Гносеологический смысл понятия система

Гносеологический смысл понятия система. У истоков гносеологической линии находится древнегреческая философия и наука. Данное направление дало две ветви в разработке понимания системы. Одна из них связана с трактовкой системности самого знания, сначала философского, затем научного. Другая ветвь была связана с разработкой понятий закон и закономерность как ядра научного знания.

Принципы системности знания разрабатывались еще в древнегреческой философии и науке. По сути, уже Евклид строил свою геометрию как систему, и именно такое изложение ей придал Платон. Однако применительно к знанию термин система античной философией и наукой не использовался. Хотя термин система был упомянут уже в 1600 г никто из ученых того времени его не использовал. Серьезная разработка проблемы системности знания с осмыслением понятия система начинается лишь с XVIII века. В то время были выявлены три важнейших требования к системности знания, а значит, и признака системы полноту исходных оснований элементов, из которых выводятся остальные знания выводимость определяемость знаний целостность построенного знания.

Причем под системой знания это направление имело в виду не знания о свойствах и отношениях реальности все попытки онтологического понимания системы забыты и исключены из рассмотрения, а как определенную форму организации знаний.

Гегель, при разработке универсальной системы знания и универсальной системы мира с позиций объективного идеализма, преодолел такое разграничение онтологической и гносеологической линий. В целом к концу XIX в. полностью отбрасываются онтологические основания познания, причем система порой рассматривается как результат деятельности субъекта познания. Однако понятие система так и не было сформулировано потому, что знание в целом, как и мир в целом, представляют собой бесконечный объект, принципиально не соотносимый с понятием система, что являлось способом конечного представления бесконечно сложного объекта.

В результате развития гносеологического направления с понятием система оказались прочно связаны такие признаки, как целое, полнота и выводимость. Одновременно был подготовлен отход от понимания системы как глобального охвата мира или знания. Проблема системности знания постепенно сужается и трансформируется в проблему системности теорий, проблему полноты формальных теорий. 4