Мусульманская правовая система

Правовые системы 45 африканских и азиатских государств относятся к мусульманской правовой системе. Наиболее мусульманскими считаются 33 страны (Иран, Афганистан, Турция, государства Арабского Востока, Южной и Юго-Восточной Азии, Африки и т. д.). Здесь более 80 % населения является мусульманами, а ислам провозглашен в конституциях государственной религией.

Главным источником права в мусульманских государствах и по сей день являются религиозные писания: Сунна, Коран и т. д.

Мусульманское право как система образовалось еще в VII–X вв. в Арабском Халифате. Основное содержание мусульманского права – вытекающие из ислама правила поведения верующих и наказания (обычно религиозного толка) за невыполнение данных предписаний. Мусульманское право распространяется только на мусульман. Но даже в тех странах, где мусульмане являются основной частью населения, мусульманское право дополняется законами и обычаями, кодифициpуется и модифицируется в связи с возникающими новыми общественными отношениями. Вследствие этого выполняется религиозное мусульманское право и право мусульманских государств.

В 1869–1877 гг. в качестве гражданского кодекса Османской империи была издана Аль-Маджала. Она также действовала на территории Турции до 1926 г., Ливана – до 1932 г., Сирии – до 1949., Ирака – до 1951 г. Сейчас ее действие частично сохранилось в Иордании, Израиле, на Кипре.

Во второй половине XIX в. в мусульманских странах применялись уголовные, торговые, процессуальные и другие законодательства, частично на основе рецепции права западноевропейских стран. Мусульманское право играло роль регулятора семейных, наследственных и некоторых других отношений. Отличительной чертой мусульманского права является то, что оно представляет собой одну из многих сторон ислама, который устанавливает определенные правила и объект верования, а также указывает верующим на то, что можно делать, а что нельзя.

В основе мусульманского права лежит четыре источника.

Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Муххамеду.

Сунна – сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Муххамеда, воспроизведенных целым рядом посредников.

Иджма – конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов.

Кияс – рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права.

Таким суждениям предается законный, общественный характер. Интересным фактом является то, что нормы шариата выполняются населением мусульманских стран и воспринимаются как обязательные правила поведения. Интересно также и то, что мусульманское правовое развитие арабских стран осуществляется, прежде всего, через правовую идеологию и психологию. Сфера мусульманского права как идеологического фактора оказывается значительно шире, нежели рамки применения его конкретных нормативных предписаний. С самого начала ислам определял не только религиозный ритуал, догматические и культовые особенности, но и социальные институты, формы собственности, особенности права, философии, политического устройства, этики, морали и социальной психологии, хотя духовная сторона стояла все же на первом месте. В отличие от христианства, которое отделилось от государства еще в XVI–XVII вв. после буржуазных революций, ислам и по сей день является государственной религией.

Ислам как система общественно-религиозных взглядов соединяет в себе следующие элементы: религиозный культ и свод духовно-этических определений; система норм, регулирующих социально-экономическую структуру общества; общие принципы государственного устройства.

В странах с мусульманским правом конституция не считается основным законом, а эту роль играет Коран, Сунна, принципы консенсуса (Иджма) и аналогии (Кияс). Мусульманские юристы и богословы считают, что регулированию нормами Корана и шариата подлежит как религиозная, так и этическая стороны общественной жизни, отношения граждан как между собой, так и с государством. Они также утверждают, что эти нормы, освященные волей Аллаха, гораздо сильнее по своему действию, чем конституционные нормы, написанные человеком. С этим как раз и связано то, что в Саудовской Аравии нет писаной конституции, а ее место занимает Коран.

Еще со времен зарождения у мусульман средневековой государственности в ее основе лежат два главных принципа: совещательность (шурс, когда правители принимают решения коллективно), и суверенитет шариатских законов. Принцип совещательности, заложенный в Коране, не получил своего юридического закрепления в институтах средневекового государства, а потому и не приобрел обязательного характера. Что касается соблюдения шариатских норм или «божественного» законодательства, то это всегда являлось непременным условием легитимизма любой государственной власти. Все граждане мусульманских государств имеют одинаковые права в выборах правителя, но основным принципом выборов является принцип «достойных представителей», т. е. выборы – это идеал «особенно одаренных». Только «охлюль-хальваль-акад» или особая категория знатных вправе советовать правителям и решать, является ли их политика законной по отношению к норам шариата. Законотворческая функция этой группы заключается в том, что они выносят решения о соответствии законов главы государства, постановлений правительства и иных нормативных актов принципам шариата. Их деятельность схожа с деятельностью Государственного совета во Франции, Верховного Суда в США, в функции которых входит конституционный надзор.

Конституционные принципы в мусульманских государствах начали складываться во время англо-французской колонизации, а именно в 1861 г. беем Туниса была издана первая конституция.

Сейчас идет период кодификации мусульманского права во многих странах, среди них Пакистан, Индонезия, а в Турции с 1926 г. от него вообще отказались. Во многих государствах мусульманское право конституционно считается основой законодательства. Оно применяется по многим вопросам, но особенно – в гражданских отношениях; до сих пор сохраняются шариатские суды. В некоторых странах Центральной и Восточной Африки мусульманское право используется как обычное право.

Хотя мусульманское право и оказывает огромное влияние на правовые системы мусульманских государств, но все равно сейчас наблюдается тенденция к применению таких источников права, как правовой обычай и нормативно-правовой акт или законодательство. Практически во всех мусульманских странах влияние мусульманского права ограничивается брачно-семейными и примыкающими к ним отношениями, т. е. теми, которые входят в понятие «личный статус». Египет был первым государством, которое еще в конце XIX в. отказалось от мусульманского права как от единственного источника права. В качестве примера можно привести и Саудовскую Аравию, которая считается страной традиционного ислама. Даже здесь все больше в судопроизводстве и законодательстве применяются «двойные стандарты», а в коммерческом праве приоритет уже отдается англо-американскому праву.