рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Концепция техники как проекции органов человека

Работа сделанна в 1999 году

Концепция техники как проекции органов человека - Реферат, раздел Философия, - 1999 год - Основные концептуальные позиции в философии техники Концепция Техники Как Проекции Органов Человека. Через Сорок Лет После Выхода...

Концепция техники как проекции органов человека. Через сорок лет после выхода в свет книги Э. Юра выражение Философия техники использовал немецкий философ Эрнст Капп 1808 1896. Его основное научное исследование двухтомное Vergleichende allgemeine Erdkunde Общая и сравнительная география, 1845. Оно предвосхитило то, что мы сегодня могли бы назвать экологической философией.

С одной стороны, в этом труде обнаруживается цель автора проследить формирующее влияние географической среды в частности рек и морей на социальные и культурные структуры. Реки, внутренние моря и океаны влияют не только на экономику и культуру в целом, но также и на политические и военные формы организации общества. Капп призывает к колонизации географической среды и ее преобразованию, как внутреннему, так и внешнему.

История в интерпретации Каппа является специфической в каждом случае фиксацией человеческих попыток встречать вызовы окружающей среды, попыток преодолеть зависимость от дикой природы. Это порождает потребность культивирования пространства с помощью земледелия, горного дела, архитектуры, строительной техники и т.д. и времени первоначально посредством систем коммуникации начиная от языка и до телеграфа. Это, однако, возможно лишь в том случае, если внешняя колонизация природной среды будет сопровождаться и дополняться внутренней колонизацией человеческой среды.

Капповская концепция внутренней колонизации innere Colonisation, развитая им в его самом раннем произведении по философии техники, наиболее оригинальна. После столкновения с властями тогдашней Германии, Капп эмигрировал в Америку, где попытался, будучи фермером и изобретателем, стать свободным человеком на свободной Земле, как говорил Гете. Однако после гражданской войны Капп возвращается на родину и возвращается к научной деятельности. Возобновив ее, он пересматривает свою философию географии и, используя опыт, накопленный в Америке, формулирует свою философию техники, в которой орудия и оружие рассматриваются им как различные виды продолжения проекции человеческих органов.

Хотя саму эту идею нельзя считать принадлежащей лишь Каппу нечто подобное говорили многие от Аристотеля до Ралфа Уолдо Эмерсона, но именно Капп дал ее систематическую и детальную разработку в своей работе Grundlinien einer Philosophic der Technik Основы философии техники, 1877 По мнению Каппа, возникающее между орудиями и органами человека внутреннее отношение и мы должны это выявить и подчеркнуть, хотя и является скорее бессознательным открытием, чем сознательным изобретением, заключается в том, что в орудии человек систематически воспроизводит себя самого.

И, раз контролирующим фактором является человеческий орган, полезность и силу которого необходимо увеличить, то собственная форма орудия должна исходить из формы этого органа.

Из сказанного следует, что множество духовных творений тесно связано с функционированием руки, кисти, зубов человека. Изогнутый палец становится прообразом крючка, горсть руки чашей в мече, копье, весле, совке, граблях, плуге и лопате нетрудно разглядеть различные позиции и положения руки, кисти, пальцев, приспособление которых к рыбной ловле и охоте, садоводству и использованию полевых орудий достаточно очевидно 3, стр. 15. Подчеркнем, что Капп, не рассматривает все это как осознаваемый процесс.

Во многих случаях только после появления самого факта становятся очевидными морфологические параллели. Именно на основе такого взгляда Капп рассматривает железные дороги как воплощение кровообращения, телеграф как внешнюю форму и продолжение нервной системы. Необходимо также сказать, что аргументация Каппа вовсе не ограничивается аналогиями с орудиями и системами машин. В заключение Капп даже и государство рассматривает как внешнее расширение духовной жизни человека.

Капп строго распространяет, как бы проецирует, технический взгляд рассмотрения мира на множество других областей знания, традиционно считавшихся не связанными с техникой. Технократия, а также другие примыкающие к ней концепции В том же десятилетии, когда умер Эрнст Капп, русский инженер Петр Энгельмейер начал публиковать в немецких периодических изданиях статьи, в которых он также использовал термин философия техники. Его пространная, состоящая из многих частей статья Allgemeine Fragen der Technik Общие вопросы техники, вышедшая в издаваемом Динглером журнале Politechnisches Journal Политехнический журнал, 1899, обрисовывает круг конкретных вопросов в рамках общего исследования техники Мы должны изучать вопрос о том, пишет он, что представляет собой техника, какие цели она преследует прежде всего, какие она применяет методы, где следует искать границы ее компетентности, какие другие сферы человеческой деятельности соотнесены с ней наиболее тесно и близко, ее отношение к науке, этике, искусству и т.д. Мы должны выработать определенную общую картину техники, в рамках которой мы анализируем возможно большее количество форм проявления технической деятельности, ибо техника прослеживается уже на самой заре возникновения человеческого общества и его развития 2, стр. 54. В 1911 году, на IV Всемирном философском конгрессе, состоявшемся в Болонье Италия, Энгельмейер выступает с докладом на тему Философия техники, где он резюмирует и развивает положения упомянутой статьи.

Начав с описания империи техники, он концентрирует свое внимание на обсуждении проблемы отношения техники к науке и философском анализе техники и границ, до которых распространяется ее влияние.

По его мнению сфера техники в конечном счете восходит к человеческой воле и внутреннему стремлению человека к техническому творчеству.

Со времени основания Всероссийской ассоциации инженеров ВАИ в 1917 году, Энгельмейер пытается создать движение, напоминающее то, которое в Америке называлось технократическим, т.е. движение, опиравшееся на идею о том, что предпринимательская деятельность и общество должны быть преобразованы и регулируемы на основе принципов техники.

Одним из средств реализации идеи технической рациональности Энгельмейера был Кружок по общим вопросам техники, организованный по его инициативе в 1927 году. Программы этого кружка Энгельмейер сформулировал два года спустя в статье Нужна ли нам философия техники Кружок по общим вопросам техники воздерживается от всякого вида пропаганды.

На ближайшее будущее он ставит перед собой следующие задачи создать программу философии техники, содержащей попытки определения понятия техники, выявления и описания принципов современной техники, техники как биологического феномена, техники как антропологического феномена, роли техники в истории культуры, техники и экономики, техники и искусства, техники и этики и других социальных факторов. Несколько иные узловые вопросы в сфере философии техники затронуты у двух других специалистов.

Два инженера Макс Эйт 1836 1906 и Алар Дюбуа-Реймон 1860 1922 независимо друг от друга предприняли анализ технического изобретения. Эйт делает различие между творческим зарождением идеи, ее развитием и завершающим применением. В таком же смысле Дюбуа-Реймон прослеживает различие между изобретением как психическим событием и материальным артефактом. Оба автора стремятся идентифицировать первоначальное творческое вдохновение в сознании инженера, с, тем что происходит в сознании художника, представителя изящных искусств, пытаясь таким образом найти точки соприкосновения и элементы соотносимости инженерного и гуманитарного типов деятельности.

Весьма характерно, что, после того как были высказаны эти соображения, в научной литературе появились почти аналогичные утверждения о схожести воображения, творческого начала, в технике и в сфере искусства. Характерным примером такого рода работ является The Existential Pleasure of Engineering Экзистенциальное наслаждение, доставляемое технической деятельностью, 1974 и другие работы Сэмюэла Флормэна.

В 1913 году немецкий инженер-химик Эберхард Чиммер 1873 1940 стал третьим исследователем, использовавшим термин философия техники. Он издал под таким же названием небольшую книгу, где защищает технику против ее культурной критики и предлагает неогегельянскую интерпретацию техники как материальной свободы. В этой работе присутствует убедительное техническое истолкование смысла свободы.

Можно в этой связи указать на аналогичные идеи Уокера и на то, что характеристики техники, данные Чиммером, повторяются имплицитно или эксплицитно у многих защитников технической деятельности, связанных с промышленностью. В наши дни общепринятым является суждение, что целью техники является свобода человека, достигаемая путем материального преодоления природы и снятия ограничений, налагаемых ею. Концепция техники, как сопричастности божественному творению.

Наиболее выдающейся фигурой в дискуссиях по проблемам философии техники как до второй мировой войны, так и непосредственно после нее был, несомненно, Фридрих Дессауер 1881 1963, деятельность которого охватывает всю первую половину XX века. За этот период он выступал последовательно с работами Technische Kultur Техническая культура 1908, Philosophic der Technik Философия техники, 1927, Seele im Bannkreis der Technik Душа в сфере техники, 1945 и Streit um die Technik Споры вокруг техники, 1956. Тем самым Фридрих Дессауер стал четвертым философом, сделавшим выражение философия техники заголовком своих работ.

Чтобы суммировать дессауеровскую философию техники, целесообразнее всего противопоставить ее расхожим концепциям философии науки. Дессауер считает, что многие подходы совершают ошибку, не учитывая силу и возможности научно-технического знания, которое, благодаря развитию современной промышленности и техники, стало новым способом бытия человека в этом мире. В работе Философия техники и, три десятилетия спустя, в книге Споры вокруг техники, в которой Дессауер, подтверждая свои идеи, отвечает на их критику и рассматривает различные аргументы, выдвинутые другими исследователями, он пытается, для выявления силы и значения техники, заново обосновать кантовскую концепцию трансцендентальных условий технической деятельности, а также показать этические импликации при ее техники применении. К трем кантовым критикам научного знания, морального поступка и эстетического восприятия Дессауер добавляет четвертую критику технической деятельности.

В своей Критике чистого разума Кант, как известно, доказывает, что научное знание с необходимостью ограничено миром явлений феноменами.

Оно никогда не может вступить в непосредственную связь с вещами самими по себе ноуменами. В противоположность Канту, Дессауер утверждает, что делание, особенно в виде технических изобретений, может как раз установить позитивный контакт с вещами самими по себе. Сущность техники не проявляется ни в промышленном производстве которое лишь в массовом порядке производит результаты тех или иных открытий, ни в самих продуктах техники которые только лишь используются потребителями, но в самом акте технического творчества.

Анализ акта технического творчества показывает, что оно реализуется в полной гармонии с естественными законами и как бы по подстрекательству человеческих целей, однако эти природные законы и цели, будучи необходимыми, не являются одновременно достаточными условиями изобретения.

Помимо их существует и нечто другое, что Дессауер называет внутренней обработкой innere Bearbeitung, которая и приводит сознание изобретателя к контакту с четвертым царством, сферой, в которой пребывает предданные решения технических проблем. Именно эта внутренняя обработка и есть то, что делает возможным технические изобретения. То обстоятельство, что эта внутренняя обработка и реализует контакт с трансцендентными вещами самими по себе технических объектов, подтверждается следующими двумя фактами 1 изобретение в качестве артефакта не есть нечто такое, что можно обнаружить в мире явлений 2 лишь когда оно появляется в качестве феноменальной реальности как данное изобретение посредством творчества изобретателя и через него, только тогда оно вступает в действие, работает. Изобретение не есть нечто выдуманное, продукт человеческого воображения без реальной силы оно появляется лишь после и в результате встречи в сознании со сферой предданных решений технических проблем.

Хотя философы находят много наивного и недостаточно продуманного и разработанного в ссылках Дессауера на Канта, нельзя не увидеть достаточно оригинальное продолжение им кантовой концепции трансцендентального и его распространение на другие явления действительности. В концепции Канта подобного рода трансценденция, переход через границы опытного знания, если она возможна, существует только в сфере морального и эстетического опыта.

Дессауер же видит переход через границы опыта именно в той практической сфере, которую Кант полностью игнорировал, во всяком случае никогда не рассматривал всерьез, а именно современную технику.

И в этом Дессауер достаточно последователен и решителен. В соответствии с таким метафизическим анализом, Дессауер формулирует определенную теорию моральной значимости техники. Большинство концепций техники ограничиваются рассмотрением практических выгод и пользы. Для Дессауера же создание техники носит характер кантовского категорического императива или божественной заповеди.

По Дессауеру, свойственные только технике ее автономные преобразующие мир последствия свидетельство того, что техника является трансцендентной моральной ценностью. Люди создают технику, однако ее могущество переходит грань всякого ожидания. Техника приводит в действие нечто большее, чем эти могущественные силы. Современная техника не должна восприниматься как средство облегчения условий человеческого бытия в действительности техника есть участие в творении, величайшее земное переживание смертных 3, стр. 27. Согласно концепции Дессауера, техника становится религиозным переживанием и опытом, и само религиозное переживание приобретает техническую значимость.

Гуманитарная философия техники Инженерная философия техники, анализ техники как бы изнутри и в конечном счете интерпретация технического способа бытия человека в мире как парадигматического, главного для понимания других типов человеческого мышления и действия, могут вполне претендовать на право первородства по шкале историческою рождения форм человеческой деятельности.

Что же касается гуманитарной философии техники или попыток религии, поэзии и философии т.е. гуманитарных сфер знания выработать нетехническое или транстехнические воззрения для интерпретации смысла техники, то эти науки могут, пожалуй, вполне претендовать на приоритет в концептуальном подходе к оценке техники. С самого начала возникновения человеческого общества различные идеи и представления относительно человеческой созидательной деятельности систематически находили свое выражение в мифах, в поэзии и в философских сочинениях.

И именно гуманитарные науки стремились к постижению смысла и сущности техники, но не техника пыталась понять гуманитарную сферу общественной жизни. Хотя этот принцип положение о первичности гуманитарного начала перед техническим является той основой, на которую опирается гуманитарная философия техники, все же этот принцип в условиях высокоразвитой технической культуры не является ни самоочевидным, ни неоспоримым.

Становление технически развитых обществ привело к тому, что гуманитарная философия техники начинает систематические попытки защиты своей фундаментальной идеи принципа приоритета гуманитарного, нетехнического, начала над техническим. Защита гуманитарных начал в технике более интенсивно и настойчиво, чем технического, инженерного начала, выходит на передний план в романтическом движении. Романтическая критика технического прогресса Нового времени, притупляющего и подавляющего существенные элементы человеческой жизни, стала богатой и разнообразной традицией. Однако, несмотря на это разнообразие, среди основных концепций гуманитарной философии техники выделим идеи четырех современных философов, в целом не имеющих ничего общего с романтической традицией, но все же представляющих именно гуманитарную философию техники Льюиса, Мэмфорда 1895, Хосе Ортеги-и-Гассета 1883 1955, Мартина, Хайдеггера 1889-1976 и Жака Эллюля 1912.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основные концептуальные позиции в философии техники

Поэтому история и философия не могут обойти вопроса о сущности техники, а в современном обществе техника по праву занимает одно из ведущих мест.… Долгое время само соединение слов философия и техника казалось… Однако сегодня уже всем ясно, что без теоретических исследований невозможным было бы и столь бурное развитие техники…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Концепция техники как проекции органов человека

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Механическая философия и философия производства
Механическая философия и философия производства. Первое выражение восходит к Исааку Ньютону и указывает на то, что натуральная философия использует принципы механики для объяснения мира, являющегос

Льюис Мэмфорд миф машины
Льюис Мэмфорд миф машины. Мэмфорд стал заниматься философией как неспециалист. При этом он избрал гуманитарные науки и стал непримиримым критиком техники в американской традиции приземленног

Размышления о технике Хосе Ортеги-и-Гассета
Размышления о технике Хосе Ортеги-и-Гассета. Ортега первый профессиональный философ, обратившийся к проблематике философии техники, которую он анализировал в своих лекциях, прочитанных в Испании в

Мартин Хайдеггер вопрос о технике
Мартин Хайдеггер вопрос о технике. Философию техники Хайдеггера не так легко выразить обобщенно, хотя она, несомненно, имеет схожие черты с философией техники Мэмфорда и, более углубленно, с воззре

Техника как ставка века Жака Эллюля
Техника как ставка века Жака Эллюля. В те годы, когда Хайдеггер формулировал свой Вопрос о технике, Жак Эллюль приступил к систематическому анализу La technique Техника как наиболее значительного с

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги