Категории время и пространство в философии и филологии

Категории время и пространство в философии и филологии. Идиолект каждого автора - это отражение языковой картины мира, где фиксируется то, что для автора важно, что он видит, слышит и чувствует. В картине мира, присущей как языку в целом, так и отдельному его носителю, представлены категории время и пространство, которые являют собой несущую конструкцию известной и объяснимой действительности.

Это самая важная система координат, на которую накладываются все остальные характеристики. Пространство и время - категории философские, посредством которых обозначаются формы бытия вещей и явлений, отражающие, с одной стороны, их со-бытие, сосуществование в пространстве, с другой стороны - процессы смены их друг другом, продолжительность их существования во времени. Названные категории взаимосвязаны.

Общими характерными чертами пространства и времени как атрибутов материи является их абсолютность, объективность и независимость от человеческого сознания, неразрывная связь друг с другом, количественная и качественная бесконечность. Однако между ними есть и различия. Так, философы относят к специфическим свойствам пространства протяженность и рядоположенность сосуществование различных элементов, связность, непрерывность, проявляющиеся в раздельном существовании материальных объектов и систем, имеющих определенные размеры и границы, трехмерность все материальные процессы и взаимодействия реализуются в пространстве в трех измерениях. Локальными свойствами пространства являются симметричность асимметричность, форма и размеры, расстояние между телами, местоположение, пространственное распространение, границы, отделяющие различные системы.

К специфическим свойствам времени относятся объективность, неразрывная связь с материей и пространством, движением и другими атрибутами материи, длительность, выраженная последовательность существования и смены состояния тел. Конкретные периоды существования тел от возникновения до перехода в качественные формы, одновременность событий, которая всегда относительна, ритм процесса, скорость измерения состояния, темпы развития являются локальными свойствами времени.

Таков характер трактовки категорий время и пространство в философии см. 57 с. 520 . Художественная литература специфична в изображении времени и пространства. Она, с одной стороны, принадлежит к искусствам, образы которых строго организованы во времени восприятия.

С другой стороны, в центре словесного произведения, как правило, выступают действия, то есть процессы, протекающие во времени. Вместе с тем в литературу неизменно входят и пространственные представления. Однако они не имеют непосредственной чувственной достоверности, материальной плотности и наглядности, остаются косвенными и воспринимаются ассоциативно. Иначе говоря, временные начала в литературе имеют большую конкретность, нежели пространственные.

В целом же литературные произведения пронизаны пространственными и временными представлениями, бесконечно многообразными и глубоко значимыми см. 61 с. 210 . Время и пространство в литературе - формы существования образа реальности в художественном произведении. Однако их характеристики в условном мире произведения отличаются от философской трактовки. Так, большие временные промежутки свободно и естественно укладываются в рамках одного художественного текста, события в произведении могут одновременно развиваться в нескольких временных пластах.

В большинстве случаев художественное время короче реального см. 51 с. 23 . Одной из важнейших характеристик художественного времени является дискретность прерывность. Художник обычно не воспроизводит определенный отрезок времени, а сосредотачивает внимание на отдельных, наиболее значимых моментах.

Дискретность придает тексту динамизм и психологизм. Временные представления в литературном произведении разнообразны. Возможны образы времени биографического, исторического, космического, календарного, суточного и т.п. По особенностям художественной условности время делят на абстрактное всеобщее и конкретное привязывающее действия к историческим ориентирам. Между абстрактным и конкретным временем нет непроходимой границы. В художественном тексте время также может быть представлено как бессобытийное описание событийное сюжетное или фабульное, фиксирующее события или действия, существенно меняющие человека или ситуацию в целом хроникально-бытовое время, функция которого заключается в изображении уклада жизни, воспроизведения не динамики, а статистики - того, что бывает всегда см. 51 с. 24 . Важно подчеркнуть, что в литературе время всегда индивидуализировано с одной стороны, оно определяется индивидуально-авторскими особенностями стиля, с другой - индивидуальными чертами персонажа или лирического героя см. 51 с. 25 . Пространство в литературе тоже обладает специфическими свойствами оно может быть замкнутым и открытым, земным и космическим, реально видимым и воображаемым, близким и удаленным см. 61 с. 213 . Художественное пространство дискретно фрагментарно, может только намечаться с помощью некоторых деталей.

Как и время, литературное пространство может быть абстрактным и конкретным. Для абстрактного пространства характерна вневременная суть конфликта.

Конкретное пространство влияет на суть происходящего.

Ученые выделяют несколько типов художественного пространства 1 экстремальное - пространство, сопряженное с фактором опасности, негативного воздействия 2 медитативное - посредническое пространство, обеспечивающее переход из одного пространства в другое см. 51 с. 82 . Наиболее распространенными формами изображения пространства являются пейзаж изображение любого незамкнутого пространства и интерьер изображение замкнутого пространства. Пейзаж и интерьер в совокупности представляют собой среду обитания персонажа, внешнюю по отношению к нему. Оба способа изображения пространства шире всего представлены в лирике и характеризуются экспрессивностью, а часто и символичностью, использованием психологического параллелизма, тропов см. 51 с. 70 . Поскольку и время, и пространство обязательно представлены в художественном произведении, в каждом тексте, то в филологии существует особый термин хронотоп, называющий запечатленное в литературном произведении пространственно-временное единство, см. 7 с. 391 . Хронотоп, -пишет М.М.Бахтин определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности. И далее он подчеркивает, что всякое вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопов 7 с. 406 . Характер условности пространства и времени в художественном произведении зависит от рода литературы.

В лирике эти категории выступают как максимально условные Л.Я. Гинзбург в этой связи назвал лирику самым субъективным родом литературы см. 61 с. 309 . Здесь все элементы речевой формы стихотворного текста, как справедливо отмечает В.А. Маслова, являются средством воплощения образов.

У поэта нет лишних, ненужных слов каждое несет определенный логический смысл, входит в произведение со всей своей эмоционально-стилистической настроенностью, является потенциально эстетически значимым 27 с. 50 . Слово в поэтическом языке крупнее этого же слова в общеязыковом тексте.

Художественное слово обладает не только горизонталью, но и вертикалью, памятью контекстов, в которые входило 32 с. 7 . Поэтому на первом плане в лирике явлены единичные состояния человеческого сознания эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления.

Если в лирическом произведении и обозначается какой-либо событийный ряд, то весьма скупо, без детализации. Однако, кроме душевных состояний, лирика отражает внешнюю реальность.

Лирическая поэзия может выступать и художественным освоением бытия. В таких случаях она способна широко и непринужденно запечатлевать пространственно-временные представления, связывать выражаемые чувства с фактами быта и природы, истории и современности, с планетарной жизнью, вселенной, мирозданьем. Родовая специфика обусловливает способы пространственно-временной организации произведений, своеобразие явленности в них человека. Как уже отмечалось, категории время и пространство являются основой художественного мира произведения. Мир произведения, в свою очередь, всегда в той или иной степени условен, представляет собой художественно освоенную реальность, воссозданную посредством речи и при участии вымысла см. 51 с. 124 . Поэтому одна и та же реальность каждым автором видится по-иному.

Стихи Пастернака, подобно любому литературному произведению, тоже воспроизводят реальный мир, как материальный, так и идеальный, -природу, вещи, события в их внешнем и внутреннем бытии. Однако, как отмечают исследователи его творчества, поэтическая вселенная автора отличается от объективной картины мира, потому что не ограничивается действительными эмпирическими ощущениями, а каждый раз фиксирует одно субъективное восприятие, уловленное в своей сенсуальной остроте и полноте 69 с. 171 . Категории время и пространство в художественной картине мира Б. Пастернака имеют свое выражение.

Своеобразие таланта автора, принадлежность на определенном этапе творчества к модернистским течениям стимулировали оригинальность видения мира и его отражения в творчестве этим художником.

I. 2.