Рабы при всеобщем равенстве

Рабы при всеобщем равенстве. Первая часть Утопии посвящена критике государственного устройства Англии Р. Гитлодей сходу отвергает и архаический традиционализм 5, 126, и чрезмерную жестокость английских законов о воровстве воров, говорит он, повсеместно вешали иногда по двадцати на одной виселице 5, 128 и бесчеловечную практику огораживаний овцы пожирают людей 5, 132. В целом английское общество осуждается за слишком далеко зашедшую имущественную поляризацию населения на одной стороне жалкая бедность, на другой дерзкая роскошь 1, 135. Что же Гитлодей предлагает взамен Рабовладельческое общество Таким образом, идеи о всеобщем равенстве слегка преувеличены.

Впрочем, рабы в утопии трудятся не на благо господина, а для всего общества в целом то же самое, кстати, было и при Сталине, когда миллионы заключенных бесплатно работали на благо Родины Чтобы стать рабом, нужно совершить тяжкое преступление в том числе измену или распутсвтво.

Рабы до конца дней своих занимаются тяжелой физической работой, однако в случае прилежного труда могут быть даже помилованы. А могут ине быть. Всеобщее равенство есть и у рабов равенство между собой.

Одинаково одеты, одинаково стрижены, одинаково бесправны. Не индивиды, а масса типичностей. О масштабах свободы даже для честных утопийцев можно судить по следующему пассажу Каждая область метит своих рабов собственным знаком, уничтожить который - уголовное преступление, равно как появиться за границей или же разговаривать о чем-либо с рабом из другой области. 5, 141. Причем для раба нет никакой возможности бежать либо донесут, либо внешний вид выдаст.

Причем доносы всячески поощряются, а молчание о побеге жестоко наказывается. У рабов же не только нет возможности сговориться, но им нельзя даже собраться поговорить или обменяться приветствиями 5, 141-143. Правда, остается надежда на освобождение в случае прилежного труда. Сам Мор соглашается с Гитлодеем по поводу рабства. Действительно это лучше, чем по 20 человек на виселице. Да и бесплатная рабочая сила на благо общества зачем ее убивать. Впрочем, тут тоже есть сомнения.

Вряд ли преступник предпочтет до конца жизни вкалывать у Сталина в лагеря сажали на несколько лет уж лучше сразу умереть. Так что, скорее всего, отказавшись от казни преступника, общество побудило бы его совершить самоубийство тягчайший грех.