Историческая эволюция философского мировозрения в Древней Греции

Содержание Введение.1.Ранние греческие мыслители милетская школа и Гераклит 2.Софисты и Сократ Метод философского вопрошания по Сократу 3.Платон и Аристотель создатели первой развитой философской системы160 Введение Греческая античная философия сформировалась в VII - VI вв. до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа - от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V - IV вв. до нашей эры - как правило, определяется как досократовский, а философы, работавшие в это время как досократики приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до нашей эры - определяется как классический.

Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона, Аристотеля конец IV - II вв. до нашей эры - в подавляющем большинстве работ определяется как эллинистический.

В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ I в. до нашей эры - V - VI вв. нашей эры - т. н. римский период. Далее речь будет идти о первом этапе развития древнегреческой философии. Произведения досократовских философов сохранились только во фрагментах и лишь исключительно благодаря цитированию и критике более поздних античных авторов.

Из этих фрагментов весьма сложно выводить цельные философские взгляды. Такие цитаты имеются, например, в работе Диогена Лаэртского О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, а также трудах Платона, Плутарха, Секста Импирика, Климента Александрийского. Однако современная наука подвергает сомнению точность некоторых цитат. В частности, Платон цитирует весьма вольно и часто придает мыслям других авторов Кратила, Парменида такое значение, которые по меньшей мере не совпадает с тем, что пишут другие авторы.

Также как и в предшествующей мифологии, почти у всех греческих авторов можно найти тенденции обращения к природе, космосу. Однако подход мифологии и первых философов к данной проблематике отличается коренным образом. Согласно Гегелю, философия в собственном смысле слова возникает вместе в постановкой вопроса о сущности, который не только сформулирован, но и решен вне рамок методологии и терминологии мифологического мышление.

Возникновение философии связано с определенным уровнем абстрактного рационального мышления, которое способно отразить действительность иным способом, чем при помощи аллегории или мифологической персонификации. Так вот у истоков собственно греческой философии стоит стремление рационально ответить на вопросы, что является основным принципом мира или космоса и какие принципы или силы определяют его развитие.

Вопрос о первоначале является основным в онтологии древнегреческих философов. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу - кто родил сущее, то философы ищут субстенциальное начало - из чего все произошло. Для упрощения дальнейшего изложения здесь следует отметить, что для обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в греческой философии употреблялись два термина СТОЙХЕЙОН, означающий элемент, ядро, основу в логическом смысле слова, и АРХЭ, означающий первоматерию, праматерию, исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом смысле слова.

Помимо вопроса о первооснове почти все досократовские философы обращались к проблеме объяснения природных явлений, движения, а некоторые - и проблеме познания. Далее будет показано, каких взглядов придерживался каждый из наиболее видных философов первого этапа по этим проблемам. 1.

Ранние греческие мыслители милетская школа и Гераклит

Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр 611-546 гг. Гераклит одним из первых обращает внимание на характер человеческого с... Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пони... Сократ выступает против детерминизма древнегреческих материалистов и н... Все эти поступки Евтидем признал справедливыми, указав, что он первона...

Платон и Аристотель создатели первой развитой философской системы

Увидеть их можно не физическим зрением, а умственным, мысленно. В этом государстве нет замкнутой семьи, отягощенной бытом. 5.Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и вся ве... 12. Художественная роль материи - материя не просто отсутствие всяких форм...

Заключение Сказанное позволяет сделать вывод о некоторых общих чертах древнегреческой философии первого досократовского этапа. Во-первых, эта философия возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека. Во-вторых, в этот период были высказаны интересные идеи о бытии, первооснове, движении, материи, познании, которые определили основные направления философствования на достаточно длительный последующий период.

В-третьих, спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса, т.е. космогонизм. Список использованной литературы 1. Казакова Н.Т.Философия Учебное пособие Н.Т.Казакова Красноярск,2003. 2. История философии в кратком изложении М 1989 000 с. 3. Хрестоматия по истории философии. В3-х ч. М 1998 4. Спиркин А. Г. Основы философии Учеб. Пособие для вузов М. Политиздат, 1988 592 с. 5. Теория познания.

В 4 т. Т. 1. Домарксистская теория познания АН СССР. Институт философии Под ред. В. А. Лекторского, Т. И. Ойзермана М. Мысль, 1991 302, 1 с. 6. Философский словарь Под ред. И. Т. Фролова 5-е изд - М. Политиздат, 1986 590 с. 7. История философии Под редакцией Г. Ф. Александрова, Б. Э. Быховского, М. Б. Митина, П. Ф. Юдина. Том I Философия античного и феодального общества. 8. У колыбели науки Волков Г. Москва 1971 г. 164 - 195 стр.