Право в системе нормативного регулирования

 

Сущность права, его признаки и функции.Право - одно из самых сложных общественных явлений. Более двухтысячелетняя история юридической науки знает множество пра­вовых теорий, но ни одна из них до конца не раскрывает сущности права. Можно лишь констатировать, что все представления о праве опираются на общую основу: право всегда выступало как определенный порядок в обществе. При этом право понимается в двух смыслах: субъективном и объективном.

Субъективное право - это право конкретного лица, которое имеет возможность свободно выбирать для себя формы поведения в рамках за­кона. Таким образом, в субъективном смысле право выступает как мера свободы человека, как масштаб дозволенного поведения личности. И.Кант определил субъективное право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по обще­му для них правилу свободы. Платон задолго до этого заметил, что свобо­да размахивать руками для одного человека заканчивается там, где начи­нается нос другого. Юридическое понимание свободы дано в Деклара­ции прав и свобод человека и гражданина (1789 г.), где записано, что свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому чело­веку. Однако субъективное право, может быть, неосознанно для самого субъекта возникает в силу принятых в обществе общеобязательных норм, устанавливающих меру этой свободы

Общеобязательная система правил поведения, выраженных в зако­нодательных актах, принимаемых или санкционированных государством, представляет собой объективное право.

Философы считают, что субъективное - это объективное, пропу­щенное через человеческое сознание. Не случайно правоведы пытаются определить сущность права именно в объективном смысле.

Разногласия в понимании сущности права начинаются с вопроса: чью волю выражает право? Одним из самых древних считается подход к пра­ву, согласно которому нормы и правила поведения людей есть отраже­ние законов природы и естественного порядка вещей. Такой подход по­лучил название теории естественного права Представители этой теории - Гегель, Монтескье, Гольбах - считали, что существуют постоянно действующие, независимые от государева правила поведения и прин­ципы жизнедеятельности, которые выражают волю высшего разума. За­дача органов государственной власти не разрабатывать свои нормы, на­вязывая их гражданам, а возводить в ранг закона уже существующие нор­мы поведения людей.

Как реакция на естественную теорию возникла историческая школа права. Ее видными представителями были немецкие юристы Густав Гуго и Карл Савиньи. Г.Гуго, например, считал, что нормы взаимоотноше­ний между людьми возникли не в силу чьего-либо предписания, а, по­добно языку, образовались в ходе исторического процесса общественно­го развития. Задача органов государства — путем анализа и изучения уже существующих правил поведения придать им формальное выражение в нормативных актах.

Можно выделить еще рационалистическую теорию права, согласно которой правила поведения разрабатываются людьми в зависимости от того, какие цели они ставят перед собой. В данном случае у кого больше сильной власти, тот и подгоняет правила поведения под свои цели и в подтверждение этой теории ее основатель Рудольф Йеринг многочисленные примеры подобных ситуаций из истории человечества можно указать и на психологическую теорию права Она, как и аналогичная теория происхождения государства, выводит право из психоло­гических установок, из потребности людей жить по определенным пра­вилам, подчиняться воле другого либо подчинять других своей воле.

История знает еще и марксистско-ленинскую теорию права, соглас­но которой право — это совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса.

В современной юридической науке наиболее распространены два противоположных подхода к сущности права: а) социологическая тео­рия; б) нормативистская теория.

Основатель социологической теории права Эрлих (начало XX в.) ут­верждал, что государство не должно творить законы. Оно должно изучать сложившиеся отношения между людьми, выработанные практикой обы­денной жизни, а затем придавать правилам, по которым совершаются эти отношения, общеобязательную силу закона.

Представители нормативистской теории права, напротив, считают, что обстоятельства реальной жизни не должны мешать правотворческо­му процессу. Австрийский юрист Г.Кельзен считал, что государство есть персонифицированное право. С этим положением трудно спорить. Поскольку государство является политической организацией власти и обладает аппаратом (механизмом управления обществом, то необходимо, чтобы воля государственной власти могла быть доступной для всех, кто должен эту долю выполнять. Для этого и был разработан такой инст­румент, как право. Таким образом, также как слово является материаль­ной действительностью мысли, так и право является материальным воплощением воли государства. Причем процесс возникновения права про­исходил одновременно с процессом становления государства.

Каждая из теорий права отражает какую-то грань его сущности. Пра­во - это одна из форм общественного сознания и социальной регуляции, вы­раженная в юридических нормах, воплощающихся в системе реально суще­ствующих прав и обязанностей участников регулируемых общественных отношений.

Признаки права.

Под признаками права понимается ряд отличитель­ных черт, которые выражают его специфику и выделяют право среди других регулятивных образований, например, правил этикета, нравствен­ных установок, технических норм, стандартов и т. д.

Основные признаки права:

1. Право есть результат правотворческой деятельности исключитель­но соответствующих органов государственной власти (парламент, пра­вительство, президент). Негосударственные структуры или обществен­ные объединения не имеют таких полномочий.

2. Право имеет общеобязательный характер для всех граждан независимо от идеологических, религиозных, личностных убеждений, классовой или социальной принадлежности. Действие права распространяется на всю территорию государства (единое правовое пространство).

3. Исполнение норм права обеспечивается и гарантируется государством в лице его компетентных органов, в том числе с помощью официальных форм принуждения. Все иные нормы (например, моральные) могут лишь поддерживаться государством. Соблюдение гражданами норм морали государство не обеспечивает и тем более не вправе применять меры государственного воздействия за их несоблюдение.

4. Право является инструментом государственного аппарата, позво­ляющим ему исполнять свои властные полномочия.

5. Основным свойством права является нормативность. Это значит, что право может быть выражено только в письменной форме и только в специально предназначенных для этого официальных документах, исхо­дящих от уполномоченных государством органов печати.

Функции права в целом соответствуют функциям государства, но имеют свою специфику. Чаше всего выделяют две функции права: регу­лятивную и охранительную.

Регулятивная функция заключается в упорядочении общественных отношений. Она подразделяется на подфункции:

1. Регуляция экономических отношений, связанных с перераспреде­лением собственности, ведением хозяйственной и предпринимательс­кой деятельности.

2. Регуляция политических отношении в сфере государственной и об­щественной деятельности (юридическая регистрация партий, обществен­ных объединений, законодательная регламентация и контроль избира­тельных кампаний, референдумов и т. д.). Говоря о связи права и полити­ки, важно подчеркнуть, что право является юридическим обоснованием существующей в государстве политической власти. Без юридического обоснования никакая власть существовать не может. Она становится нелегитимной.

3. Регуляция социальных отношений представляет собой государствен­но-властные предписания, регулирующие поведение людей в обществе.

4. Регуляция мировоззренческой ориентации личности относится к сфере субъективного права.

Охранительная функция права заключается в пресечении и предот­вращении противоправного поведения и защите позитивных отношений. Действие этой функции выражается:

а) в определении запретов;

б) в установлении юридических санкций за возможное неправомер­ное поведение;

в) в применении юридических санкций за совершенные неправо­мерные деяния.

Иногда выделяют и третью функцию права — воспитательную или, как ее еще называют, предупредительную. Она осуществляется путем информирования населения о неблагоприятных последствиях, которые могут наступить в случае нарушения норм права.

Соотношение права и морали.

Известно, что общественные от­ношения регулируются не только правом, но и моральными нормами, установками.

Общие черты права и морали:

1. Право и мораль представляют собой требования к человеку от лица общества или государства.

2. Право и мораль являют собой высказывания в повелительной форме и призывают людей к совершению определенных действий либо к воздержанию от них.

3. Критерии оценок поведения людей с точки зрения соответствия к нормам права, так и нормам морали определяют общество и госу­дарство, а не отдельный индивид.

4. Право и мораль в целом совпадают по объекту воздействия. Это отдельные индивиды, социальные группы, коллективы и т.д.

Различия между правом и моралью:

1. Если право - это система наведения порядка в обществе, обеспеченная государством принудительной силой, то мораль — это система представления о поведении людей, и соблюдение норм морали не может быть навязано кому-либо помимо его воли.

2. Право и мораль не совпадают по сфере действия. Мораль охватывает все сферы человеческого поведения, а право - только те сферы, где есть необходимость и возможность регуляции общественных отно­шений.

3. Они не совпадают по происхождению. Моральные нормы складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести и совести, справедливости. Правовые нормы принимаются уполномо­ченными на их принятие государственными органами.

4. Право и мораль различаются по форме выражения. Право получает свое выражение в официальных документах государственных органов, а нормы морали для своего установления не требуют закрепления их в официальных актах.

5. Право и мораль не имеют общего содержания. Практика реальной жизни показывает, что поведение человека с точки зрения морали мо­жет быть безнравственным и в то же время с юридической точки зрения вполне правомерным. С другой стороны, бывает, что с точки зрения морали человек заслуживает определенных благ, заработанных своим трудом, но в соответствии с нормами права его лишают этих благ, ценностей, имущества и т. п. Например, если мужчина и женщина прожили до глубокой старости в незарегистрированном браке и один из них умирает, то оставшийся в живых не имеет права наследования имущества и порой остается без крыши над головой.

Принципы права представляют собой основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Принципы права пронизывают все правовые нормы и являются стержнем правовой системы государства. К числу основных принципов права относятся следующие:

1. Принцип демократизма, находящий свое выражение в правовых нормах, предоставляющих населению наиболее полный объем гражданских прав и политических свобод, дающий гражданам возможность широкого участия в управлении общественными делами и государством.

2. Принцип гуманизма, отражающий заботу государства о нуждах и ин­тересах граждан и устанавливающий обязанность государства принимать меры по защите жизни, здоровья, чести и достоинства своих граждан.

3. Принцип социальной свободы, призванный обеспечивать социальную защищенность личности, находит свое выражение в предоставлении граж­данам максимальной свободы в выборе рода деятельности, места жи­тельства, свободы волеизъявления, вероисповедания и т. д. В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации от 22 ноября 1991 г., этот принцип обязывает все государственные органы обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности.

4. Принцип равенства всех перед законом, означающий, что никакие лица, социальные слои, группы населения не могут пользоваться пре­имуществами и привилегиями, противоречащими закону.

5. Принцип законности, содержащий требования строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Все органы управления государством должны строить свою деятельность на основе закона и во имя исполнения закона.

6. Принцип единства юридических прав и обязанностей - суть этого принципа в том, что говорить о реальности чьего-либо права можно лишь при наличии соответствующей ему обязанности. Например, право граж­дан на судебную защиту только потому реально, что у судов есть обязан­ность осуществлять эту защиту.

7. Принцип социальной справедливости, имеющий морально-правовое содержание. В реальной жизни данный принцип трудновыполним, так как все люди по своей природе разные и нельзя ко всем подходить с: одной меркой. Следовательно, чтобы быть справедливым, право должно быть неравным, что противоречит принципу равенства всех перед зако­нам. Однако при решении конкретных юридических дел этот принцип может быть реализован (например, при назначении пенсий, пособий, выделения жилья, определения меры наказания и т. д.).

8. Принцип юридической ответственности только за виновные действия, означающий, что применение юридических санкций допускается только к лицам, вина которых доказана в предусмотренном законом порядке в установлена вступившим в законную силу притвором суда.

Все принципы права тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Так, например, реализация принципа гуманизма невозможна без приведения в действие принципа демократизма, социальной справедливости и др.

Общие выводы. Государство и право друг без друга не могут существовать. Между ними имеется функциональная связь. Государство определяет право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики, а право упорядочивает внутриорганизационные связи государства, обеспечивая рациональное устройство его структуры.