Мечты узника

Мечты узника. Кампанелла - итальянский священник, замышлявший освободительное восстание с целью свержения испанских захватчиков. Он был раскрыт и брошен в тюрьму, где провел 27 лет, занимаясь писательской деятельностью. Один из его трудов, Город Солнца обессмертил имя его автора. 2, 121 Город Солнца был написан через сто лет после Утопии Томаса Мора, в один год с Новой Атлантидой Френсиса Бэкона. Само собой, Кампанелла был знаком с творчеством Мора, поэтому его влияние на Город Солнца хорошо просматривается.

Кампанелла пишет о наболевшем. Он рисует идеальное, с его точки зрения общество, где трудятся все и нет праздных негодяев и тунеядцев. Еще раз напомню, что жизнь в то время у Томазо и его народа была не сахар. Грязь, эксплуатация, нищета, неравенство, глупость и необразованность широких масс. За 27 лет заключения Кампанелла, безусловно, долго думал о неравенстве и о наилучшем государственном устройстве.

Как сделать общество более справедливым Осмыслив окружавшую его действительность, он пришел только к одному выводу существующий государственный строй несправедлив. Чтобы люди жили лучше, его должен сменить другой, более совершенный строй. Где все люди равны между собой. Подробности реальзации этой идеи Томазо тщательно прорабатывает и описывает в своей социальной утопии под названием Город Солнца. О литературных качествах произведения Кампанеллы даже во времена СССР отзывались весьма скептически. 4, 7. Так, литературное оформление Города Солнца прямо называлось приметивным.

Собственно, это неудивительно, если учесть низкую образованность человека нового времени. В сущности мы имеем перед собой не диалог, а сплошной рассказ от первого лица, в который вкраплены бессодержательные реплики собеседника. 4, 7 В жанровом плане Город Солнца тоже не нов рассказ путешественника о посещеной им идеальной стране. Идеи социального равенства Если учесть, что основной идеей каждого утописта было всеобщее равенство, то можно представить, как выносимо для них было расслоение общества того времени. Люди нового времени, по сути, оставались рабами.

Рабами своих королей, своих работодателей. Ни о каком равенстве в правах речи и не шло. В Городе Солнца автор доводит идеи социального равенства до крайностей. В городе Солнца каждый гражданин занимается и сельским хозяйством, и военным делом. Можно предположить, что в результате появится посредственный вояка и посредственный крестьянин. Ведь уметь делать вс нельзя.

К тому же Кампанелла совершенно не учитывает индивидуальные особенности людей один может быть прирожденным воякой и плохим крестьянином, другой слабым физически и плохим воином. Всех этих людей Кампанелла кидает в одну кучу. Жители города Солнца марианетки, винтики системы, лишенные права на выбор. Производство и потребление в городе Солнца носит общественный характер. Они все принимают участие в военном деле, земледелии и скотоводстве знать это полагается каждому, так как знания эти считаются у них почтными. 2, 121 К сельскохозяйственным работам привлекаются все граждане независимо от их желания.

Четырехчасового труда интересно, что делать в оставшееся время оказывается достаточным, чтобы удовлетворить все потребности общества. Получается интересная вещь вместо того, чтобы поработать приемлемые 8 часов и произвести в 2 раза больше, сделав свою страну в 2 раза богаче, люди половину дня бездельничают. Получается, что страна, вместо того, чтобы процветать, пойдет на поводу лени людей и произведет в 2 раза меньше.

Подобная идея есть и у Мора, где утопийцам запрещается работать больше 6 часов. Но, в принципе, если человек захочет помочь Родине произвести больше почему бы ему не позволить работать на благо страны сверх нормы Ан-нет, тогда будет нарушен принцип всеобщего равенства. Кампанелла пишет Распределение всего находящегося в руках должностных лиц но так как знания, почести и наслаждения являются общим достоянием, то никто не может ничего себе присвоить. 4, 33 Власть Как и в Государстве Платона, в городе Солнца господствует духовная аристократия.

Однако у Кампанеллы это не замкнутая каста с особым распорядком жизни и особым воспитанием. Во главе государства у Кампанеллы стоит не просто философ, как у Платона, но и первосвященник в одном лице. Собственно, так как Кампанелла сам был священником, религия в Городе Солнца не отвергалась. Судьи и низшие должностные лица в городе Солнца учителя и священники интеллигенция.

Политический строй города Солнца можно охарактеризовать как своеобразную интеллектуальную олигархию при формальной демократии. 4, 10 Таким образом, власть в городе Солнца существует, и она более отдалена от народа, чем у Мора. Это власть народных избранников, превратившаяся в СССР во власть узкой группы людей. Кампанелла сам принадлежал к классу интеллегенции, за которым и закрепил власть в городе Солнца. Интеллегенция того времени была сравнительно образована, и кто как ни она могла разобраться во всех вопросах управления обществом.