рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Фейербах о природе

Работа сделанна в 2002 году

Фейербах о природе - Реферат, раздел Философия, - 2002 год - Фейербах и русская мысль Фейербах О Природе. Приступая К Характеристике Природы, Фейербах Указывает, П...

Фейербах о природе. Приступая к характеристике природы, Фейербах указывает, прежде всего, на е материальный характер. Природа телесна, материальна, чувственна Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.2, стр. 665. Материя не сотворена, а всегда была и всегда будет, то есть вечна, не имеет начала и конца, то есть бесконечна.

Причину природы, доказывает Фейербах, следует искать в самой же природе. Он утверждает, что природа не творение, не существо, сделанное или созданное из ничего, а существо самостоятельное, объяснимое лишь из себя и производимое лишь из себя Там же, стр. 685. Природа предшествовала духу, бессознательность сознанию, бесцельность цели. Фейербах делал вывод и о начале философии. Философия должна начать не с бога, не с абсолютного духа, не с бытия как предиката идеи, а с природы.

Безжизненным схемам идеалистической абстракции Фейербах противопоставлял природу как конкретную, чувственно воспринимаемую качественную сущность. Эта реабилитация многокачественности мира отделяет материализм Фейербаха от старых механистических форм материализма. Природа, согласно Фейербаху, есть многообразная, доступная человеку, всеми чувствами воспринимаемая сущность. Это свет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, растение и т. д. Качество неотделимо от бытия предмета, оно составляет его действительное бытие. Материя, природа уже с самого начала есть существо дифференцированное, ибо только определенное, отличимое, индивидуальное существо есть существо действительное.

Как нелеп вопрос, почему вообще что-либо существует, так же нелеп и вопрос, почему нечто является именно данным, определенным существом Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.2, стр. 635. Реальность свойства, отмечал Фейербах, есть залог существования предмета.

Если я, например, говорит он, отрицаю свойство кислорода, отличающее его от других элементов, то я тем самым уничтожу его бытие, уничтожу его самого Там же. Фейербах отстаивал объективное существование не только материи, но и ее закономерностей. Необходимость, причинность, закономерность не вводятся в природу богом. В природе управляют не боги, а только естественные силы, естественные законы, естественные элементы и существа Там же, стр. 645. Необходимость, причинность и закономерность не вводятся в природу также человеческим рассудком.

Не рассудок диктует свои законы бытию, природе, а, наоборот, законы действительности представляют собою также законы мышления Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.1, стр. 194. Природа действует согласно присущей ей внутренней закономерности. Ничего в ней не происходит без естественной необходимости. В природе господствует всеохватывающая причинная связь.

Нет в природе одностороннего следствия и предшествующей ему односторонней причины. Все в природе находится во взаимодействии, все относительно, все одновременно является действием и причиной, все в ней всесторонне и взаимно Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.2, стр. 602. Каждое явление в природе необходимо происходит тогда, когда имеются условия для его возникновения. Деревья зимой не цветут и не дают плодов, так как для этого не хватает требуемой температуры.

В природе нет не обусловленных другими процессами, изолированных от естественной необходимости явлений, вещей, предметов. Природа есть результат существ или сил, взаимно друг в друге нуждающихся и производящих, совместно действующих Там же, стр. 642. Материализм Фейербаха своим острием направлен против идеализма, но отнюдь не против метафизики. Несмотря на то, что Фейербах прошл школу Гегеля, ему была чужда диалектика как метод познания.

В центре внимания Фейербаха доказательство объективности природы, но не ее изменчивости, объективного значения закономерности и необходимости, но не их историчности. Фейербах не преодолел метафизичности своих предшественников, материалистов XVII XVIII веков. Его антропологический материализм разновидность метафизического материализма. Материалист Фейербах отрицает утверждение идеалистов о том, что существует непроходимая грань между неорганической природой и органическим миром, человеком в особенности.

Он доказывал, что жизнь не может происходить не из материи. Он высказывал твердое убеждение о естественном зарождении жизни, о том, что человек своим первоначальным появлением обязан не богу, а природе. Мышление могло возникнуть только из природы. У Фейербаха мы находим ряд положений, идущих прямо в направлении исторического, эволюционного взгляда на возникновение жизни на земле. Фейербах утверждал, что теперь природа не производит жизнь из неживого вещества не потому, что она вообще не может, а потому, что земля сейчас не та, какой она была при первом зарождении жизни.

Природа приобрела современный вид в результате ряда революций и катастроф. На различных ступенях развития земли существовали различные виды растений и животных, ныне исчезнувшие вследствие того, что исчезли условия, нужные для их существования. Но если жизнь исчезает вместе с исчезновением необходимых условий, то начало жизни, ее возникновение должно совпадать с возникновением этих условий.

Жизнь, по Фейербаху, появилась необходимо как непосредственный результат появления некоторых химических элементов при определенных условиях температуры воздуха и воды на земле. Следовательно, если природа теперь не производит жизнь путем самопроизвольного зарождения, то это не значит, отмечает Фейербах, что она не могла этого сделать прежде. Земля, по его мнению, проявляла свою зоологическую, продуктивную силу, по всей вероятности, во время больших геологических революций, когда все ее силы и все ее вещество были охвачены величайшим, брожением, волнением и напряжением Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.2, стр. 437. Вместе с тем Фейербах не сомневается, что человеческое познание в своем развитии дойдет до понимания сложного процесса возникновения жизни.

Природа не только создала простую мастерскую желудка, она воздвигла также храм мозга Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.1, стр. 96. Фейербах со всей силой подчеркивал обусловленность психических явлений физиологическими, а также зависимость физиологического и психического процессов внутри человека от предметов внешнего мира. Существует необходимое взаимоотношение, указывал он, между органическим существом и природой.

Мало того, это взаимоотношение само есть основа, есть сущность жизни Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.2, стр. 632. Что такое пищеварение, как не постоянный процесс превращения материалов природы в кровь, в мускулы, в нервы Реальная основа физиологического акта для нас обнаруживается не только в объективном факте зависимости нашего организма от природы, но и в том, что мы чувствуем свой желудок, когда он пуст или полон, свое сердце, которое бьется, и воспринимаем их работу как независимые от нашей воли и сознания объективные процессы.

В физиологии объект и субъект различны. Совершенно другую картину, отмечал Фейербах, мы имеем в психологии. Здесь нет ощущения нервов, мозговых оболочек, мозговых извилин, желчи, желудка, сердца.

Человек может думать, не зная, что у него есть мозг, или, не зная, что он мыслит при помощи мозга. Но заключать из этого субъективного отсутствия нервов и мозга об объективном, лишнном само по себе мозга и нервов так же неправильно, как заключать, что я происхожу от себя самого и не обязан своим существованием своим родителям, на том основании, что про свое рождение я не знаю из себя самого Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.1, стр. 212. В психологии мысли и ощущения кажутся нам самобытными продуктами.

Отсюда субъективная возможность отделить мышление от мозгового акта и мыслить первое как нечто самостоятельное. В действительности же мышление неразрывно связано с мозгом. Надо заметить, что значение природы Фейербах видел и в связи с религией. Но об этом аспекте природы в жизни человека речь пойдт далее.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Фейербах и русская мысль

Его вклад в развитие философии трудно переоценить. Критикуя объективный идеализм Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический… Столь ценные идеи Фейербаха не могли не найти отражения в трудах других философов. В частности, они оказали огромное…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Фейербах о природе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности философии Л. Фейербаха
Особенности философии Л. Фейербаха. Основная историческая заслуга Людвига Фейербаха заключается, прежде всего, в том, что он возродил на немецкой почве, отстоял и развил дальше передовые тра

Фейербах о человеке и морали
Фейербах о человеке и морали. Итак, согласно фейербаховской гуманистической концепции, человек высшее в ценностном отношении, абсолютная ценность. Речь идт при этом не об отдельных людях, а

Фейербах о духе и материи
Фейербах о духе и материи. Фейербаховская реформа философии выразилась в материалистическом решении основного философского вопроса об отношении духа к материи. Философ последовательно материалистич

Фейербах о религии
Фейербах о религии. Значительное место в творчестве Людвига Фейербаха занимает критика религии. Этот вопрос он разрабатывал всю свою жизнь. Ещ будучи гегельянцем, он уже не принимает гегелев

Философия Н.Г. Чернышевского
Философия Н.Г. Чернышевского. Гораздо лучше, нежели от меня самого, Вы можете узнать общий характер моего мировоззрения от Фейербаха. Это взгляд спокойный и светлый Н.Г. Чернышевский Деятельность Н

Теория разумного эгоизма
Теория разумного эгоизма. Данная теория сложилась также под влиянием некоторых идей Фейербаха. Она направлена против идеализма, религии, богословской морали. В своих философских построениях Черныше

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги