рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Категории “время” и “пространство” в философии и филологии

Категории “время” и “пространство” в философии и филологии - раздел Философия, Содержание Введение 3 Глава I. К Проблеме Исследования 7-1. Категории Время И...

СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава I. К проблеме исследования 7-1. Категории время и пространство в философии и филологии 2. Общая характеристика поэтического идиолекта Б. Пастернака 3. Семантическое поле в языке и художественной речи 16 Глава II.Семантические поля время и пространство в идиолекте Б.Пастернака 19-1. Анализ состава и структуры семантического поля время 2. Семантическое поле пространство 3. Хронотоп и его организующая роль в художественной речи Б. Пастернака 31 Глава III. Функциональная характеристика темпоральной и 35- пространственной лексики в идиолекте Б. Пастернака 1. Особенности стилистической семантики слова в 35 поэтическом языке Б. Пастернака 1. Семантические способы обогащения смысла слова с. 2. Синтаксические способы обогащения смысла слова с. 2. Тропы и фигуры с. Заключение с. Приложение Список использованной литературы с. Список сокращений с. Стиль всякого писателя так тесно связан с содержанием его души, что опытный глаз может увидеть душу по стилю, путем изучения форм проникнуть до глубины содержания. А. Блок ВВЕДЕНИЕ Термин идиолект от греческого idios - свой, своеобразный, особый называющее совокупность формальных и стилистических особенностей, свойств речи отдельного носителя данного языка.

Если литература рассматривает идиолект как специфические речевые особенности данного носителя языка в узком смысле, то в лингвистике под идиолектом понимается реализация данного языка в устах индивида, то есть совокупность текстов, порождаемых говорящим 8 с. 171 . Для исследователя наибольший интерес представляет идиолект человека, который мыслит и чувствует по-особому.

В этой связи целесообразно рассматривать идиолект художников слова - самых чутких носителей языка.

Каждый из писателей использует известную совокупность языковых средств, которые различаются в зависимости от авторства своим составом, способами сочетаний, манерой соотношения друг с другом слов и предложений, специализированными способами изложения, особой лексикой, приемами обозначения предметов, понятий.

Эти разные манеры пользования языком Р. Якобсон и есть авторские идиостили, основанные на общеязыковом материале. Литература - это не только талант, но и работа, творчество. Максимально ярко творческий подход к языку отражается в поэзии.

В исследованиях о языке художественной литературы часто отмечается существование особого поэтического языка, говорится о его коренных отличиях от языка литературного. Таким образом, поэтический идиолект представляет собой богатый материал для исследования, что и делает данную работу актуальной. Объектом анализа в дипломной работе является поэтический идиолект Б.Л. Пастернака. Предмет исследования - фрагмент поэтического идиолекта Пастернака, связанного с концептами время и пространство. Материалом для анализа послужили поэтические тексты писателя, вошедшие в первый том двухтомного издания сочинений 34 . Исходные теоретические установки, использованные в дипломном исследовании, получены в ходе изучения уже ставших классическими монографий В.В. Виноградова 11 , Г.О. Винокура 13 , Б.А. Ларина 25 , Ю.М. Лотмана 26 , Ю.Н. Тынянова 54 , Д.Н. Шмелева 67 , Р.О. Якобсона 68 , которые посвящены исследованию языка художественных произведений, а также работ В.А. Масловой 27 , П.Г. Пустовойта 39, 41 , Н.К. Соколовой 49 , В.Ф. Русецкого 43 , А.В. Чичерина 64 . Изучен также ряд работ по вопросам описательной поэтики 32, 47, 48, 52 , стилистики 2 и др. Кроме этого в работе использованы труды, посвященные жизни и творчеству Б.Л. Пастернака 3, 4, 10 и др. привлекались сведения из автобиографических ? работ Охранная грамота Б.Л. Пастернака и Борис Пастернак Е.Б. Пастернака.

В качестве источников исследования в работе использовались Русский семантический словарь 21 и Толковый словарь русского языка 31 . Научная новизна данного исследования заключается в изучении такого фрагмента поэтического идиолекта Б.Л. Пастернака, как семантические поля время и пространство. Характеристика полей и анализ особенностей функционирования их в художественной речи названного автора представлены впервые.

Работа имеет, на наш взгляд, определенную теоретическую значимость.

Поскольку концепты время и пространство являются частью объективного мира, их анализ в рамках поэтического идиолекта Бориса Пастернака позволяет выявить индивидуальные авторские особенности восприятия окружающей действительности в темпоральном и пространственном отношении.

Материал, представленный в работе, может быть использован в учебных курсах Лингвистический филологический анализ художественного текста , Стилистика , Современный русский язык при изучении раздела Лексикология, а также в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных проблемам исследования поэтического языка или специфики семантического поля в узусе и речи. Цель дипломного исследования - провести системно-функциональный анализ семантических полей время и пространство в поэтическом языке Б. Пастернака.

Задачи сформулированы следующим образом 1 выявить состав семантических полей время и пространство и их специфику в контексте лирических произведений Пастернака 2 исследовать их структурную организацию в идиолекте названного поэта и ее отличия от общеязыкового представления 3 проанализировать своеобразие функционирования компонентов названных полей в идиолекте Б. Пастернака.

В работе применяются следующие методы исследования количественный используется при характеристике состава поля, системно-описательный применяется для анализа измерения поля, его состава, описания отношений между компонентами поля и взаимодействия исследуемого поля с другими, смежными полями, семантико-стилистический используется при выявлении индивидуально-авторских особенностей использования общеязыковых средств. Они сочетаются с общенаучными приемами наблюдения и сопоставления.

Результаты исследования прошли апробацию в виде докладов на конференциях разного уровня на VII Республиканской студенческой научной конференции в Полоцком государственном университете ноябрь, 2002 г на межвузовской конференции молодых ученых в БрГУ им. А.С. Пушкина май, 2003 г на университетских студенческих научных конференциях 2001, 2002, 2003 г.г. По итогам выступлений опубликованы 2 статьи в студенческом сборнике Становление, остальные находятся в печати.

Работа состоит из 3-х глав, введения, заключения и приложения, включающего список использованной литературы и список сокращений.

Глава I. К проблеме исследования

Глава I. К проблеме исследования I. 1.

Категории время и пространство в философии и филологии

Художественная литература специфична в изображении времени и пространс... Одной из важнейших характеристик художественного времени является диск... 391 . Маслова, являются средством воплощения образов. У поэта нет лишних, не... Категории время и пространство в художественной картине мира Б.

Общая характеристика поэтического идиолекта Б. Пастернака

В центре внимания художника проблемы жизни и смерти, смысла жизни, пре... Нечто подобное с образами у Пастернака. У вас нет связи вещей, которую... 186 поэтому в их понимании важную роль играют ассоциации. В поэзии Пастернака находит отражение и его мировоззренческий фон, вкл... 630 Как видим, поэзия Пастернака стремится к тому, чтобы усилить все ф...

Семантическое поле в языке и художественной речи

Понятие семантического поля введено в лингвистический обиход Триром и ... Поле - это совокупность единиц, объединенных общностью содержания, ино... Пастернака, индивидуален. Следовательно, для того чтобы выявить особенности идиолекта этого авто... Семантические поля время и пространство в поэтическом идиолекте Б.Л.

Анализ состава и структуры семантического поля время

в синонимические эквивалентные будущее - грядущее, заря - рассвет и др. Том 1. Во временном отношении данный миг даже превышает вечность он и вечност... 80 . Пастернака оно не только представлено более широко и многообразно, чем...

Хронотоп и его организующая роль в художественной речи Б. Пастернака

Хронотоп у этого автора необычен. 77 . Пастернака пронизана пространственно-временными образами. . Герой едет от любимой. Деревья за окнами вагона бегут назад, они как б... Такой же лексико-семантический сдвиг можно проследить и в примерах сто...

Глава III. Функциональная характеристика темпоральной и

Глава III. Функциональная характеристика темпоральной и пространственной лексики в идиолекте Б. Пастернака III. 1.

Особенности стилистической семантики слова в

Их можно разделить на семантические и синтаксические. По мнению Э.С. 2 с. Это положение касается прежде всего семантической системы языка, котор... Пастернаковский контекст может пробуждать семантико-стилистические воз...

выводы.

В поэтическом идиолекте Б.Л. Пастернака ведущей является тенденция к созданию полисемии. У Пастернака - художника высокого мастерства - нет лишних, непроверенных слов. Каждая ошибка, неправильность - хорошо обдуманный конструктивных принцип. При этом автор активно использует как семантические, так и стилистические способы обогащения семантики слова, к которым относятся нарушения предметно-понятийной и логико-понятийной соотнесенности языковых единиц в тексте семантические способы контекстуальное индуцирование, недостаточный контекст, актуализация потенциальных сем, нарушение стилистической сочетаемости синтаксические способы. III. 2. Тропы и фигуры в поэтическом контексте Б.Л. Пастернака Сам строй поэзии информативен, но, как отмечает В.Ф. Русецкий, надо уметь находить эту информацию, в том числе и путем прочтения художественных приемов, использованных автором 43 с. 98 . Эти приемы, как отмечалось выше, прочитываются в поэтическом языке Пастернака в разнообразных тропах и фигурах, связанных с обозначением времени и пространства.

Под тропом понимается способ представления действительности и мышления о ней в определенном вербально-ассоциативном диапазоне 53 с. 11 . Троп в языке любого автора это всегда образ, составляющая идиостиля, которая имеет эстетическую и концептуальную ценность. Троп у Пастернака это еще и непредсказуемость, нетрадиционность.

Художественные средства отвечают концепции автора акт определения в области искусства а тем более в поэзии нельзя редуцировать на описание логической связи между явлениями, предметами 70 с. 190 . Тропы, характеризующие микросистемы время и пространство, строятся, прежде всего, на основе разного рода ассоциаций.

В их числе -зрительные рассвет синйе оперенья селезня лохматый туман земля ноздревая хрустальные колера, слободы чуднобелокуры ветка громадная с сад и др. слуховые бряцанье декабря, скрипучий сумрак с шипеньем впившийся поток зари ливень еще шумней чернил и слез и др. обонятельные зал, испариной вальса запахший поле в унынье запахло полынью у сада пахнет крапивой, кровлей, тленьем терпкая синева, пропахший листвой и травой, ботвой и запахом укропа июльский воздух луговой и др Все пастернаковские тропы метафоричны по своей сути, так как метафорично само поэтическое мышление автора. Они имеют общие черты, в числе которых исследователи отмечают - отсутствие мотивации Этой ночью за парком знобило трясину Спасское намокшая воробышком сиреневая ветвь Ты в ветре веткой пробуешь вечер пуст, как прерванный рассказ, Оставленный звездой без продолженья Весна и др. Читатель не всегда в состоянии постичь природу пастернаковских образов - апелляция к воображению, а не знанию и логике. В контексте Мой стол не столь широк, чтоб грудью всею Налечь на борт и локоть завести За край тоски, за этот перешеек Сквозь столько верст прорытого прости.

Мой стол не столь широк лирическое сотни верст разлуки и реальное поверхность стола перед глазами пространство переплетаются, проникают друг другом, обмениваются деталями и качествами См. 3 с. 132 - случайность ассоциативных связей, лежащих в основе тропа. Так, в строфе Холодный ветер, как струя муската, Споласкивал дыханье.

За спиной, Затягиваясь ряскою раскатов, Прудилось устье ночи водяной.

Спекторский сравнение как струя муската, олицетворения ветер споласкивал, прудилось устье ночи, эпитет ночи водяной основаны на субъективных ассоциациях, обусловленных индивидуальным восприятием действительности - возможность разных интерпретаций Дремала даль, рядясь неряшливо Над ледяной окрошкой в иней, И вскрикивала и покашливала За пьяной мартовской ботвиньей.

Встреча. Кроме пейзажного образа здесь угадывается образ неряшливого человека. На это указывают детали бытового содержания, вкрапленные в общую структуру строфы даль, окрошка, ботвинье. Слова пейзажные и бытовые равноправны в пределах целой строфы, что дает возможность вариативного направления ассоциаций См. 3 с. 350 . Наиболее обширно и многообразно в поэтическом идиолекте Пастернака представлена метафора, так как сложная природа сознания поэта почти всегда раскрывается иносказательно.

Метафора - от греческого metaphora - перенос - троп или механизм речи, состоящий в употреблении слова, обозначающего некоторый класс предмета, явления и др для характеризации или наименования объекта, входящего в другой класс, либо наименование другого класса объектов, аналогичного данному в каком-либо отношении 8 с. 296 . Будучи автором оригинальным, Пастернак практически не использует стереотипных метафор. Поэтому исследователи его поэтического языка называют пастернаковскую метафору живой, нетривиальной, дерзкой, сумбурной, непредсказуемой, нараспашку. Автор строит ее на основе контраста чем дальше друг от друга противополагаемые объекты, тем ярче, смелее, по выражению Ю.Н. Тынянова, метафорический сюрприз 53 с. 21 дворы тонули в скверне Сегодня мы исполним грусть его жуками сыплет сонный сад Как бронзовой жарой золовень разгневанно цветут каштаны Бальзак горбились задворки института Спекторский Ветра порывы валятся, Выпав из лап октября Двор дождь усмехнулся черемухе, всхлипнул, смочил Лак экипажей, деревьев трепет Весенний дождь Ночи сигают до брезгу Через заборы на мускулах Свистки милиционеров Ночи дышат даром Тропиками гнилостными Елене Осень, дотоле вопившая выпью Прочистила горло Октябрь Пахнет сырой резедой горизонт Сестра моя - жизнь и др Такая метафора привлекает читателя неожиданными параллелями, тонкими аналогиями, останавливает внимание на образе, ведет читателя к необычным открытиям в привычном мире вслед за поэтом.

Нужно отметить, что в идиолекте Б. Пастернака преобладает глагольная антропоморфическая метафора - олицетворение.

Олицетворение - один из типов аллегории стилистический прием, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку 45 с. 176 . Наделенный необыкновенно острым и тонким видением, Пастернак в обычном предмете, явлении открывает новые нюансы, подробности Весенний грунт мечтать не смеет.

Из снега выкатив кадык Он берегом речным чернеет Ледоход ночи играть садятся в шахматы Со мной на лунном паркетном полу Марбург сад мнет ветку в окне, как кружевце, капнет и вслушивается Плачущий сад давится внятно от тягости Отеков земля ноздревая Плачущий сад рушится степь со ступенек к звезде Степь. Особенностью пастернаковского олицетворения является то, что он характеризует субъект, позицию которого может занимать не только конкретная номинация, но и отвлеченные представления, чьи денотаты не обладают предметной определенностью полуночь, даль, туча, рассвет и т.п а получают ее в результате приема овеществеления абстракции категориального сдвига в контексте. Неодушевленные существительные нередко выступают в роли обращения.

Обращение к неодушевленному объекту в поэтической речи - вид олицетворения.

Это стремление автора вступить в тесный контакт с окружающим миром, установить с ним связь, ярче выразить эмоциональные отношения к нему и таким способом представить место человека в мире вещей и явлений.

На второе место переносятся не свойства человека, а лишь коммуникативная связь непосредственного общения Суди, имел ли я ребенка, Равнина, от твоих пахов? Урал впервые с пространством поэт общается, как с живой личностью.

Нередко олицетворение перерастает в персонификацию. Так, яркое дробящееся отражение вечернего солнца в стеклах окна превращается в целую картину поступков зари И вот заря теряет стыд дочерний. Разбив окно ударом каблука, Она перелетает в руки черни И на ее руках за облака Спекторский. Компоненты полей время и пространство в результате у Пастернака становятся активными, действенными персонажами Голодный город вышел из берлоги, Мотнул хвостом, зевнул и раскатил Тележный гул семи холмов отлогих Спекторский Утро ежилось и дрыхло Бросался ветер копьями в окно Спекторский Ночь полоскалась в гортанях запруд Импровизация и др Художественный прием персонификации углубляет отделенность предмета от его же состояния, но эта отделенность дополняется новыми поэтическими смыслами, которые в обыденной жизни не дано ощутить обычному человеку.

Поэзия Пастернака дает такую возможность. Характеризуя компоненты исследуемых полей, автор использует и эпитеты. Эпитет от греческого epitheton - приложенное, прибавленное - стилистически значимое слово или словосочетание в синтаксической функции определения или обстоятельства 45 с. 404 . Примечательно, что эпитет в поэтической речи Б.Л. Пастернака является частным видом метафоры.

Для него характерно наиболее четкое противопоставление стилистически нейтральному определению и, как следствие, случайность, непредсказуемость ночь, гордая на асфальте собой Душная ночь площадь, шалящая полночью Раскованный голос бесноватая округа Метель небо в бездне поводов Тоска рассерженные лощины Август коптивший рассвет Урал впервые тротуары в бегущих Город пурга - заговорщица Метель намыкавшаяся власть зимы Зима сентябрьские губы астр и азалий Послесловье намокшая воробышком сиреневая ветвь Ты в ветре веткой пробуешь грозой одуренная влага Развлечения любимой в осиротелой и бессонной сырой всемирной широте Образец сумерки Чехова, Чайковского и Левитана Разрыв тщедушен ельничек Старый парк и др Особенно широко представлены цветовые эпитеты розова ночь, край неба ржав и багрян, ночь во всем голубом, сиреневая синева, октябрь серебристо-ореховый, имбирно-красный лес, лимонная заря и др Эти определения неожиданны по поводу данных реалий, но незаменимы для выражения авторской мысли в поэтической речи. Идиолект поэзии Пастернака отличает и обилие метонимий.

Метонимия от греческого metonymia - переименование - троп или механизм речи, состоящий в регулярном или окказийном переносе имени с одного класса объектов или единичного объекта на другой класс или отдельный предмет, ассоциируемый с данным по смежности, сопредельности, вовлеченности в одну ситуацию 8 с. 300 . Р. Якобсон назвал поэзию Пастернака царством метонимий, очнувшихся для самостоятельного существования 53 с. 324 . В стихотворении Зима 34 с. 37 окно представлено через метонимию стаканчики купороса И невыполотые заносы За оконный ползут парапет.

За стаканчиками купороса Ничего не бывало и нет. Стаканы купороса ставились между рамами, чтобы стекла не запотевали. На них автор и возлагает функцию окна - рубежа между внутренним и внешним миром.

Не менее оригинальны следующие примеры Незабвенный сентябрь осыпается в Спасском Спасское Улицы гуляют под руку в июле Пей и пиши Кто тропку к двери проторил? Зима Мрак бросался в головы колонн Спекторский тротуар преображался, породнясь с листвою Спекторский. В стихотворении Марбург лирический герой растворяется в окружающем пространстве и через ряд метонимических трансформаций входит в текст стихотворения.

Как известно, стихотворение посвящено разрыву с любимой девушкой он делал ей предложение, она ему отказала.

Тяжелое чувство безысходности, овладевшее автором, испытывает и все, что его окружает Желтел, облака пожирая, песок, Предгрозье играло бровями кустарника, И небо спекалось, упав на кусок Кровоостанавливающей арники. Сравнения Пастернака также характеризуются первозданностью. Сравнение - стилистический прием, основанный на образной трансформации грамматически оформленного сопоставления 45 с. 327 . У этого автора данный художественный прием входит, как правило, в состав более сложных, обычно метафорических образов рассвет темен, как осень Сон Заря, как клещ, впилась в залив Весна Скрещенья улиц, как суставы, Зашевелись Город солнце свежо, как семга На пароходе небосвод прозрачный, как звук Воробьевы горы катятся, как волны, чернеющие улицы Спекторский и др В данных сравнительных конструкциях субъектами сравнения выступают номинации пространства и времени, но объекты с ними логически несопоставимы, что приводит к возникновению развернутых метафорических образов.

Кроме сравнения, построенного традиционным способом со сравнительным союзом как , Пастернак использует сравнение, выраженное творительным падежом Рассвет холодною ехидной Вползает в ямы Тоска тускнеет рассвет Чахоткою летнего Тиволи Встреча Размокшей каменной баранкой В воде Венеция плыла Венеция Запад карбункулом вам в волоса Залетев и чудя полчаса Осыпает багрянец с малины и бархатцев Еще более душный рассвет Солнце садится и пьяницей через оконницу тянется К хлебу и рюмке коньячной Сон в летнюю ночь и др В этих случаях творительный падеж можно интерпретировать как грамматическую форму, передающую процесс перевоплощения тогда субъект и объект будут взаимозаменяемы. В рамках исследуемых семантических полей можно отметить обилие самобытных перифраз. Перифраза от греческого periphrasis - описательное выражение, иносказание - стилистический прием, заключающийся в непрямом, описательном обозначении предметов и явлений действительности преимущественно эмоционально-оценочного, экспрессивного характера. В перифразе на первом плане какое-либо качество, сторона описываемого понятия, существенные в данном контексте, ситуации 8 с. 371 . Уклонение от акта прямого наименования и замена его перифрастическим описанием сущности именуемого предмета является общей тенденцией поэтической речи Б. Пастернака является 69 с. 171 . Так, заснеженная дверь - это дыра, засыпанная крупой степь - запах сонных лекарств вокзал - несгораемый ящик разлук и встреч дни - кузнечные мехи разряды молний - сто слепящих фотографий сосновый бор - строй сосновых высот душная Ямская - Шевардина ночной редут древность - времена ископаемых детство - ковш душевной глуби спички - коробка с красным померанцем снег - искринки фирна небо - синий циферблат, корка льда - мерзлый нарыв и мн. др В стихотворении Зима автор не называет предмет речи. Семантические признаки огня, теплоты пыланье, камелек, огонь, пыланье щеки наряду с признаками тесноты к замкнутости улитка, свиток, ракушечья будка, котлован, купол, подвал связаны с представлением согревания, закутывания, отопления, что в свою очередь, ассоциируется прежде всего с представлениями о времени - зимней поре. Во второй главе отмечалось разнообразие семантических отношений в структуре исследуемых семантических полей.

В контексте лирики Пастернака эти отношения находят поэтическое воплощение.

Так, отношения антонимии реализуют прием антитезы.

Антитеза от греческого antithesis - противопоставление - стилистическая фигура, строящаяся на противопоставлении сравнимых понятий предметов, явлений, признаков, реализуемом на уровне словосочетания, предложения, фразы 8 с. 20 . Сырой овраг сухим дождем Росистых ландышей унизан Ландыши В его устах звучало завтра, Как на устах иных вчера Вдохновение и др На такого же рода отношениях основаны у Пастернака и оксюмороны.

Например, заглавия стихотворений Гроза, моментальная навек и Единственные дни представляют собой сочетание несочетаемого семантика элементов синтагмы исключает их одновременное словоупотребление.

Однако автор объединяет их в одном микроконтексте.

В первом случае поэт еще и усложняет оксюморон гиперболой.

В названии Единственные дни понятие единственный имеет значение только один Ож 186 и предполагает сочетание со словом в единственном числе. Пастернак же согласовывает прилагательное с существительным во множественном числе дни, в результате чего лексема единственные становится семантическим оксюмороном.

На протяжении всего стихотворения поэт не затушевывает этого противоречия, а подчеркивает его единственных дней оказывается несчетное множество На протяжении многих зим Я помню дни солнцеворота. И каждый был неповторим И повторялся вновь без счета 33 с. 325 . С этой же целью - подчеркнуть неповторимость повторяющихся дней - поэт употребляет слова неповторим и повторялся, которые относятся к одному объекту день и характеризуют с диаметрально противоположных сторон.

В результате лексема единственные обретает новые смысловые и эмоциональные приращения исключительные, выдающиеся, имеющие особую значимость. Исследуя язык лирики Б.Л. Пастернака в рамках семантических полей времени и пространства, можно сделать некоторые выводы. Лексика, связанная с пространственно-временными представлениями является материалом для создания неповторимых тропов и фигур, тем самым иллюстрируя нетрадиционное использование самых обычных языковых средств.

Тропы Б. Пастернака необычайно многообразны, т.к. представляют тонкий и точный баланс многочисленных отношений, существующих между предметами и явлениями. Своеобразие их заключается в том, чтобы эти отношения смещены. Выявленные в ходе анализа тропеические средства в совокупности формируют индивидуальную специфику художественного почерка Б. Пастернака. Эта специфика определяется соединением в едином образном фокусе сложных и внешне трудно сопоставимых лексико-семантических и образных тем. Заключение Исходя из материалов данного исследования, можно сделать следующие выводы 1. Самобытность и неповторимость поэтического идиолекта Б.Л. Пастернака заключаются в богатстве его поэтического словаря, в нетрадиционном использовании привычных языковых средств и художественных приемов, в создании оригинальных образов, основанных на субъективных ассоциациях. 2. Семантические поля время и пространство характеризуются значительным количественным составом, сложной и многогранной структурой.

Несмотря на субъективность данного исследования, а также на то, что в работе рассмотрены не все поэтические произведения Б.Л. Пастернака, можно отметить, что объем исследуемых полей в идиолекте этого мастера слова в несколько раз превышает объем узуальных полей с теми же доминантами.

В их состав входят, кроме общеупотребительных компонентов, многочисленные окказиональные единицы. Кроме того, количественный состав полей пополняется за счет компонентов из смежных, перекрещивающихся полей.

Наполнение исследуемых полей характеризуются лексико-стилистическим и морфологическим разнообразием. 3. В названных полях представлены все виды семантических, синтагматические, ассоциативные и деривационные отношения. 4. Микросистемы время и пространство образуют пространственно-временное единство хронотоп, взаимодействуя между собой, а также с другими смежными полями. 5. Семантические поля время и пространство имеют не только черты, свойственные названным категориям в философии и литературе в целом, но и специфические, индивидуализирующие черты, характерные им только в окказиональном воспроизведении действительности Пастернаком. 6. Компоненты семантических полей времени и пространства являются материалом для создания неожиданных, оригинальных тропов и фигур в поэтической речи автора. 7. Семантические поля время и пространство организуют языковую картину мира Б.Л. Пастернака, являются средством создания необъятного и сложного поэтического языка этого художника. Ему присуще удивительное многообразие авторских фантазий и пристрастий, которое реализуется в необычных способах соединения слов, приводящих к семантическим сдвигам, комбинировании разных речевых вариантов, столкновении и взаимодействии единиц разных стилистических пластов, умышленном отклонении от норм литературного языка.

В данной работе проанализированы только фрагменты идиостиля Бориса Пастернака - семантические поля время и пространство. Отдавая себе отчет в том, что идиостиль поэта - слишком сложная вещь, и это не позволяет выставить ему одномерную оценку только по результатам лингвопоэтического анализа его отдельных составляющих.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аверинцев С.С. Пастернак и Мандельштам опыт сопоставления Пастернак Б. Стихотворения.

Поэмы. Проза. Критика и комментарии. М 1996 С. 631-640 2. Азнаурова Э.С. Очерки по стилистике слова Ташкент, 1973 401 с. 3. Альфонсов В.Н. Поэзия Пастернака Л 1990 367 с. 4. Баевский В.С. Пастернак М 1999 109 с. 5.Банников Н. Вступительная статья о Пастернаке Пастернак Б. Стихотворения.

Вып. 2 М 1990 С. 3-17 6. Бахтин М. М. Язык в художественной литературе 7. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики М 1975 502 с. 8. Большой энциклопедический словарь. Языкознание Под ред. Ярцевой В.Н 2-е изд М 1998 908 с. 9. Будагов Р.А. Метафора и сравнение в контексте художественного целого Русская речь. 1973. 1. С. 26-31 10. Вильмонт Н.М. О Борисе Пастернаке М 1989 222 с. 11. Виноградов В.В. О языке художественной прозы М 1959 - 654 с. 12. Виноградов В.В. Язык художественного произведения Вопросы языкознания 1954 5 С. 3-26 13. Винокур Г.О. О языке художественной литературы М 1991 477 с. 14. Всемирная энциклопедия.

Философия. ХХ в. Событийность. Переоткрытие времени Мн 2002 С. 716-719 556-559 15. Гиржева Г.Н. Некоторые особенности поздней лирики Бориса Пастернака Русский язык в школе 1990 1 С. 54-59 16. Дозорец Ж.А. Б.Л. Пастернак.

Когда разгуляется Книга стихов как целое Русский язык в школе 1990 1 С. 60-66 17. Евтушенко О.В. Антропоцентрический принцип в развитии русского языка микросистема пространственные ориентиры Вестник Московского университета. Серия 9. Филология 2002 5 С. 73-86 18. Есин А.Б. Время и пространство Введение в литературоведение Литературное произведение общие понятия и термины Под ред. Л.В. Чернец М 2000 С. 47-62 19. Иванов В.В. Еще раз о традиционной поэтической символике Русский язык в школе 1978 2 С. 63-75 20. Иванова Н. Пересекающиеся параллели Пастернака и Ахматовой Знамя 2001 9 С. 173-186 21. Караулов Ю.Н Молчанов В.И Афанасьев В.А. и др. Русский семантический словарь М 1986 564 с. 22. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность М 1987 207 с. 23. Карпов А.С. Лекции по курсу История русской литературы ХХ в. О. Мандельштам, Б. Пастернак, М. Цветаева М 1994 с. 43-50 24. Ковалев В.П. Об изучении языковых изобразительных средств художественной литературы Русский язык в школе 1975 2 С. 67-71 25. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя Л 1972 285 с. 26. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста Л 1972 270 с. 27. Маслова В.А. Филологический анализ художественного текста Мн 2000 172 с. 28. Москвин В.П. Русская метафора. параметры классификации Филологические науки. 2000. 1 С. 66-74 29. Никитин М.В. О семантике метафоры Вопросы языкознания. 1979. 1. С. 91-103. 30. Новейший философский словарь Пространство и время Сост. А.А. Грицанов Мн 1998 С. 555 31. Ожегов С.И Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд дополненное М, 1999 944 с. 32. Очерки истории языка русской поэзии ХХ в. Тропы в индивидуальном стиле и поэтическом языке М 1994 223 с. 33. Пастернак Борис. Избранное М 1994 334 с. 34. Пастернак Б.Л. Избранное.

В 2-х томах.

Том 1. Стихотворения и поэмы М 1985 623 с. 35. Пастернак Б.Л. Охранная грамота.

Шопен М 1989 94 с. 36. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Материалы для биографии М 1989 681 с. 37. Петровский В.В. О ключевых словах в художественной прозе Русская речь 1977 5 с. 54-58. 38. Потолков Ю.В. Усилье воскресенья Строка и чувство Вып. 2 Брест, 1997 123 с. 39. Пустовойт П.Г. Слово и образ в художественном произведении М 1976 124 с. 41. Пустовойт П.Г. Слово - стиль - образ М 1980 64 с. 42. Радченко О.А. Лингвофилософские опыты В.Фон Гумбольдта и постгумбольдтианство Вопросы языкознания 2001 3 С. 96-125 43. Русецкий В.Ф. Ключ к слову Беседы о языке художественной литературы Мн 2000 128 с. 44. Русецкий В.Ф. Стилистический разбор текста на уроке русского языка Русская словесность 2001. 5 С. 52-55 45. Русский язык. Энциклопедия.

Под ред. Ф.П. Филина М 1979 С. 176, 327, 404 46. Рыньков Л.Н. Типы метафорических сочетаний в языке художественной литературы Русский язык в школе 1975 2 С. 63-67 47. Скоропанова И.С. Поэзия в годы гласности Мн 1993 199 с. 48. Слово и образ.

Сборник статей Сост. Кожевникова В.В М 1964 228с. 49. Соколова Н.К. Слово в русской лирике начала ХХ В Воронеж, 1980 153 с. 50. Современный русский язык. Фонетика.

Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. 3-е изд-е Под ред. Новикова Л.А С-Пт 2001 855 с. 51. Суслова Н.В Усольцева Т.Н. Новейший литературоведческий словарь-справочник для ученика и учителя ООО ИД Белый ветер 2003 152с. 52. Тарасов Л.Ф. О лингвистической природе метафоры Русская речь 1980 4 С. 64-66. 53. Теория метафоры М 1990 511 с. 54. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино М 1977 573 с. 55. Тынянов Ю.Н. Промежуток Пастернак Б. Стихотворения.

Поэмы. Проза. Критика и комментарии М 1996 С. 638-640. 56. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка М 1966 260 с. 57. Уэллек Р Уоррен О. Теория литературы М 1978 325 с. 58. Федоров А.В. Язык и стиль художественного произведения М Л 1963 132 с. 59. Философский энциклопедический словарь. Пространство и время - М 1989 С. 519-521 60. Франк В.С. Водяной знак Пастернак Б. Стихотворения. Поэмы. Проза. Критика и комментарии М 1996 С. 631-640 61. Хализев В.Е. Теория литературы М 2000 398 с. 62. Цветаева М.И. Пастернак и быт. Пастернак Б. Стихотворения.

Поэмы. Проза. Критика и комментарии. М 1996 С. 631-640 63. Цветаева М.И. Световой ливень. Поэзия вечной мужественности Пастернак Б. Стихотворения. Поэмы. Проза. Критика и комментарии М 1996 С. 629 - 630. 64. Чичерин А.В. Ритм образа. Стилистические проблемы. Изд. 2-е М 1980 335 с. 65. Шаленчук С.О. Анализ языка литературного произведения Мн 1971 190 с. 66. Шапир М.И. Язык поэтический Введение в литературоведение М 2000 С. 512-529 67. Шмелев Д.Н. Слово и образ М 1964 120 с. 68. Якобсон Р. Работы по поэтике М 1987 460 с. 69. Нап Аппа. Поэтическая вселенная.

Анализ стихотворения Б. Пастернака Определение поэзии. Предварительные итоги к анализу цикла Занятье философией Studia Russia ХIХ Budapest, 2001 С. 169-188. 70. Szabo Csilla. Путь к согласию быть землей. Анализ стихотворения Болезни земли. Studia Russia XIX Budapest, 2001 С. 230-244 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 1. Ож Ожегов С.И Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд дополненное М, 1999 944 с. 2. РСС - Караулов Ю.Н Молчанов В.И Афанасьев В.А. и др. Русский семантический словарь М 1986 564 с.

– Конец работы –

Используемые теги: кат, рии, время, пространство, философии, филологии0.085

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Категории “время” и “пространство” в философии и филологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция 1. Предмет философии. Место и роль философии в обществе. Античная философия
ОГЛАВЛЕНИЕ... РАЗДЕЛ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция Предмет философии Место и роль...

Возникновение философии. Предмет философии и ее роль в жизни общества. Основные разделы философии
Возникновение философии это длительный процесс поэтому определить истоки этой науки достаточно трудно Ведь все известные древние ученые или... Разделы философии... Онтология от греч oacute n род падеж oacute ntos сущее и логия раздел философии в котором рассматриваются...

Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии
Самой древней философской школой является Милетская VII V вв до н э Ее родоначальники... Фалес астроном политический деятель он произвел переворот в... Анаксимен первоначалом всего предложил воздух видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей...

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ Становление и развитие предмета философии
Изучение новой дисциплины Философия является основанием гуманитарной... В предлагаемом издании по курсу Философии помимо учебного материала по философии рекомендуемого для самостоятельной...

Гуманизм как этическая категория. Идеи гуманизма в произведениях башкирских писателей и философов
Какова степень ее экономической, политической и духовной свободы? Есть ли социальные условия для ее полноценного развития, реализации ее… Вступление Гуманизм (лат.humanitas-человечность) - мировоззрение… Эти каноны базируются на принципах: человек - высшая ценность общества; благо человека- суть (смысл, содержание)…

Категория времени в философии постмодернизма
В нем воплощается, с ним связано мироощущение эпохи, поведение людей, их сознание, ритм жизни, отношение к вещам. Достаточно сопоставить циклическое восприятие времени, доминировавшее у… В современном обществе существует тенденция к информатизации культуры, а как следствие, к исчезновению временных…

Специфика и функции философии. Структура философии. Основной вопрос философии.
Лекции Тема Специфика проблемы и генезис философии часа Специфика и функции... Литература... Основная...

Пространство как основная категория геополитики
Во многом это определяется межнациональными отношениями в России, которые исторически носят равноправный характер.Непременным условием сохранения и… Замена Советского Союза несколькими самостоятельными государствами, рост… Среди социальных, экономических, культурно-исторических и прочих аспектов этой проблемы особое значение имеют…

Проблема определения философии в истории философии. Предмет философии. Структура философского знания
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства Отдельные... Периодизация и специфика античной философии... Лосев предлагает следующие этапы античной философии...

Время и пространство в философии
Значительный интерес к проблеме пространства и времени естественен и закономерен, влияния данных факторов на все аспекты деятельности человека… Понятие пространства - времени является важнейшим и самым загадочным свойством… Представление о пространстве времени подавляет наше воображение. Недаром попытки философов античности, схоластов…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Категория материи и ее фундаментальное значение для философии Выделяя главные сферы бытия природу, общество, сознание, мы неявно полагаем, что многообразие явлений, событий, процессов, включенных в эти сферы,… Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей,… Но само понимание субстанции может быть различным в качестве субстанции можно мыслить и материю и дух. Соответственно…
  • Предмет и функции философии. Место философии в системе культуры Философия как специфическая форма духовного смысла человека и общества; зародилась около 2,5 тыс. лет назад в ряде наиболее развитых стран того… Среди первых греческих философов были Фалес, Анаксимандр, Гераклит,… На этой основе стали формироваться такие философские вопросы как «что такое мир?», «что является его основой?»,…
  • Грамматическая категория залога в немецком языке Если не знать хорошо немецкий язык очень просто можно запутаться во временных формах.Залоги в немецком языке выражают направленность действия и… Также категории залогов помогают нам при переводе политической и… Соответственно этому в немецком языке выделяются два залога: 1) Страдательный залог (Passiv), 2) Действительный залог…
  • Понятие, значение и задачи статистики. Основные понятия и категории статистики Это особая отрасль практической деятельности людей, направленная на сбор, обработку и анализ данных о тех или иных явлениях.Эту деятельность… Статистические данные представленные в отчетах предприятий а также публикуемые… Теоретическую основу любой науки составляют понятия и категории к важнейшим из которых относятся стат. Совокупность,…
  • Основные категории этики В этих условиях особое значение приобретает четкая постановка обществом задач, стоящих перед правоохранительными органами, определение их функций и… Предоставление обществом сотрудникам правоохранительных органов не только… Место добра и зла в категориях этики. Их роль в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел Как и…