Абрамцево историко-культурный комплекс

Абрамцево историко-культурный комплекс. Знаменитое Абрамцево тесно связано с именем Саввы Ивановича Мамонтова и жены его, Елизаветы Григорьевны, урожденной Сапожковой.

Это одно из замечательных начинаний в области русского народного искусства. Имение, расположенное в 12 верстах от Троице-Сергиевой лавры, на берегу живописной речки Воры, было куплено Мамонтовым в 1870 году у С.С. Аксаковой. В новых руках оно возродилось и скоро стало одним из самых культурных уголков России.1 В 1870-х годах к северо-западу от усадьбы создается культурный поселок, построена лечебница для крестьян округи. В 1874 году в Абрамцеве открылась школа для крестьянских детей, при школе Елизавета Григорьевна создала учебную столярную мастерскую, которая в будущем стала самостоятельным художественным предприятием.

В течение всех лет Абрамцево было своеобразной художественной мастерской. Именно здесь были созданы И. Е. Репиным портреты Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны, пейзаж Абрамцево, Мостик через овраг, Портрет дочери Веры с букетом, эскизы к Запорожцам, Не ждали, Арест пропагандиста, многочисленные пейзажи, портреты, жанровые произведения маслом, сотни карандашных рисунков.

Н.В. Неврев написал в Абрамцеве Самозванец и Ксения, Василиса Мелентьевна, портреты кормилицы Мамонтовых, садовника. Одним из первых в Абрамцево к Мамонтовым приехал художник В.Д. Поленов. Он написал здесь множество этюдов Верхний пруд в Абрамцеве, Березовая аллея в парке, Речка Воря, много рисунков. А В.М. Васнецов создает здесь такие работы как После побоища Игоря Святославича с половцами, Бой скифов со славянами, Ковер-самолет, Три царевны подземного царства, Пруд в Ахтырке Аленушкин.

Здесь писались этюды для Аленушки Пруд в Затишье, У опушки, Осока, Пенек и купавки. Здесь осенью 1887 года В.А. Серов создает Девочку с персиками - картину, открывающую новую эпоху в отечественной живописи.1 Проект флигеля московского дома по Садово-Спасской Мамонтов заказывает Врубелю. В 1896 году по его заказу художник выполнил грандиозное панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде Микула Селянинович и Принцесса Греза. Сказочная национальная тематика нашла у Врубеля воплощение и во многих вариантах каминов и печей, скульптурах на сюжеты опер Садко и Снегурочка.

В результате историко-искусствоведческих поисков в мае 1885 года в Абрамцеве был открыт первый в России Музей русского народного искусства.1 В Абрамцевской столярно-резной мастерской создавались образцы народной мебели. Е.Д. Поленова выполнила свыше 100 проектов разных художественных изделий. К забытому искусству обратились теперь Врубель, Головин, Малютин, Билибин, Коровин, Бенуа. По типу Абрамцевской стали возникать повсюду частные и земские народные мастерские и школы.

Сегодня недалеко от усадьбы работает Хотьковская фабрика художественных изделий, продолжая добрые традиции Абрамцева. Открыта была в Абрамцеве и керамическая мастерская, которой более десяти лет руководил М.А. Врубель. В ней работали Остроухов, Поленовы, Левитан. Врубель выполнил в мастерской более 150 работ, сюжеты которых были найдены в русских народных сказках, мифах и легендах.

В 1990 году в Париже, на Всемирной художественной выставке они получили золотую медаль по отделу прикладного искусства. С 1885 года начинается новая эра отечественного оперного театра, замысел которого вынашивался и созревал в том же Абрамцеве. В течение немногих лет Мамонтов показал москвичам и позднее петербургской публике почти все неизвестные Москве оперы Римского-Корсакова, Мусоргского, позже все оперы Чайковского, в том числе не имевшие успеха на сцене императорского театра Орлеанскую деву, Мазепу, Чародейку.

Именно из Частной оперы вышли на широкую дорогу такие замечательные певцы как Ф. Шаляпин, В. Петрова-Званцева, Н. Салина, Н. Забела-Врубель, Е. Цветкова, А. Секар-Рожанский, Н. Шевелев и многие другие вокалисты, с большим успехом выступавшие в дальнейшем на столичных сценах.1 Талант братьев Васнецовых, Врубеля, Коровина, Левитана, Малютина Поленова, Серова проявился в полной мере в театральных постановках, придал им невиданную ранее яркость и выразительность2. С Частной оперой Мамонтова работали С. Рахманинов, М. Ипполитов-Иванов, Вас. Калинников, Даргомыжский и названные уже Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский.

Абрамцево - самый яркий пример создания историко-культурной среды у нас в России во всем ее многообразии, где не только не забыто прошлое, но и учтено его влияние на современников, на формирование их мировосприятия, участие человека в достижениях прошлого и продолжение его в будущее.