Функции и виды правосознания

Правосознание, будучи явлением идеальным, не подлежит механическому делению на составные элементы. Оно представляет собой единую, целостную систему идей, взглядов, оценок, чувств, которые не только взаимодействуют, но и взаимодополняют друг друга, выражая субъективное отношение индивидов, социальных групп и общностей к действующему или желаемому праву, другим явлениям правовой действительности, к поведению людей в сфере правового регулирования. Кроме того, правосознание – это не застывшая, а динамичная система элементов, отражающая все многообразие форм движения правовой материи. Как субъективный элемент правовой действительности оно включает в себя следующие основные элементы (компоненты), определяющие, в свою очередь, его функции:

1. Знание правовых явлений (познавательная функция правосознания), которые по своей сути обращаются к каждому человеку с предписаниями, дозволениями и запретами, предоставляют ему права и возлагают на него обязанности.

Но вместе с тем нужно подчеркнуть, что знание права не сводится к простой осведомленности о существовании тех или иных правовых норм. Оно предполагает не столько знание конкретных норм, сколько понимание основных принципов права, правовой политики государства, социальной ценности законодательства и правосудия.

Знание всегда вызывает у человека определенное отношение, а именно оценивается им.

2. Экспериментальные исследования правосознания различных групп и слоев населения показали, что центральным компонентом правосознания, наиболее чувствительным к определенным воздействиям, играющим важную роль в выборе варианта поведения, являются оценочные компоненты. По тому, как относятся граждане к праву (как к чему-то необходимому или, наоборот, – чуждому), можно судить о социальном престиже права в обществе. Необходимо отметить, что именно оценка в конечном счете определяет характер поведения личности в сфере права.

Один и тот же закон может восприниматься людьми по-разному. Юридическая деятельность будет успешнее, если люди одобряют законы, оценивают их как справедливые, разумные и поэтому выполняют их требования добровольно, в силу внутреннего убеждения. Однако отдельные правовые предписания могут правосознанием отвергаться, что отрицательно влияет на их реализацию, порождает в отдельных случаях правонарушения. Уважение к праву, т. е. признание его социальной ценности, есть важный фактор успешной правовой социализации личности.

Таким образом, оценочная функция вызывает к жизни определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.

3. В работах, посвященных правосознанию, его поведенческие элементы обычно выпадают из поля зрения исследователей. Между тем эта сторона правосознания занимает наиболее важное место в структуре юридической деятельности, поскольку она как бы «перебрасывает мостик» между сознанием субъекта и его поведением в сфере правового регулирования.

Сложное взаимодействие и взаимопроникновение основных элементов социальной структуры правосознания определяет его уровни, характеризующие его социальную структуру правосознания с точки зрения глубины познания правовых явлений целью их использования субъектами в практической деятельности в сфере правового регулирования. .

Уровни правосознания можно представить в виде обыденного (массового), специализированного (профессионального) и теоретического (научного) правосознания.

Обыденное правосознание складывается стихийно, под воздействием конкретных условий жизни, личного опыта и правового образования, доступного населению. Обыденное правосознание выступает как совокупность правовых идей и соответствующих им психологических форм, непосредственно, с помощью эмпирического опыта людей отражающих общественное бытие с точки зрения его правового регулирования.

Характерной чертой обыденного правосознания является то, что оно конкретно ориентирует личность в окружающем мире, но не может дать глубокое понимание тех или иных явлений, включая правовые. Нормы, которые существуют в обыденном сознании, не в состоянии стать руководством в теории и профессиональной практике, тем не менее достаточны для ориентировки в повседневной жизни. В свою очередь, в структуре правосознания обыденные правовые взгляды нельзя понимать только как отражение будничного опыта. Они являются многослойным образованием: в них существуют как стихийно возникающие из повседневной жизненной практики, так и формирующиеся в ходе воспитания понятия и представления.

Теоретическое правосознание в отличие от обыденного характеризуется более глубоким проникновением в сущность правовых явлений. Оно опирается на систему научных понятий о праве и правовом регулировании, суждений, принципов, научно-теоретических доказательств, т. е. в основе теоретического правосознания лежит юридическая наука.

Основные компоненты теоретического правосознания (правовые идеи, научные понятия, юридические конструкции) преобладают в правосознании научных работников (ученых-юристов) и используются последними для специальной разработки, обобщения и систематизации правовых идей в целях объяснения правовой практики общественных потребностей и ее преобразования.

Предметная деятельность субъектов в той или иной области правового регулирования при решении юридических дел, вынесении индивидуально-властных предписаний требует специализированного (профессионального) правосознания, при помощи которого познаются и оцениваются правовые явления в целях их практического использования в процессе деятельности в области права.

Специализированное правосознание – это уровень группового и индивидуального правосознания юристов-профессионалов, осуществляющих тот или иной вид юридической деятельности.

Социальная структура правосознания предстает в виде общественного, группового и индивидуального правосознания, которые существуют во взаимодействии и единстве. Они имеют единый предмет отражения, одну и ту же познавательную и социальную основу, единую причинную обусловленность. В то же время их единство и взаимосвязь никоим образом не предполагают сведение общественного и группового правосознания к сумме правовых взглядов отдельных индивидов.

Общественное правосознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают типичные свойства его юридической действительности. Прежде чем общественное правосознание проникает в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп.

Отражая общественное бытие, общественное правосознание выполняет особую функцию: способствует усвоению индивидом правовой природы происходящих в жизни явлений, формирует у людей представления о действительном праве, его принципах и нормах.

Общественное правосознание непосредственно проявляется через правосознание индивидов, поэтому индивидуальное правосознание также следует отнести к элементам структуры правосознания.

Индивидуальное правосознание не может быть врожденным свойством разума, психики человека, оно формируется в процессе его социальной деятельности. Индивид есть общественное существо, поэтому всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, является проявлением и утверждением общественной жизни.

На формирование индивидуального правосознания значительное влияние оказывает правосознание различных социальных групп.

Групповое правосознание – это коллективные чувства и представления о праве и иных правовых явлениях, которые выражают отношение и оценки правовых явлений со стороны социальных групп, коллективов, социальных образований. Каждая социальная группа, коллектив в обществе имеет как цели и задачи, совпадающие с общественными задачами в целом, так и свои специфические, порожденные потребностями и интересами данной социальной группы. Отсюда следует, что в сознании социальных групп, коллективов находит проявление общественное сознание, но оно в каждой отдельной социальной группе преломляется через призму специфических условий, потребностей, интересов этой группы, приобретает особые черты, которые позволяют рассматривать групповое сознание как относительно самостоятельное духовное образование, отличающееся от общественного и индивидуального образования.