ЛОКАЯТА ЧАРВАКА

ЛОКАЯТА ЧАРВАКА. Материалистическое учение локаята отрицает существование внечувственных субстанций и загробной жизни, другими словами, иных миров, кроме феноменального.

Вера в подобные явления считается плодом фантазии. Коль скоро логическое осмысление непроявленных объектов невозможно, а умозаключение не является достоверным источником знания, безусловное доказательство существования духовных категорий несостоятельно.

Умозаключение становится весомым доказательством лишь тогда, когда подтверждается хотя бы возможностью чувственного восприятия объекта. Однако, как указывал Вернер, истинность или ложность исходной посылки материализма то, что невидимо - не существует сама по себе недоказуема, а является своего рода метафизическим постулатом. Иначе говоря, все зависит от интерпретации эмпирических данных. Школа локаята рассматривает сознание как результат взаимодействия элементов, составляющих человека, подобно тому, как пьянящее свойство алкогольного напитка является результатом ферментации первоначальных компонентов.

Существовало несколько направлений локаяты, одно из которых рассматривало Эго как совокупность материальных компонентов, поглощаемых во время еды созвучно высказыванию вы становитесь таким, какова ваша пища, другое акцентировало внимание на чувственном восприятии, третье отождествляло сознание с жизненными силами.

Еще одно направление этой школы признает существование в человеке разумного начала, хотя последнее считается таким же смертным, как и физическое тело. Этические нормы учения основаны на конечности земного существования человек должен получить максимум удовольствия от жизни, а величайшим наслаждением является обладание прекрасной женщиной. Жертвенность и изучение Вед считаются бессмысленным времяпровождением глупцов и импотентов. С другой стороны, последователи локаяты учат тому, что личное удовольствие не должно причинять страданий другим людям.

В этом смысле жертвоприношения животных и агрессивные действия считаются неприемлемыми. 2