Нау ка и об ра зо ва ние

Нау ка и об ра зо ва ние. По сколь ку со вре мен ныйспе циа лист дол жен быть под го тов лен так, что бы все гда быть го то вым ид тино га в но гу с про грес сом нау ки и тех но ло гии, его об ра зо ва ние долж новос пи ты вать в нем спо соб ность как к ин тел лек ту аль но му твор че ст ву, так и к ин тел лек ту аль но ак тив но мувос при ятию сде лан но го дру ги ми. По пря мо му смыс лу сло ва, нау ка - этото, че му мож но нау чить или нау чить ся, т. е. пе ре дать и по лу чить зна ние и уме ние или же до быть это зна ние и уме ние са мо му. Об ра зо ва тель ный про цесс это про цесс пе ре да чи и по лу че ния зна ния иуме ния, под кре п лен ный до бы чей оно го. А до бы ча зна ния, соз да ние но во го зна ния и уме ния - это про цесс фун да мен таль но гоис сле до ва ния, при чем без от но си тель но к то му - при клад но го или аб ст ракт но го. Для то го что бы этот про цессшел, не об хо ди ма со от вет ст вую щая ат мо сфе ра, ат мо сфе ра ин тел лек ту аль но голич но го об ще ния и не толь ко в це поч ке уче ник учи тель, но и во взаи мо дей ст вииучи тель - учи тель, уче ник - уче ник. Для это го ну жен уни вер си тет. Раз ви вая ин фор ма ци он ныетех но ло гии, мир, по край ней ме ре, мироб ра бот ки и пе ре да чи зна ния ухо дит от идеи кам пус - цен три ро ван но гоуни вер си те та. К со жа ле нию, все боль шуюпри тя га тель ность при об ре та ет идея вир ту аль но го уни вер си те та. Нона до по нять, что об ра зо ва ние не мо жет быть ре аль ным в вир ту аль ном ми ревир ту аль ных ре аль но стей. А для че го же нуж но ре аль ноеоб ра зо ва ние? Для то го что бы со от вет ст во вать из вест ной мак си ме Воль те ра, что толь ко че ло век об ра зо ван ный, че ло век про све щен ный сво бо ден ? Или по том, что, по Бэ ко ну зна ние си ла ? Или, воз вра ща ясь на зем лю, по то му, что че ло ве че ско му об ще ст ву нуж на хо ро шо вы пол нен ная слож наяра бо та, тре бую щая, в свою оче редь, хо ро шо об ра зо ван ных ра бот ни ков?Хо ро шо об ра зо ван ныера бот ни ки мо гут быть по лу че ны толь ко с по мо щью сис те мы на стоя ще говыс ше го об ра зо ва ния. Да вать выс шее об ра зо ва ние, - зна чит го то вить мо ло дых лю дей к бу ду щейдос та точ но слож ной ра бо те. При этом ра бо та, по лу чае мая по за вер ше нииоб ра зо ва ния, долж на удов ле тво рять как ра бо то да те ля, так и ра бот ни ка. Ра бо та идет ус пеш но, ивсе сто ро ны взаи мо дей ст вия ис пы ты ва ют чув ст во удов ле тво ре ния, ес лимо ло дые ра бот ни ки про яв ля ют твор че ское от но ше ние к де лу и са мо от да чу, ес ли они чес то лю би вы и при том де мон ст ри ру ют ко манд ный дух. Эти ка че ст ваочень важ ны. Ими дол жен об ла дать лю бой че ло век. Но они не мо гут быть поза ка зу или при ка зу вло же ны в мо ло до го че ло ве ка. Они долж ны быть раз ви тыв про цес се обу че ния, долж но быть раз ви то то доб рое, что в за ро ды ше войфор ме су ще ст ву ет в ка ж дом че ло ве ке. По су ще ст ву это во прос не об ра зо ва ния, а вос пи та ния, во прос фор ми ро ва ния це ло ст ной лич но сти. Но это го ма ло. Для ус пеш но стира бо ты и удов ле тво рен но сти ра бо то да те ля и ра бот ни ка мо ло дые лю ди, при сту пая к ра бо те, долж ны иметь пол ную ин фор ма цию обо всех, в том чис лено вей ших дос ти же ни ях в сво ей об лас ти и об ла дать дос та точ но глу бо ки мизна ния ми со от вет ст вую щих фун да мен таль ных на ук, умея все это при ме нитьк де лу. Та кая по ста нов ка во про са тра ди ци он на для ака де ми че ской об ще ст вен но сти. За да ча фор му ли ру ет сяпре дель но яс но нау чить мо ло дых лю дей при ме нять весь ар се нал со вре мен ныхна уч ных ме то дов для дос ти же ния тре буе мых ре зуль та тов в кон крет нойоб лас ти, лег ко адап ти ру ясь при этом к ме няю щим ся ус ло ви ям. Ре ше на эта за да ча мо жетбыть толь ко на ба зе проч но го фун да мен таль но го об ра зо ва ния. Ла зер ныетех но ло гии, био тех но ло гии, ин фор ма ци он ные тех но ло гии, тех но ло гиисо вре мен ных ма те риа лов по ка зы ва ют что для то го что бы в на ше вре мястать, ска жем, хо ро шим ин же не ром, не об хо ди мо по лу чить хо ро шее фун да мен таль ноеоб ра зо ва ние. Обу че ние фун да мен таль ным нау кам долж но тес но со сед ст во ватьс соб ст вен ны ми фун да мен таль ны ми ис сле до ва ния ми. Здесь вста ет за ко но мер ныйво прос а за чем то му же ин же не ру фун да мен таль ное зна ние? Раз ве не дос та точ но кон крет но го, ре цеп тур но го зна ния, зна ния- уме ния де лать ве щи, ис хо дя из прак ти киде ла? Осо бен но, ес ли в про цес се об ра зо ва ния изу чить тща тель но и кон цен три ро ван но, да же обоб щен но всю пре ды ду щую прак ти ку, до су ти де ла от но ся щую ся. Хо чет ся на де ять ся, что от вет на этот во прос пред став ля ет ся са мо оче вид ным. К со жа ле нию, это не все гдатак.

Ведь путь по сте пен но го при об ре те ния фун да мен таль ной нау кой при клад но гока че ст ва до лог и тер нист. Об ще ст во, жи ву щее сию ми нут ны ми ин те ре са ми, не склон но под дер жи вать имен но фун да мен таль ную ком по нен ту об ра зо ва ния. Оно, об ще ст во, со скри пом го то во об су ж дать во прос о кад ро вом обес пе че ниина уч но-тех ни че ско го про грес са, о кад ро вом со про во ж де нии раз во ро тара бот по соз да нию тех но ло ги че ской ба зы это го про грес са, но оно и слы шатьне хо чет об опе ре жаю щем со про во ж де нии, о ра бо те на пер спек ти ву, что воз мож но толь ко на ос но ве фун да мен таль нойнау ки. Фун да мен таль ная нау кавнут рен не спо соб на к кад ро во му са мо вос про из вод ст ву. Для то го что быэта ре про дук тив ная спо соб ность нау ки не бы ла по дав ле на, не об хо ди мыкак ин сти ту ты эли тар но го фун да мен таль но го об ра зо ва ния, по доб ныемо с ков ско му физ те ху, так и со от вет ст вую щий уро вень ма те ма ти че скойес те ст вен но на уч ной и гу ма ни тар ной фун да мен таль но сти во всей ши ро койсе ти выс ших учеб ных за ве де ний стра ны.