Категория материи и ее фундаментальное значение для философии

на тему Категория материи и ее фундаментальное значение для философии ОГЛАВЛЕНИЕ стр. Введение 1. Формирования понятия материи в домарксистской философии 2. Диалектико-материалистическое учение о материи 3. Всеобщие свойства и строение материи 4. Движение как способ существования материи 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 Список литературы 33 ВВЕДЕНИЕ Категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы природные объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы и отдельных людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и т.д. Все существующее - это и есть мир, к которому мы принадлежим.

Выделяя главные сферы бытия природу, общество, сознание, мы неявно полагаем, что многообразие явлений, событий, процессов, включенных в эти сферы, объединено некоторой общей основой. Вместе с тем возникает вопрос имеется ли нечто объединяющее сами эти сферы, можно ли говорить о единстве всего бесконечного многообразия мира Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего существующего, для обозначения которой в философии была выработана категория материи или субстанции.

Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует. Учения, объяснявшие единство мира, исходя из одной субстанции, относятся к философии монизма.

Но само понимание субстанции может быть различным в качестве субстанции можно мыслить и материю и дух. Соответственно этому следует различать материалистический монизм например учения Фалеса, Гераклита, Спинозы и идеалистический монизм например, философия Платона, Гегеля. Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, согласно которой он образован двумя существующими исходными началами - материальным и идеальным.

Первое из них объединяет сферу телеснопредметной реальности, а второе - сферу духа. Мир, в котором мы живем и частью которого являемся это материальный мир. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в нашем сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность. 1.

Формирования понятия материи в домарксистской философии

как вполне оформившаяся система взглядов на мир выступает тяготеющее к... У Фалеса это вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита - огонь. Человек, доказывал он, имеет дело лишь с отдельными единичными вещами ... Он впервые на основе естественнонаучных данных обосновал идею вечности... в 6-ти т М 1965, т.4, ч.1, с.

Диалектико-материалистическое учение о материи

Дело в том, что на каждом этапе познания и практики человек осваивает ... Здесь заранее предполагается, 1 Ленин В.И. Отсюда следовало, что их суммарная масса также сохраняется, что истолк... Противопоставляя этим взглядам диалектикоматериалистическое определени... отметили значение ленинской идеи.

Всеобщие свойства и строение материи

На уровне элементарных частиц свойства вещества как бы сливаются со св... Благодаря постоянно увеличивающемуся производственному воздействию на ... Причем вторая, возникающая благодаря человеческой деятельности, линия ... Всякая материалистическая философия, и материалистическая диалектика в... Диалектическое понимание материального единства мира все глубже проник...

Движение как способ существования материи

Вторая - процессы перехода от одного уровня к другое. В неживой природ... Первая разновидность - это процессы качественных превращений, не выход... Энгельс разрабатывал классификацию форм движения во второй половине пр... Реализация этого принципа стала возможной на основе последовательного ... Однако, несмотря на дискуссионность ряда проблем классификации форм дв...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, подводя итог сказанному, необходимо особо подчеркнуть, что материя представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от человеческого сознания и отражаемую им, что она находится в постоянном изменении, движении, переходит из одних относительно устойчивых материальных образований качественных состояний в другие, которые, будучи конечными, возникающими при определенных условиях и неизбежно исчезающими в следствии происходящих в них изменений, являются звеньями единого, бесконечного в пространстве и времени мирового процесса.

В данном реферате дан обзор формирования понятия материя с древних времен до наших дней, приведены основные понятия в истории развития философской мысли на протяжении веков и раскрыто современное диалектикоматериалистическое понятие материи.

В реферате также кратко представлены основные свойства и строение материи. К сожалению, в полном объеме не освещены категории времени и пространства, это связано с ограничением количественного объема работы.

Список литературы

Список литературы 1. Аристотель. Метафизика Соч в 4 т М 1975, Т 1. 2. Артыков Т.А. Эволюция физического принципа относительности Философские науки, 1989, N9. 3. Асмус В.Ф. Античная философия.

М 1976. 4. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания. Соч М 1978. 5. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т М 1978. 6. Воронин П.П. Разумность мироустройства глазами физика. Вопросы философии, 1990, N8. 7. Гольбах П. Избранные произведения. В 2-х т Т 1. 8. Декарт Р. Избранные произведения. М 1950. 9. Кант И. Критика чистого разума. Соч Т.3, М 1964. 10. Курсанов Г. Бесконечность и вечность Вселенной. М 1961. 11. Лейбниц Г.В. Монадология.

Соч. в 4 т. М 1982, Т.1. 12. Ленин В.И. Фридрих Энгельс. Полн.собр.соч Т.2. 13. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч Т.18. 14. Ленин В.И. Карл Маркс. Философский материализм. Диалектика. Полн.собр.соч Т.26. 15. Ленин В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч Т.29. 16. Лосский Н.О. История русской философии. М 1994. 17. Мостепаненко А.М.Проблема универсальности основных свойств пространства и времени. Л-д 1969. 18. Мостепаненко М.В. Возникновение, развитие и современное состояние квантово-полевой картины мира. Филосовские науки, 1989, N11 . 19. Мохря Е.П. О состоянии категорий движение, изменение.

Философские науки, 1989, N10. 20. Назаретян П.П. Интеллект во Вселенной. М 1991. 21. Соколов В.В. Европейская философия ХУ-ХУП вв. М 1978. 22. Спиноза Б. Этика. Избранные произведения. В 2-х т. М 1957, Т.1. 23. Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т.1, М 1955. 24. Философия эпохи ранних буржуазных революций. Под редакцией Т.И.Ойзермана. М 1983. 25. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии.

М 1981. 26. Чернышевский Н.Г. Сочинения в 2-х т. М 1986-1987. 27. Энгельс Ф. Диалектика природы. ВведениеСтарое предисловие к Анти-ДюрингуО диалектикеДиалектикаОсновные формы движения. Маркс К Энгельс Ф.Соч т.20. 28. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К Энгельс Ф.Соч т.20. 29. Юрченко А.И. К проблеме понимания категории материя. Философские науки, 1989, N8.