Проблемы истины в современной философии

Содержание ВВЕДЕНИЕ 2 Глава 1. Что есть истина 3 Глава 2. Проблема истины в философской науке. 5 Глава 3. Гносеология Канта и его подход к проблеме истины. 7 Глава 4. Нравственное решение проблемы истины у Вл. Соловьева. 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13 Список литературы 15 ВВЕДЕНИЕ Целью данной работы является исследования одной из основополагающих проблем в философии, отраженной в творчестве практически любого философа.

Проблема истинности знания, критерии истины издавна интересовала выдающиеся умы. Без решения для себя проблемы не обходилась и не обходится в настоящее время ни одна область знания, будь она наукой опирающейся на аксиоматику, раз и навсегда данную, либо на непрерывно изменяющееся и уточняющееся основание. Взгляды на данную проблему непрерывно меняются. Предлагались и уточнялись новые концепции понимания и познавания мира. Так или иначе, мир познается человеком и трансформируется в зависимости от глубины и качества получаемых знаний.

Здесь мы неизбежно сталкиваемся с вопросом является наше знание о мире истинным, соответствующим нашим выводам из весьма ограниченного опыта Интерпретация индивидуальных мыслей на общечеловеческом языке устная речь, письменная и так далее приводит к потере и неточности ощущений. Таким образом, для понимания и осмысления мира и своего места в нем, человеку необходимо постоянное совершенствование, расширение и уточнение общественных терминов имеется в виду не только научные термины, но и искусство.

Итак, изначально человеком может исследоваться окружающий мир, но лишь отраженный, интерпретированный в человеческом сознании, в человеческих терминах и понятиях. Поэтому для расширения наших знаний о мире необходимо расширение, углубление и уточнение терминов и понятий, используемых человеком. Сам процесс умственной деятельности познается через такой же умозрительный процесс, и в итоге несет минимум информации о самом человеке.

Человечество неоднократно предпринимало попытки научного исследования и систематизации вопросов возникновения новых понятий, используя лишь интуитивные способности к постижению нового. Расширение понятий возможно лишь в ходе исследований самого процесса их возникновения. Чем отчетливей человек будет видеть себя, чем глубже будет познание законов мышления, тем ярче и многообразнее будет казаться окружающий мир. Глава 1. Что есть истина Истина есть великое слово и еще более великое дело. Если дух и душа человека еще здоровы, то у него при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь Гегель, Сочинения, Москва, 1956 г - эти слова Гегеля ярко и патетически выражают ту мысль, что истина столь же судьбоносна и значима для человека, как жизнь, счастье или любовь, что истина имеет отношение не просто к нашему познанию, но и к самому бытию, к самому существованию человека.

Но что же такое истина Не является ли этот предельный вопрос лишь некой скептической и риторической фигурой, в которой выражена уверенность в относительности, субъективности и бессмысленности истины Истина здесь, рядом с нами, и не видеть этого значит обречь себя на вечную бессмысленность бытия. Что представляет собой истина Мы говорим, например, истинное счастье.

Это значит настоящее, неподдельное, действительное счастье. Точно также мы говорим о настоящем бриллианте, т.е. неподдельном, не фальшивом, естественном, а не искусственном.

Фальшивый бриллиант в действительности не то, чем он кажется. Но ведь фальшивый бриллиант это тоже нечто действительное. Следовательно, истинность не может быть оправдана одной действительностью. Истинное это такое действительное, которое прежде всего согласуется с тем, что мы понимаем под тем или иным предметом, в чем мы усматриваем его сущность. В этом смысле истина есть соответствие понятия своему предмету. Хотя фальшивый бриллиант и действителен, но он не соответствует своей сущности, своему понятию, а следовательно, нашему представлению о бриллианте.

Слово истина мы относим не только к самому сущему. Если суть истины в соответствии предмета своему понятию, т.е. в истинности наших представлений о предмете, о сущем, то истинным или неистинным ложным должны являться, в первую очередь, наши высказывания о сущем. Истина означает здесь двоякого рода согласованность 1 совпадение вещи с понятием о ней 2 совпадение понятий со словом, высказыванием истина есть как бы приравнивание вещи к слову, подобно тому как обычная бумажная денежная купюра приравнивается к золотому эквиваленту.

Но как возможна такая согласованность, такое приравнивание совершенно различных вещей Об этом образно размышляет М. Хейдеггер Хейдеггер М. О сущности истины, ст. 8-27. Мы говорим Эта монета круглая. Здесь высказывание согласуется с вещью. Но если вдуматься в этот пример истинности, он покажется верхом абсурда. Невольно станешь думать, что истина плод относительности, условности и произвола.

Действительно, между монетой и высказыванием о ней нет ничего общего, что могло бы свидетельствовать об истине. Монета сделана из металла. Высказывание же вообще не имеет никакой формы. На монету можно что-то купить. Высказывание же о ней никогда не бывает платежным средством. И несмотря на все это, высказывание эта монета круглая является истинным и согласуется с вещью. И происходит это не в силу условности и договоренности, а в силу самой природы сущего.

Уподобление выражает в данном случае не вещественную одинаковость, а единственную взаимосвязь разнородных явлений бытия. Хейдеггер усматривает это единое сущее в открытости сущего человеку, его мысли и языку. Подтверждение этому он видит в самом слове истина. По-гречески истина есть aletia, что в буквальном переводе означает непотаенное, открытое. Слово истина является заимствованным из старославянского языка. В старославянском образовано от ИСТЪ настоящий, несомненный, действительный с помощью суффикса ина. Истина это бытие, сущее, то, что есть. Таким образом, и в греческом, и в русском языках истина означает открытость бытия, выход сущего из потаенности.

То, что есть, то открыто, не утаено от человека. Глава 2.

Проблема истины в философской науке

6. . Классическая теория истин. Истина БЭС - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспрои... Это процесс с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной сто...

Гносеология Канта и его подход к проблеме истины

Канта мучает и вопрос об истине, но он понимает невозможность однознач... . Кант И. Кант понимает, что запрет противоречия представляет собой только негат... Истина - это процесс все более глубокого постижения мира, движения от ...

Нравственное решение проблемы истины у Вл. Соловьева

Вот тут то и начинается то, с чем пытался бороться Федоров разобщеннос... То, что понимает сам Вл. Отрицать такое сверхсущее - значит, по Вл. 60-61. Такое же тройное деление находим мы и в сфере сущности. А именно сущно...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог данного реферата, можно сказать, что проблемы, касающиеся определения критериев истины, законов и формы мышления интересовали людей с глубокой древности. И первым из известных нам философов, у кого эта проблематика приобретает особое философское звучание, является Аристотель. Классифицировав и обобщив методы познания в науке, Аристотель создает учение о формах постигающего истину мышления, то есть логику. Разум человека рассматривается как особый механизм.

Лишь применение законов логики позволяет ему приблизиться к истине. По Аристотелю, для применение науки логики необходимо опираться на непреходящее бытие. У Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия. Человек, постигая истину, приближается к совершенному бытию. В дальнейшем историческом развитии учение Аристотеля стало источником многочисленных школ и направлений. После опубликования трудов Иммануила Канта, достаточно ясно вырисовывается следующее направление философской мысли истина носит субъективный характер, основное внимание при исследовании проблемы истины следует уделять познанию самого человека, законов его разума.

Как достаточно убедительно показано Кантом, не может существовать всеобщего критерия истины. Все, чем располагает человек и в этом Кант соглашается с Аристотелем - это формальные законы логики. Но Кант утверждает, что эти законы строятся на основании априорных форм рассудка.

Им впервые было устранено противоречие, заведшее в тупик философию того времени. Являются ли человеческие знания продуктом чувственного восприятия, или же это - плоды умственной деятельности Предложенная Кантом концепция постижения человеком окружающего мира на основе априорных форм рассудка позволила выйти из этого тупика. В дальнейшем практически любое исследование в данной области так или иначе опиралось на разработанную Кантом теорию. Например, Вл. Соловьев принимает как достижение разработку эстетики у Иммануила Канта. Но нравственно-религиозная направленность творчества Вл. Соловьева заставляет рассматривать те же проблемы с несколько иной точки зрения. По Вл. Соловьеву, знание возможно лишь потому, что чувственность оформляется априорными формами рассудка.

Но априорные формы рассудка трактуются у Канта как исключительное достояние человеческого субъекта, а у Вл. Соловьева они являются объективно существующими идеями. Конечно, вещи в себе существуют и у Канта и у Вл. Соловьева.

Но у Канта они остаются навеки непознанными, у Вл. Соловьева они изливаются в конкретный чувственный опыт человека и его оформляют. По Вл. Соловьеву, разум требуется для завершения и полноты знания, но идеи этого разума даются человеку интуитивно, так, что возможная здесь диалектика только открывает человеку сферу высшего познания. Истина, по Вл. Соловьеву, возможна только в том случае, если признавать всю действительность, беря ее в целом, то есть максимально обобщенно и максимально конкретно. Это значит, что истина есть сущее, взятое и в своем абсолютном единстве и в своей абсолютной множественности.

Другими словами, истина есть сущее всеединое. Таким образом, в историческом и философском плане у данных авторов наблюдается преемственность, углубление и расширение взгляда на проблему истины. Как мне кажется, Аристотель, И. Кант и Вл. Соловьев занимали ключевые позиции в развитии философского знания по проблеме истины. Им принадлежит заслуга в определении и условиях применения критериев истины, носящих всеобщий и частичный характер.

Исследование Аристотелем формальных, объективных законов мышления привело к созданию науки логики, неизменной и по сей день. Обращение И. Кантом внимания на законы и формы постигающего истину мышления, привело к идее непознаваемости вещей в себе, о невозможности дать всеобщий критерий истины. Наконец, последним из рассматриваемых нами философов - Вл. Соловьевым, была сделана попытка взглянуть на проблему истины с нравственных позиций.

Его принцип всеединства устраняет кантовскую непознаваемость вещей в себе и, связывая человека со всей Вселенной, открывает ему безграничные просторы познания.

Список литературы

Список литературы 1. В.С.Соловьев. Сочинения в 2-х т М Мысль, 1988 г. 2. Владимир Соловьев. Смысл любви. Москва,Современник,1991 г. 3. А.Ф.Лосев. Вл. Соловьев. М Мысль, 1983 г. 4. Введение в философию. Ч. 1,2 М 1990 г. 5. Философская энциклопедия. т 1-5. М 1993 г. 6. Гегель, Сочинения, Москва, 1956 г. 7. Большая советская энциклопедия, М 1976 г.