рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ноосферная цивилизация как перспектива социального развития общества

Работа сделанна в 1998 году

Ноосферная цивилизация как перспектива социального развития общества - Реферат, раздел Философия, - 1998 год - Перспективы становления ноосферной цивилизации. Ноосферная Цивилизация Как Перспектива Социального Развития Общества. Футурол...

Ноосферная цивилизация как перспектива социального развития общества. футурологический аспект.

Одним из успехов в современной науке можно считать осознанное стремление решить проблемы рационального использования природных ресурсов и обеспечение устойчивости среды жизни. Главное разработать такую систему мероприятий, которая обеспечила бы функционирование биосферы в новых условиях и неограниченно долгое существование человечества на планете. Рецепты ограничительного характера, природоохранные мероприятия в строгом смысле этого слова, не способны дать желаемого эффекта.

Теперь речь идет не о том, чтобы несколько ослабить наш нажим на природу, в надежде, что после этого она сама восстановится. Во многих случаях необходима более действенная помощь. Природоохранительная стратегия должна подкрепляться природововсстановительными мероприятиями, поскольку без них естественным может эволюционный регресс. На место привычного субъективно-объективного отношения человека к природе пришло некое кентавроподобное единство котором прежние наши объекты, природа, не может существовать без помощи умного начала, человеческого разума. Поэтому на данный момент речь идет даже не о ноосфере в смысле В.И.Вернадского, а о некотором явно искусственно, синтетическом единстве, которое можно было бы назвать гео-био-техно-ноосфера.

Разрыв подобного единства привел бы к распаду его элементов как жизнеспособных объектов. Процесс становления новых взаимоотношений идет очень трудно, не никакой гарантии, что впереди нас ждет успех.

Это потребует целенаправленного действия коллективного интеллекта человечества - его самооргнизации. Работа над стратегией существования в новых условиях требует объединение усилий многих ученых, интеграция науки с культурой, философией, религией, общественным движением но самое вожное-преодолеть диктат политики и экономики в общественном устройстве над духовно нравственными началами, которые заложены в качестве механизма самосохранения в любом человеческом существе.

Влиять на общественное сознание можно стимулируя потребности человека. Как известно, существуют две сферы потребления- производственная и личная. В производственной сфере в последнее время наметились определенные сдвиги. Это энергосберегающая политика ряда стран, экологические требования к транспорту и т.д. Кроме того, наблюдается определенный сдвиг сознания- осознание обществом, в том числе и предпринимателями, необходимости управления потреблением неизучение спроса, а управление им, процесс формирования культуры производства.

Сфера личного потребления замыкается потреблением предметов и услуг человеком. Примерная группировка фактов, влияющая на эти потребности, такова 1.группа - Общественно исторические факторыэто географическое положение, климат, традиции и обычаи, состояние природной Среды 2 группа - Технико-экономические факторыони характеризуют степень экономического развития данного региона, технический и научный потенциал, квалификацию рабочих 3 группа - Социально-политические факторы они определяются господствующей формой собственности, политическим устройством государства.

Их влияние зависит от распределения национального дохода, социальных гарантий и т.д. На сегодняшний день анализ всех этих факторов говорит о сиюминутности потребностей современного человека его мировоззрение замкнуто на цепи Человек-Земля-производство, а единая картина мира и осознание себя как частицу вселенной включенной, в неразрывносввязанной с ее механизмом отсутствует. По сути, актуальным становиться вопрос культуры производства и потребления, т.е. поиск критериев разумных потребностей, становление экологической этики.

Известный американский экономист Гарингтон Эмерсон писал, что человеческая деятельность должна иметь тот же тип организации оборони тельно-созидательный какой существует в мире земных растений, а не военно-разрушительный который активно культивируется сейчас. Разумная хозяйственная деятельность должна соответствовать тому, что в мире растений соответствует фотосинтезу, и должна быть такой же экологически безвредной, энергетически сбалансированной, какой является продуктивная деятельность зеленых растений.

Наградой же служит долговечное существование всего сообщества. Критерием разумных потребностей в сфере производства все более четко вырисовываются, при наличии желания и воли, совершенствуя систему управления, можно решить многие проблемы Оптимизм вызывает Декларация предпринимателей, принятой конференцией в Рои де Жанейро в 1992 году, экологическая политика Голландии, США, Японии, Китая. Намного сложнее определить критерии разумности в сфере личного потребления.

Большинство населения весьма инертно относится к призывам экологов позаботится о будущем своих детей и внуков. Подобной узости мышления можно найти несколько объяснений 1. Вся система воспитания и образования ориентирована на материальные ценности 2. Утеряны экологические нормы культуры, национальные жизнеутверждающие традиции 3. Нигилизм и полное пренебрежение духовными ценностями, утрата цели и смысла жизни, неверие в Вечность мира 4. Галопирующая материализация жизни, следовательно, и дегуманизация.

Формировании разумных потребностей - это процесс формирования человека как личности, шаг в новую цивилизацию. До сих пор нередко утверждалось мнение, что любой нравственный критерий ограничивает якобы сам принцип свободы в любом поиске, сдерживает прогресс. Ноосферным идеалом является жизнь она почитается как высшее благо, духовная цель любой деятельности.

Именно такое благо, такая цель и такой предмет касаются всех без исключения. Посему регулирования взаимоотношений с природой, забота и восстановление ее - дело без преувеличения каждого живущего. на нашей планете. Культура, искусство, религия, как носители нравственного императива должны занять приличествующее им место в решении экологических вопросов человечества. Мало добиться того, чтобы человек знал, как правильно поступить в тех или иных обстоятельствах, надо, чтобы он не смог, в силу воспитания убеждений, поступить иначе.

И если люди хотят сохранить себе, свою природу, свой род, все накопление культуры, т.е. собственно весь человеческий мир, им не только необходимо знать все современные научные теории, но и научиться воспринимать те символы красоты, которые есть в окружающем нас мире или созданы человеком. Только при таком синтезе у человечества есть шанс сохранить жизнь.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Перспективы становления ноосферной цивилизации.

Недалеко то время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он… Именно она на сегодняшний день занимается урегулированием отношений между… Однако задолго до возникновения экологической науки, в начале 20 века Тейер де Шарден и Эдвар Леруа впервые ввели в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ноосферная цивилизация как перспектива социального развития общества

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги