Сближение идеалов естествонаучного и социогуманитарного исследований

Сближение идеалов естествонаучного и социогуманитарного исследований. Вслед за делением культуры на духовную и материальную в 20 веке установилось деление культур на естествонаучную и социогуманитарную.

Социогуманитарные науки, конечно, имеют свою специфику в сравнении с естествознанием. Социогуманитарное значение тесно связано с герменевтикой как искусством истолкования текстов, проникновения во внутренний мир другого индивида, понимания его мыслей и переживаний.

Здесь познавательное отношение неотделимо от ценностного, объективное знание от субъективно пристрастных оценок.

Но определенное различие естествознания и социогуманитарного знания не отменяет наличия и сходства между ними, общих закономерностей развития тех и других. Как и в естествознании, в социогуманитарных науках усиливаются интеграционные процессы и за счет прямых связей между ними, и за счет общих методов исследования.

Обогащается техническое оснащение социогуманитарных исследований компьютеризация, разнообразное оборудование психологических лабороторий, использование радиоизотопных методов определения возраста археологических находок и т.п тем самым устанавливаются связи социогуманитарных наук с естественными науками, которые тоже заинтересованы в этом. Так, результаты логических и лингвистических исследований используются в разработках информационных средств естествознания.

Все большее значение приобретают совместные разработки естественников, социогуманитариев, обществоведов и философов в сфере этических и правовых проблем науки. Актуализируются экономические и юридические вопросы организации науки, возрастает роль науковедческих разработок.

Традиционно бытует деление культуры и интеллигенции на научную и художественную. Причем лишь художественную интеллигенцию принято считать творческой. С этим нельзя согласиться, т.к. научным исследованиям тоже несомненно присущ творческий характер. Указанные формы культуры и соответствующие группы деятелей культуры имеют определенные различия, но не настолько сильные и резкие, чтобы противопоставлять их друг другу. В своей общечеловеческой сути и основе культура едина при всем многообразии ее разновидностей. 3.