рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

экзистенциализм (обществознание 11 класс)

экзистенциализм (обществознание 11 класс) - Экзистенциализм (Лат. Exsistentia – Существование) Или Философия Существован...

Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) или философия существования – самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века. Возникает в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России.Среди первых представителей принято считать русских философов Льва Шестова и Николая Бердяева, хотя основное развитие это течение получило после 1—ой мировой войны в трудах немецких мыслителей Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса и в период второй мировой во Франции Альбера Камю, Жана Поля Сартра и Симоны де Бовуар.

В то же время своими предшественниками экзистенциалисты считают Паскаля, Достоевского и Ницше. В центр внимания экзистенциалисты ставили смысложизненные вопросы (вины и ответственности, решения и выбора , отношения человека к своему призванию и к смерти), человеческое существование, судьба личности в современном мире, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни, близкая любому художнику, писателю, поэту, с одной стороны, делает это направление популярным среди художественной интеллигенции (Э. Хемингуэй, А. Сент— Экзюпери), а с другой — побуждает самих экзистенциалистов обращаться к языку искусства (Сартр, Камю ). Экзистенциализм тесно соприкасается с религиозным восприятием мира, причем это в равной степени относится как к религиозному направлению экзистенциализма (Ясперс, Бердяев, Шестов), так и к атеистическому (Хайдеггер, Сартр, Камю), поскольку важный мотив экзистенциалистского творчества — признание того, что бог умер " из жалости к человеку", сопровождается утверждением невозможности и абсурдности жизни без бога. Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.

Бытие ими представляется как некоторая непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта, человека и мира. В качестве подлинного бытия, начального бытия выделяется само переживание, а именно – переживание человеком своего “бытия-в-мире”. При этом бытие понимается как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни рационалистически-философскими средствами.

Представление о смерти как непереходимой границе всяких человеческих начинаний занимает у экзистенциалистов почти такое же место, как в религии.

Человек не должен устраняться от сознания своей смертности, конечности, напротив, нужно высоко ценить все то, что напоминает ему о суете мирской.

Гносеология экзистенциализма не что иное, как бунт против крайностей рационалистического познания. Наука, считают они, не в состоянии решать мировоззренческие, гуманистические проблемы. Истина, по их мнению, не гносеологическая категория, а нравственно-социальная. Самым надежным свидетелем истины оказывается индивидуальная субъективность сознания, которая выражается в настроениях, переживаниях, эмоциях личности.Французский экзистенциализм.

Жан Поль Сартр. является основным представителем того варианта французского экзистенциализма, который часто называют радикальным атеистическим. Бытие, по Сартру, в человеческой реальности проявляется через три формы: “бытие-в-себе”, “бытие-для-себя” и “бытие-для-другого”. Это три стороны единой человеческой реальности, разделяемые лишь в абстракции.Миру как “бытию-в-себе” противостоит человек в качестве чистого “бытия-для-себя”. “Бытие-для-себя” - непосредственная жизнь самосознания и есть чистое “ничто” по сравнению с миром. Оно может существовать только как отталкивание, отрицание, “отверстие” в бытии как таковом.“Бытие-для-другого” обнаруживает конфликтность межличностных отношений.

Для философии Сартра, как и экзистенциализма вообще, характерен отказ от традиционного, рационалистического понимания соотношения сущности и существования.Основная идея экзистенциализма - существование предшествует сущности - выражена Сартром, в частности, следующим образом: " Сознание есть бытие, существование которого полагает сущность". Свобода, по Сартру, отнюдь не основывается на познании объективной необходимости.

Свобода ставит человека вне закономерности и причинной зависимости. Свобода не терпит ни причины, ни основания. Свобода не определяется возможностью человека действовать в соответствии с тем, каков он есть, ибо сама его свобода есть выбор своего бытия, человек таков, каким он себя свободно выбирает.Свобода, по Сартру, предполагает независимость по отношению к прошлому, отрицание его, разрыв с ним. "Свобода пишет Сартр это человеческое существо, выводящее свое прошлое из игры " Свобода, как ее понимает Сартр, есть разрыв каузальной зависимости, причинной обусловленности, она, по выражению Сартра, образует "дыру в бытии". В основе нравственности, как ее понимает Сартр, лежит свободное волеизъявление личности. Человек, по Сартру единственный источник, критерий и цель нравственности.

Не общество, не человек вообще, а каждый отдельный человек, "Я". При этом речь идет не только о личной нравственной ответственности, но о личности как мере нравственности.

Стоит еще сказать об отношении Сартра к Богу и религии. Выступая против философского рационализма, он свою позицию называет последовательно атеистической и видит одну из задач своей философии в критике непоследовательного атеизма.Такой атеизм, нападая на религию, сам оказывается во внутренней зависимости от нее. Это происходит по причине веры в разумность самого бытия.

Отрицание личного Бога христианства здесь оборачивается утверждением Бога в качестве структуры и смысла этого посюстороннего мира. Такая установка находит завершение в отождествлении Бога и природы. Отвергая веру в Бога, Сартр в основу своей этической концепции закладывает все ту же абсолютную свободу личности. Стало быть человек - единственный источник, критерий и цель нравственности.Особенностью философии А. Камю (1913-1960) является то, что у него нет систематизированного и всеохватывающего философского учения, он занимается почти исключительно этическими проблемами. Первая из них – смысл жизни.

Для Камю речь идет о том, является ли жизнь просто биологической данностью или в ней реализуются собственно человеческие ценности, придающие ей смысл.Стремясь разобраться в смысле своей жизни, человек, по мнению Камю, обращается за подсказкой прежде всего к окружающему миру. Но чем пристальнее он вглядывается в природу, тем более осознает ее глубокое отличие от себя и ее равнодушие к своим заботам.

Подобно Сартру, Камю истолковывает этот факт как «изначальную враждебность мира». Если мир «обесчеловечен», то, утверждает Камю, «люди также порождают бесчеловечное». Не понимающие как самих себя, так и других, люди разобщены и одиноки, в отношениях между ними царит жестокая бессмысленность. Многочисленные фактические проявления подобных отношений приобретают у Камю характер универсальности.Логическое обоснование этого экзистенциалистского тезиса подменено у Камю чисто эмпирическим перечислением и классификацией фактов жестокости, иррациональности в человеческих отношениях или же художественным изображением этих фактов. «Абсурд» является одной из фундаментальных категорий философии Камю. «Я провозглашаю, что я ни во что не верю и что все абсурдно, но я не могу сомневаться в своем возгласе, и я должен по меньшей мере верить в свой протест» Абсурд Камю направлен и против разума, и против веры. В бога люди верят или прибегают к нему в надежде спастись от отчаяния и абсурдности мира. Но для верующих сам «абсурд» стал богом.

Иллюзии на спасение в боге бессмысленны, как и бессмысленны ужасы «страшного суда». Ведь все настоящее для людей есть каждодневный страшный суд. Нельзя верить и в разум как божественный, так и в человеческий, поскольку разум предполагает логичность мыслей и действий, а в жизни все протекает бессмысленно и нерационально. Все реальное чуждо сознанию, случайно, а значит, абсурдно.

Абсурд и есть реальность.

Осознание бессмысленности своего существования, превращающее наше сознание в «несчастное сознание», превращает смысл жизни в следующую дилемму: либо осознать абсурдность мира и на что-то все-таки надеяться, либо покончить жизнь самоубийством. Камю избирает первый путь. Тот, кто понял, что этот мир абсурден, обретает свободу. А обрести свободу можно лишь восстав против всемирного абсурда, бунтуя против него. Бунт и свобода, по мысли Камю, нераздельны.Именно свобода, выражающаяся в бунте, придает смысл человеческой жизни.

Провозглашая необходимость борьбы человека с иррациональностью мира, Камю в то же время подчеркивает, что она не может привести к успеху. Таким образом, начав свои размышления о человеке целым рядом пессимистических констатаций, Камю, в конечном итоге, приходит к своеобразному трагическому оптимизму, утверждая, что даже безнадежная борьба человека с бесчеловечностью является источником высшей радости и счастья.Русский экзистенциализм Бердяев занимался вопросами социального развития и смысла человеческой жизни.

Человек, по Бердяеву, принадлежит к двум мирам, Это «мир» — мировая данность, эмпирические условия жизни человека, где царствует вражда, разорванность, рабство и мир подлинный – идеальное бытие, где царствует любовь и свобода.Задача человека – освободить свой дух из этого плена, «выйти из рабства в свободу, из вражды «мира» в космическую любовь». Это возможно лишь благодаря творчеству, способностью к которому одарен человек, поскольку природа человека есть образ и подобие Бога-творца.

Творчество предполагает самоотречение человека, и все плохие качества направляются в положительное русло. Первичный акт творчества – возникновение идеи в глубине сознания, а далее искусство воплощается в жизнь. Бердяев называл это социализацией гения. Каждый человек – гений, поэтому деление людей неправильно, т. к. отрицает индивидуальность, которая не зависит от социальных наслоений.Большое внимание Бердяев уделяет взаимосвязи свободы и совести.

Совесть дается человеку от Бога. У человека всегда конфликт между любовью к личности и любовью к идее – Богу, но никогда не нужно жертвовать любовью к ближнему. В творчестве писателя проявляется интерес к государству, революции и войнам. Революцию связывал с жестокостью и насилием. Она происходит сначала в душах людей, а потом выплескивается в общество.Революция может дать много положительного для жизни людей, но она отрицает ценность личности, свободы и ведет к замене одной идеологии на другую, иногда даже более страшную. Бердяев понимал историю как духовный процесс.

Внимательно изучал понятие «особенность русской души», совмещающее в себе восточный и западный элементы, а так же православный аскетизм. Русская душа во многом языческая и необъятная. Писатель не согласен с мнением западных мыслителей, что русские люди консервативные и косные. Бердяев не примкнул ни к западникам, ни к славянофилам.

– Конец работы –

Используемые теги: Экзистенциализм, Обществознание, класс0.065

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: экзистенциализм (обществознание 11 класс)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Имеет обширный набор классов. Фрагмент структуры классов Delphi приведен на рис.5.24.1
Классы в Delphi... Delphi имеет обширный набор классов Фрагмент структуры классов Delphi... Предком всех классов Delphi является класс TObject Он обладает самыми общими методами присущими любому объекту...

Ответы на билеты по обществознанию за 11 класс
В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь,… Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет… Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга.

Ответы на билеты по обществознанию (базовый уровень 11 класс)
Высочайшие достижения общечеловеческого прогресса выражены в высокой технологии, эффективном промышленном и с х производстве, разветвленной… Проблема между сытым Севером и голодным Югом . Сохраняется угроза… Нарастает угроза попадания атомного оружия в руки политических авантюристов, криминальных элементов и террористов.…

Преподавание обществознания в 8 классе
В том числе и тот факт, в каких условиях окажется ребенок и как он будет развиваться.В этом смысле очень важно создать добрую, доверительную… Преподавание обществознания призвано сформировать у школьников научное видение… Тематическое планирование курса «Обществознание» для 8 класса.

Название книги: Человек и общество Обществознание, часть 2, 11 класс
Автор книги Боголюбов Л Н Лазебникова А Ю Иванова Л Ф Название книги Человек и общество Обществознание часть класс... ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ часть...

Билеты по обществознанию за 9 класс
Общественный образ определяется деятельностью и положением человека в обществе, реализацией его индивидуального потенциала, уровнем развития и… Это понятие используется как социальная характеристика человека. Каждый ли… Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков…

Тема урока: Информация и её виды. Что изучает информатика? Техника безопасности в компьютерном классе Урок информатики в 10 классе 1 Из материалов сайта
Урок информатики в классе... Из материалов сайта Скородянской средней школы Губкинского района... Цель урока Познакомить учащихся с новым предметом Изучить понятие информации Воспитание умения слушать учителя...

Билеты (обществознание) для выпускных экзаменов в 11 классе
В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая спо собна, серьезно изменяясь,… Для анализа сложноорганизо-ванных систем, подобных той, которую представляет… Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязанны и взаимно обусловливают друг друга.

Курс лекций по обществознанию По обществознанию
По обществознанию... Учебный год... Группы НРт ТЭО АТХт МПОт АТПт БСт...

Шпоры по обществознанию 9 класс
В XXI веке обострился интерес к проблеме человека, которая содержит в себе много тайн и загадок для самого человека почему один нравственен, а… Индивидуальность - это многообразие и своеобразие проявлений человека,… Личность, дословно - иметь лицо, т.е. человеческое достоинство. Личность складывается в общении с людьми и тесно…

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Обществознание 11-й класс БИЛЕТ 1. Познавательная деятельность человека. Научное и ненаучное познание. 2. Государство и экономика. БИЛЕТ 1. Мировоззрение, убеждение, вера.… БИЛЕТ 1. Глобальные проблемы современности и пути их решения. 2.… БИЛЕТ 1. Социальная сфера общества. Социальная культура. Тенденция изменения социальной структуры российского…
  • Четыре класса маркетинговых конкурентных стратегий Виоленты доминируют на обширном рынке, их товары рассчитаны на массовый спрос. Возникновение виолента возможно только на базе крупномасштабных… Типичная для фирм, занимающихся узкой специализацией. Доля рынка (Pdm)… С фирмами виолентами в схватку не вступают. Уникальность помогает им конкурировать. «Хитрые лисы», т.к. уходят от…
  • Шпора по физике 11 класс Система координат, тело отсчета, с которым она связана, и выбранный способ измерения времени образуют систему отсчета. Рассмотрим два примера. Размеры орбитальной станции, находящейся на орбите… Длина части траектории между начальным и конечным положением точки называют путем L . Единица измерения пути - 1м.…
  • Программа по концертмейстерскому классу Задачи дисциплины: - развитие музыкальных способностей, мышления, воображения; - формирование концертмейстерских умений (аккомпанирование; пение… Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей… Игра одного произведения в ансамбле может стать частью программы государственного экзамена по музыкальному…
  • Проблема свободы в экзистенциализме Основная тема всех работ — это человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании.Суть экзистенциалистского подхода заключается в… Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом… При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких…