Досократовская философия.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. Ломоносова ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ План-проспект доклада на тему Досократовская философия Аспирантки 1-го года обученияМорозовой Е.Н. Москва, 1997 План доклада 1. Введение 2. Основные философы и школы досократовской философии 1. Милетская школа 2. Гераклит Эфесский 3. Элеаты 2.4. Пифагорейское учение 5. Эмпедокл 6. Анаксагор 7. Древнегреческие атомисты 3. Заключение Тезисы доклада Введение Греческая античная философия сформировалась в VII - VI вв. до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа I от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V - IV вв. до нашей эры - как правило, определяется как досократовский, а философы, работавшие в это время как досократики.

II приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до нашей эры - определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона, Аристотеля.

III конец IV - II вв. до нашей эры - в подавляющем большинстве работ определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ. IV I в. до нашей эры - V - VI вв. нашей эры - т.н. римский период. Далее речь будет идти о первом этапе развития древнегреческой философии.

Произведения досократовских философов сохранились только во фрагментах и лишь исключительно благодаря цитированию и критике более поздних античных авторов. Из этих фрагментов весьма сложно выводить цельные философские взгляды.

Такие цитаты имеются, например, в работе Диогена Лаэртского О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, а также трудах Платона Приводит в своих Диалогах мысли Кратила, Парменида, Протагора, Горгия и ряда других Плутарха, Секста Импирика, Климента Александрийского. Однако современная наука подвергает сомнению точность некоторых цитат. В частности, Платон цитирует весьма вольно и часто придает мыслям других авторов Кратила, Парменида такое значение, которые по меньшей мере не совпадает с тем, что пишут другие авторы.

Также как и в предшествующей мифологии, почти у всех греческих авторов можно найти тенденции обращения к природе, космосу. Однако подход мифологии и первых философов к данной проблематике отличается коренным образом. Согласно Гегелю, философия в собственном смысле слова возникает вместе в постановкой вопроса о сущности, который не только сформулирован, но и решен вне рамок методологии и терминологии мифологического мышление.

Возникновение философии связано с определенным уровнем абстрактного рационального мышления, которое способно отразить действительность иным способом, чем при помощи аллегории или мифологической персонификации. Так вот у истоков собственно греческой философии стоит стремление рационально ответить на вопросы, что является основным принципом мира или космоса и какие принципы или силы определяют его развитие. Вопрос о первоначале является основным в онтологии древнегреческих философов. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику.

Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу - кто родил сущее, то философы ищут субстенциальное начало - из чего все произошло Радугин А.А. Философия Курс лекций М. Владос, 1995 304 с Для упрощения дальнейшего изложения здесь следует отметить, что для обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в греческой философии употреблялись два термина СТОЙХЕЙОН, означающий элемент, ядро, основу в логическом смысле слова, и АРХЭ, означающий первоматерию, праматерию, исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом смысле слова История философии в кратком изложении М 1989 000 с Помимо вопроса о первооснове почти все досократовские философы обращались к проблеме объяснения природных явлений, движения, а некоторые - и проблеме познания. Далее будет показано, каких взглядов придерживался каждый из наиболее видных философов первого этапа по этим проблемам.

Основные философы и школы досократовской философии

Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр 611-546 гг. Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Также как Фалес, А... Он утверждал, что первоначалом и основой является беспредельное APEIRO... Апейрон Анаксимандра является безграничным и неограниченным не только ... Способность жизни приписывается здесь непосредственно определенному ви...

Гераклит Эфесский

Таким образом, Гераклит весьма близко подходит к пониманию творческого... Гераклит одним из первых обращает внимание на характер человеческого с... Все, что существует, есть сущее бытие, которое есть всюду, во всех мес... до нашей эры. Интерес, с которым он изучал характер чисел и отношений между ними, ве...

Пифагорейское учение

484-424 гг. В этой стадии нет никакой определенности, все сливается в неразличимом... Третья стадия в развитии космоса определяется однозначной гегемонией в... Анаксагор Анаксагор 500-428 гг. Однако, согласно его взглядам, восприятие совершается обратным, ибо од...

Древнегреческие атомисты

Вокруг исторического существования философа Левкиппа ок. 500-440 гг. Он признавал бесчисленные, постоянно движущиеся элементы - атомы, имею... Он понимает процесс познания состоящим из двух ступеней. Они объединялись, когда на них нападали звери, затем они вместе зимой ...

Заключение Сказанное позволяет сделать вывод о некоторых общих чертах древнегреческой философии первого досократовского этапа.

Во-первых, эта философия возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Радугин А.А. Философия Курс лекций М. Владос, 1995 304 с. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека. Во-вторых, в этот период были высказаны интересные идеи о бытии, первооснове, движении, материи, познании, которые определили основные направления философствования на достаточно длительный последующий период.

В-третьих, спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса, т.е. космогонизм. Список использованной литературы 1. Алексеев П.В Панин А.В. Философия Учебник для ВУЗов М. ТЕИС, 1996 504 с. 2. История философии в кратком изложении М 1989 000 с. 3. Радугин А.А. Философия Курс лекций М. Владос, 1995 304 с. 4. Спиркин А.Г. Основы философии Учеб. Пособие для вузов М. Политиздат, 1988 592 с. 5. Теория познания.

В 4 т. Т. 1. Домарксистская теория познания АН СССР. Институт философии Под ред. В.А. Лекторского, Т.И. Ойзермана М. Мысль, 1991 302, 1 с. 6. Философский словарь Под ред. И.Т. Фролова 5-е изд - М. Политиздат, 1986 590 с.