаемое подчас за счег внутренних конфликтов)   Фаза надлома (рост числа свсрхпассивных сограждан, острые конфликты внутри этнической системы)   Фаза инерции (укрепление государсгвенпой власти, интенсивное накопление материальных и культурных ценностей)   Фаза обскурации (формирование общества потреб­ления, предшествующего гибели этнической сис­темы)   Фаза регенерации (возможное возрождение этнической системы за счет пассионарных окраин)  

В государствах вторичной цивилизации (западноевропейской, североамериканской, восточноевропейской, латиноамери­канской и др.) появилось отчетливое различие между государ­ственной властью и культурно-религиозным комплексом, пра­вовое положение главы государства было двойственным: с одной стороны, правитель достоин всякого повиновения, а с дру­гой — его власть должна соответствовать законам, иначе она незаконна.

 

4. Современная наука, опираясь на принцип плюрализма, применяет оптимальное сочетание формационных, цивилизационных и других критериев при типологии государств. Каждый подход имеет свои достоинства, их совокупность позволяет учесть все многообразие типов и видов государств.

В соответствии с формационной типологией все государства под­разделяются на эксплуататорские и неэксплуататорские. К последним относятся только социалистические государства.

Достоинства данной типологии, как считает А.В. Малько, сводятся к следующему:

— во-первых, продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действи­тельно весьма существенно влияют на общество;

— во-вторых, она показывает поэтапность, естественно-исто­рический характер развития государства.

В то же время, по мнению А.В. Малько, она во многом прямолинейна, характеризуется излишней запрограммирован­ностью, между тем история многовариантна и далеко не всег­да "вписывается" в начерченные для нее схемы; недооценива­ются духовные факторы (религиозные, национальные, культур­ные и т.п.).

Значение цивилизационного подхода состоит в том, что он предоставляет возможность раскрыть сущность любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценности и целях ее собственной деятельности. Цивилизационный подход не только требует познания прошлого через все формы деятельности человека (трудовую, политическую, социальную), но и учитывает также все многообразие общественных связей. При таком подходе человек стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность со всеми ее достоинствами и недостатками.

Значение цивилизационного подхода состоит еще и в том, что он учитывает как противостояние классов в общественно-политической жизни, так и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей. Иначе говоря, речь идет не только о выявлении классовых противоречий, но и об общности духовных принципов, которыми руководствуется человек в различных сферах своей жизнедеятельности. Все это позволяет формировать такие нормы взаимодействия людей, которые жизненно необходимы социальной и культурной группам, побуждая их оставаться в пределах (границах) единой целого.

Таким образом, цивилизационный подход позволяет видеть в государстве не только орудие политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми.

Государство является важнейшим фактором социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей человека.

По мнению А.В.. Малько, слабыми сторонами цивилизационного подхода являются:

а) недооценка социально-экономических факторов;

б) по сути дела, это типология не столько государств, сколько обществ.

Современное правоведение применяет для типологии государств оба подхода (формационный и цивилизационный) в совокупности их положительных сторон, выделяя, например, рабовладельческое государство античной цивилизации.

Кроме рассмотренных нами разновидностей государств на основе других критериев классификации можно выделить и иные типы. Например, по политическому режиму, господству­ющему в государствах, их можно классифицировать на демо­кратические и авторитарные. По уровню развития политичес­ких систем общества выделяются примитивные, традиционные и современные государства. По особенностям национального исторического развития — государства западной и восточной цивилизации. По тому, как государства связаны с религией, их можно подразделить на светские и теократические, причем среди теократических государств можно выделить различные группы. Так, в шиитских исламских государствах главы госу­дарств присягают только на Коране, а в суннитских — на Кон­ституции и Коране одновременно.

Развитие теории государства и права может привести и к другим основаниям типологии государств.