Биография - раздел Философия, Мировоззрение. Место философии во внутреннем мире человека Достижения Средневековой Схоластической Мысли Обобщил В Своих Сочинениях ...
Достижения средневековой схоластической мысли обобщил в своих сочинениях «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» теолог и философ Фома Аквинский (1225/1226 – 1274). Родился в семье графа на юге Италии близ местечка Аквино (отсюда – «Аквинский»). С пяти лет обучался в монастыре бенедиктинцев, а с 1239 г. – в Неаполитанском университете. В 1244 г. стал доминиканского ордена и продолжил учебу в Парижском университете. После пребывания в Кельне, где помогал налаживать преподавание теологии – вновь в парижском университете, здесь становится магистром теологии. Читал лекции по теологии. Профессор. Занимался научной деятельностью, написал ряд трудов, вел борьбу с противниками ортодоксальной доктрины.
Фома Аквинский использовал философию Аристотеля, которого он для этой цели «крестил». В ХІХ в. учение Фомы – томизм – было объявлено официальной доктриной католической церкви и легло в основу неотомизма как одного из самых влиятельных направлений современной западной философии. Основная идея томизма (и неотомизма) – единство науки и религии, знания и веры. Далее помещаются доказательства Бытия Божия, которые выдвинул Фома Аквинский…
…Бытие Божие может быть доказано пятью путями.
Первый довод –«кинетический». Все, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное. Так как ничто не может быть одновременно само по себе и движущим и движимым без постороннего вмешательства, то приходится признать, что существует Перводвигатель, т.е. Бог.
Второй довод –«каузально-финитный». Все, что мы видим, с чем соприкасаемся, есть следствие чего-то, что породило это нечто, т.е. все имеет свою причину. Но и эти причины имеют свою причину. Должна быть главная причина – Первопричина, а это и есть Бог.
Третий довод –исходит из понятий возможности и необходимости. Для конкретных вещей возможно и необходимо небытие. Но если для всего возможно небытие, тогда небытие уже было бы. На самом деле есть именно бытие, и оно необходимо. Высшая необходимость – Бог.
Четвертый довод –основывается нанаблюдении различных степеней, имеющихся в вещах – более (или менее) совершенных, более (или менее) благородных и т.п. Должна быть высшая степень, или сущность, выступающая для всех сущностей причиной всяческого совершенства, блага и т.п. Эти мерилом всех степеней, или эталоном, и является Бог.
Пятый довод –(его можно назвать «телеологическим») связан с целью, целесообразностью. Множества тел природы наделены целью. «Они достигают цели не случайно, но будучи руководимы сознательной волей. Поскольку же сами они лишены разумения, они могут подчиняться целесообразности лишь постольку поскольку их направляет некто одаренный разумом и пониманием, как стрелок направляет стрелу. Следовательно, - заключает Фома Аквинский, - есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и мы именуем его Богом».
Фома Аквинский считает, что все предметы природы есть единство формы и материи; материя пассивна, форма активна. Есть бестелесные формы – ангелы. Самой высшей и самой совершенной формой выступает Бог. Он есть существо чисто духовное.
Рассматривая проблему соотношения общего и единичного («проблему универсалий»), Фома Аквинский выдвигает своеобразное ее решение. Общее, утверждает он в соответствии с позицией Аристотеля, содержится в единичных вещах, составляя таким образом, их сущность. Далее это общее извлекается отсюда человеческим умом и поэтому наличествует в нем уже после вещей (это – мысленная универсалия). Третья разновидность существования универсалий – до вещей. Здесь Фома Аквинский отходит от Аристотеля, признав по существу независимый от природного мира платоновский мир идей.
Итак, согласно Фоме Аквинскому, общее существует довещей, в вещах и послевещей. В споре номиналистов и реалистов это была позиция умеренного реализма.
Античные философы высказывая предположения о строении вещества были недалеки от того представления которое сейчас считается правильным... Многие предположения основанные на повседневном наблюдательном опыте... Правильно было указано предположение о наличии мельчайших частиц ограниченности их количества в теле передаче...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Биография
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Структура и функции философского знания.
Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: • онтология (учение о бытии); • гносеология (учение о познании); • человек
Древнеиндийская философия и ее основные школы.
Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы.
Ортодоксальные философские школы 1. Веданта (IV-II в.в.до н
Особенности древнекитайской философии (конфуцианство, даосизм).
Даосизм.
Основателем даосизма является Лао-Цзы (в переводе с китайского языка означает «старый учитель» или «седой ребёнок»), родившийся в 604-ом году до нашей эры. Центральное понятие уче
Ахиллес и черепаха.
Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в т
Дихотомия
Допустим, тело должно переместиться из точки А в точку В. Чтобы преодолеть этот путь, сначала оно должно преодолеть половину пути, а перед этим — четверть. Прежде, чем пройти четверт
Летящая стрела
Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда.
Аристотел
Античный атомизм (Демокрит, Эпикур)
Уже в период Античной философии (VI в. до н.э. -V в. н.э.) многих философов интересовали проблемы строения вещества. Они пытались ответить на вопросы строения, изменения и наличия тех или иных свой
Существование атомов и пустоты
Аристотель пишет:
Многие античные философы считали первоначалами две противоположности, но называли их разными именами:
Левкипп - "...существующее и несуществующее... бытие и
Делимость атома
В переводе с Древнегреческого языка "атом" обозначает "неделимый".
Аристотель: "Демокрит не говорил, что эти видимые через окно, поднятые (ветром с земли) пылинки
Столкновение атомов. Причина их движения
Демокрит считал атомы точкамии не допускал возможности их столкновения.
Филонон: "Последователи Демокрита употребляли выражение "касание" не в прямом смысле. Точка не касает
Натурфилософия эпохи Возрождения. Дж.Бруно.
В эпоху Возрождения, однако, не остается без внимания, особенно
в XVI в., природа. Понимание природы имеет новую специфику: христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный потусторо
Н. МАКИАВЕЛЛИ
О средствах достижения социально-политических идеалов в эпоху Возрождения дает яркое представление политическая философия Николо Макиавелли (1469 – 1527) – итальянского политическо
Новости и инфо для студентов