Понятие бытия в философии Э.Фромма.

Леонид Каганов. психфак МГУ. Реферат по философии. Понятие бытия в философии Э.Фромма СОДЕРЖАНИЕ 1. Развитие понятий бытия и небытия в философии 2. Фромма в современной философии 3. Вопрос новой философии Иметь или Быть 4. Новый Человек 5. Заключение Список литературы Развитие понятий бытия и небытия в философии Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии.Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития философии.

Первую философскую концепция бытия выдвинули досократики, одни из которых рассматривали бытие как единое, неподвижное и самотождественное, другие - как непрерывно изменяющееся, становящееся. Представителями этих направлений были Парменид и Гераклит. Досократики различали бытие по истине и бытие по мнению, формулируя понятия сущности и существования. Вместе с этим была сформулирована концепция небытия, как противопоставления бытию, которое являлось отсутствием, отрицанием бытия.

Категория небытия, как недоступная для мысли идея, тождественная категории ничто впервые появилась в учении Перменида об истинном пути мышления. Небытие противопоставляется бытию вообще, в то время как ничто - многообразию различных нечто. Демокрит и Платон придали бытию онтологический статус, причем Платон ввел не т ько различение бытию и небытия, но и бытия и сверхбытия, что предопределило дальнейшее рассмотрение понятия бытия в философии.

Однако вернемся к понятию бытия. Платон впервые противопоставил мир вещей чистым идеям - миру истинного бытия. Аристотеь, опираясь на принцип взаимосвязи формы и материи строит учение о различных уровнях бытия от чувственного до интеллигибельного. Средневековая христианская философия противопоставляло божественное бытие и сотворенное, вслед за Аристотелем различая бытие на ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ и ВОЗМОЖНОЕ. Отход от этой позиции начинается только в эпоху Возрождения. Новый тип мироощущения, порожденный развитием науки, рассматривал бытие как реальность, противостоящую человеку, как осваваемое им в процессе его его деятельности.

С развитием механики 17-18в в трактовке бытия исходным является понятие ТЕЛА и природа рассматривается вне отношения к ней человека, как некий механизм. Наряду с этой линией, отождествляющей бытие с физической реальностью и исключающей сознание из бытия в новоевропейской философии формируется иной способ истолкования бытия при котором оно определяется путем синтеза сознания и самосознания.

Этот тезис представлен в метафизике Декарта мыслю, следовательно существую, в трактовках Лейбница бытие как духовная субстанция - монада, отождествлениях Беркли существования и данности в восприятии. Завершение эта интерпретация нашла в немецком классическом идеализме. Для Канта бытие не является свойством вещей, бытие - это общезначимый способ связи наших понятий и суждений. У Фихте подлинным бытием является свободная, чистая деятельность абсолютного Я, а материальное бытие - продукт сознания Я. В качестве предмета философского анализа выступает бытие культуры - духовно-идеальное бытие, созданное деятельностью человека.

Шеллинг видит в природе неразвитый разум, а подлинное бытие - в свободе человека, его духовной деятельности. В системе Гегеля бытие рассматривается как первая непосредственная ступень восхождения духа к самому себе. Он свел человеческое духовное бытие к логической мысли. Итак, подвергнув критике прежнюю онтологию, пытавшуюся построить учение о бытие вне всякого опыта и обращения к тому, как мыслится реальность в научном знании, немецкий классический идеализм, а в частности Кант и Гегель, выявили такой уровень бытия, как объективно-идеальное бытие, воплощающееся в различных формах деятельности субъекта.

Таким образом можно охарактеризовать второй шаг в понимании бытия первый был заложен досократиками. Теперь обратимся к пониманию бытия в западной философии 19-20 века. Здесь также характерна идеалистическая установка понять бытие исходя из анализа сознания, однако аналитика сознания предполагает целостную структуру сознания во всем многообразии его форм и в его единстве с осязаемым миром.

Так, в философии жизни Дильтея бытие совпадает с целостностью жизни, понимаемой науками метод понимания в противовес методу объяснения в физических науках. В неокантианстве бытие раскладывается на мир сущего и мир ценностей. Исходным является человеческое существование, трактуемое как эмоционально - волевое и практически устремленное Хайдеггер.

Существенный вклад в понимании бытия внес Жан Поль Сартр. Противопоставляя бытие в себе и бытие для себя он разграничивает МАТЕРИАЛЬНОЕ и ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ бытие. Материальное бытие является чем-то ортодоксальным, сопротивляющимся человеческой воле и действию. Основная характеристика человеческого бытия в субъективистской концепции Сартра - свободный выбор возможностей. Тут следует отметить концепцию неопозитивизма, который столь радикально критикует прежнюю онтологию, что перерастает в отрицание самой проблемы бытия как таковой, считая ее метафизической псевдопроблемой.

Маркс анализирует проблему бытия сразу в нескольких направлениях и подчеркивает многоуровневый характер бытия в таких сферах как бытие органической и неорганической природы, бытие общества и бытие личности. При этом подчеркивается несводимость одного уровня к другому. Марксизм отстаивает историческую концепцию социального бытия, видя в нем совокупную материальную деятельность индивидов, социальных групп и классов, а познание природного и социального бытия ведет к познанию смысла бытия личности.

Такова краткая история эволюционирования понятия бытия в философии. Роль теорий Э.

Фромма в современной философии

В чем причина такого отношения Будучи выдающимся психологом и социолог... Кроме того он подвергается нападкам одновременно атеистов и религиозны... Фромма в мировой философии. Именно такая непривычная глобальность идей, поводом к обвинению его в ... Фромм убедительно доказывает, что продуктивнцю ориентацию характера сп...

Вопрос новой философии Иметь или Быть

Они различали субъективные, ощущаемые потребности и объективные, дейст... Анализируя столь частую смену автомобиля Фромм приходит к выводу, что ... ЕГО ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА - АКТИВНОСТЬ. Спиноза в своей Этике уже конкретно разграничивал понятия активности и... Материальное стимулирование труда также приводит к повышению заинтерес...

Новый Человек

Новый Человек. Заключительную часть книги Фромм посвещает теории построения Нового Об... Достаточно лишь сказать, что в ней имеются слабые стороны, что и дает ... Всестороннее самопознание. Фромм подчеркивает, что в современном общес... Фромм указывает ряд путей, руководствуясь которыми можно изменить всео...

Заключение Итак, мы рассмотрели эволюцию понятия бытия, которое появилось на заре философии, до наших дней. Философская мысль 20 века, которую выражает Фромм, его предшественники и последователи, подразумевает под бытием способ существования человека, противопоставляя ему обладание как небытие и определяет существование по принципу бытия как труд, творческая активность, отказ от отчужденного существования.

Эта идея, являясь одним из последних звеньев в цепи развития понятия бытия, истоки которой прослеживаются от Аристотеля до наших дней, в то же время не является и совершенно новой. В том или ином виде она составляет основу учений Платона, Канта, Шеллинга, учений Дао, буддизма, христианства и др. Отличительной особенностью концепции Фромма является то, что он в своих рассуждениях опирается на данные современной науки, в частности психологии, и предлагает путь к переустройству общества.

Этот путь - человеческий разум, который необходимо пробудить в каждом человеке Нельзя создать подводную лодку, только читая Жюля Верна невозможно создать и гумманистическое общество, лишь читая книги пророков.

Список литературы 1. Фромм Э. Иметь или быть , М Прогресс, 1990 2. Фромм Э. Психоанализ и религия , М Прогресс, 1990 3. Велихов Е.П Зинченко В.П Лекторский В.А Сознание опыт междисциплинарного подхода, ВФ, 1988, N11 4. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западно-европейской философии, М 1986 5. Добреньков В.И В поисках свободы и справедливости, М 1990 6. Добреньков В.И Неофрейдизм в поисках истины Иллюзии и заблуждения Эриха Ф М 1974.