Миф как первая донаучная форма познания

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский Государственный Университет Им. А.С. Пушкина Кафедра социологии и философии Тема Миф как первая донаучная форма познания.Курсовая работа Выполнил студент 3 курса философского факультета Троян А.С. Научный руководитель Кандидат филос. наук, доцент Раков А.М. Санкт Петербург 2004 год. План. I. Введение. Стр.3-II. Основная часть Глава 1. Стр.8-17 Что есть миф. 8-10 Мифологическое мировоззрение.10-14 Проблема истины в мифологии и науке14-17 Глава 2. Стр.18-26 Появление науки 18-20 От мифа к логосу.20-23 Кризис рациональности науки23-III. Заключение. Стр.27-IV.Список использованной литературы Стр.29 Введение. Слово миф, как только оно произнесено, у большинства людей ассоциируется с Древней Грецией или Древним Римом, ведь самые известные мифы родились именно там. Вообще, об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях стало известно гораздо позднее, и они оказались менее распространенными. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны и мифы народов Австралии, Океании и Африки.

Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман и буддистов, также лежат различные, подвергшиеся переработке предания.

Удивительно, но обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.

Наука появилась значительно позднее мифологии, потому что для ее появления были нужны соответствующие исторические факты. В этой работе мы попробуем разобраться в том, как и почему появилась мифология, какую роль она играла в жизни античного человека, как появилась наука.

Актуальность выбранной темы данной курсовой работы состоит в том, чтобы по-новому выявить грани перехода от мифологических представлений о мире к научным и найти объяснение тезису миф начало науки. Эту проблему исследовал Лосев А.Ф. и в его работе Античная мифология говорится как о разновидности мышления о мифологическом мышлении исключительно ради различения мифологии и религии, поскольку всякий миф всегда есть некоторого рода конструктивный образ, религия же есть вера в сверхъестественное и совокупность магических и вообще практически жизненных актов.

Отождествлять мифологию с мышлением было бы грубой ошибкой и исторической, и этнографической и вообще логической. И мышление и мифология своеобразно отражают действительность и специфически ее перерабатывают. Но мифология есть не только мышление. Она полна всякого рода аффектов, эмоций, также примитивно жизненных и трудовых реакций человека на окружающих, мифология как и мышление, есть известного рода обобщение. Первобытное мышление тоже не обходится без мифологии, потому что оно развивается под воздействием переноса общинно родовых отношений на природу.

Обе эти неразрывно связанные между собою в первобытном обществе области сознания по существу своему совершенно различны, и пути из развития, в начале тесно связанные между собою, в дальнейшем резко расходятся и уже в древние времена доходят до взаимного антагонизма. Прекрасную характеристику первобытного мифа в его универсальной, а не только мыслительной значимости находим у профессора И.М. Тронского в его статье Проблемы гомеровского эпоса Сущность мифа и в этом конститутивный момент всякого мифообразования с первобытных времен в магической связи, которая устанавливается между объектом мифа прошлым и социально- значимой актуальностью, в соотношении настоящего с его предполагаемым прообразом в минувшемМифообразование и магия одинаково коренятся в идеологии первобытного общества, которое не умея ни анализировать мир, ни реально на него воздействовать, стремиться лишь закрепить за собой наличные благоприятные факторы наиболее верным средством представляется подражательное воссоздание предполагаемой обстановки возникновения этих факторов новый акт сотворения должен закрепить их действенную силу творчество идеологов первобытного мира вырабатывает главным образом представление о происхождении вещей.

Разумеется, представления эти создаются по образцу производства вещей в человеческом обществе.

Так получается мифологическая картина мира, где и самая структура и содержание определены особенностями первобытного мышления, которое весьма несовершенно отделяет элементы вещей от самих вещей и рассматривает предметы главным образом в их целостности1. В современных условиях преобразования России ценностная проблематика приобретает все большую актуальность. Сегодня она имеет еще одну сторону своего развертывания, а именно акцентуацию на мифологию и мифотворчество.

В ходе трансформационных процессов в России идет активное распространение мифов, которые зачастую вытесняют трезвое, адекватное отражение действительности и заменяют его иллюзорными представлениями и образами.

Следует, однако, иметь в виду, что в кризисных ситуациях появление мифа естественно, а сам миф является одним из средств социокультурной адаптации человека, Последнее сверхактуально для современной России. Нужно подчеркнуть, что оживление мифологических структур в XX веке произошло во всех сферах миропонимания.

Мифологическое как составная часть духовной жизни возрождается в современных культурах, вновь входит в конструкцию социокультурных феноменов жизни постиндустриального общества. Современный немецкий философ, ведущий специалист в области мифологии, Курт Хюбнер пишет в связи с этим И вот что странно чем дальше продвигались наука и техника, тем больше миф привлекал внимание. За первыми довольно рискованными спекуляциями последовало постоянно расширяющееся и углубляющееся культурно-историческое исследование. Параллельно этому неизменно росло увлечение мифом.

Эта тенденция продолжалась и последние 60 лет. Сперва трансцендентализм засвидетельствовал наличие своего рода предварительной истины мифа на начальном уровне потом структурализм сделал утверждение о равноценности формальной рациональности науки и мифа 2. Примечания 1 Тронский И.М. Проблемы гомеровского эпоса. Вступ. ст. к изд. Иллиады, Academia, М. Л 1935 г. Стр.23. 2 Хюбнер К. Истина мифа. М 1996 г Стр. 80 81. Глава 1.

Что есть миф

Главный гонитель мифа Платон видел в нем не только живое, наивное, тож... Наконец, миф как сфера мечтаемого устремлен в будущее созвучные ему ин... Миф делает это не через логику или образец поясняет эту позицию исслед... Но первые земледельцы Ближнего Востока, наблюдая подобное событие, вну... Отсюда и текучесть природы мифы не объясняют ее они только ее отражают.

Мифологическое мировоззрение

Мифологическое мировоззрение. Мировоззрение это система общественных п... Мысль в мифологическом сознании была объектом внутреннего восприятия, ... Ему же принадлежит мысль, что различные типы мифов возникают на разных... Поэтому истина вообще, истина как таковая, может быть определена под т... М.Учпедгиз.1957.

Появление науки

Наука это одна из важнейших компонент духовной культуры. В течении всего своего существования человечество познавало мир, эти п... Чаще этот критерий называют фундаментальностью или теоретичностью. 2. И хотя зачатки отдельных наук обнаруживаются задолго да нашей эпохи, в...

От мифа к логосу

Поэтому освобождение указанных образов от сакральности можно считать п... Поэтому возникновение науки было, по существу своему, процессом освобо... Или по-другому в качестве символа слово конкретно оно схватывает ситуа... И хотя научный и мифологический способы мышления в корне противоположн... Выигрывая, по сравнению со знаком, в полноте описания мира, символ про...

Кризис рациональности науки

Лосев, В. В ее основе лежит миф о торжестве разума и всесилии науки Знание - сил... И хотя этот миф был обставлен, казалось бы, прочными философскими и на... Все возрастающий интерес населения к различным проявлениям мистицизма ... Примечание.

Заключение. Вслед за А.Ф. Лосевым и другими, созвучными ему исследователями мы исходили из того, что мифология есть явленное человеку непосредственно, еще не расчлененное разумом на отдельные составляющие, потому и единая и целостная действительность, неотъемлемой частью которой является сам человек.

Этим обусловливается синкретический диалектический характер мифологического способа мышления. Человечество нуждается во всех способах познания и в научном технологическом, и в религиозном мистическом, и в философском художественном. Синкретически все эти способы познания были соединены в мифе. Наука есть система алгоритмов для нее имеют значение не столько полученные ею результаты, сколько способы и методы их получения.

Творчество всегда связано с переживанием, переживанием нового. В наиболее полном и свободном своем выражении творчество проявляется в мифологии. Творчество алгоритмов не имеет. Это- деятельность, направленная на создание алгоритмов. Наука есть система технологическая, нормативная, репродуктивная. Творчество же деятельность исключительно поисковая, ненормированная, продуктивная. Творчеством является и процесс возникновения и развития самой науки, ибо ее развитие есть создание новых алгоритмов.

Однако, будучи созданы они превращаются в нормы деятельности и тем самым утрачивают творческий характер. Наука пол природе своей антиномична. Анализируя, норматизируя и логизируя процесс познания, она утрачивает присущий мифологическому мышлению целостный взгляд на мир и продуцирует отрывочные, нередко исключающие друг друга теоретические утверждения. Искусство и философия обладают духовностью, и, следовательно, способностью к целостному восприятию мира, преодолевающему антиномичность науки, в той степени, в какой они связаны с мифологией.

По существу, мифология сконструировала все возможные модели мира. Наука изучает внешний по отношению к человеку физический мир. Вряд ли основополагающих моделей мира может быть больше, чем моделей человека в силу изоморфизма человека и мира. Такой изоморфизм между моделями мифологическими и научными обусловлен тем, что мифология есть отражение и выражение одной триединой реальности, а наука отражение и выражение одной из ее составляющих, а именно физической реальности.

Этим и обусловливаются эвристические возможности мифологии возможности неисчерпаемые как неисчерпаемы человек и мир. Список используемой литературы. 1.Асмус В. Ф. Античная философия. М. Высшая школа.1976. 2.Бернал Дж. Наука в истории общества. М. Из-во иностранной литературы. 1956. 3.Введение в философиюПод ред. И.Т. Фролова.

М 1989. Ч.2 4.ГрушевицкаяТ.Г Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М. Высшая школа,1998. 5.Карпович В.Н. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск,1980. 6.Корш М. Краткий словарь мифологии и древностей. Калуга Золотая аллея,1993 7.Косарев А. Философия мифа Мифология и ее эвристическая значимость- М. ПЕР СЭ СПб. Университетская книга, 2000.с.96-106,175-200,271-273. 8.Кун Н. А. Боги Древней Греции. М. Панорама,1992 9.Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М. Учпедгиз, 1957.с.8,9,12-14,593. 10.Мертлик Р. Античные легенды и сказания.

М. Республика, 1992 11.Мифологическое в духовной культуре, автореферат Яцука Д.М кафедра философии и социологии ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2003 12.Никифоров А. Л. Философия науки история и методология. М 1998 13.Овчинников Н. Ф. Тенденция к единству науки. М. Наука, 1988 14.Рожанский И. Д. Античная наука. М.Наука,1980.с.7,9. 15.Спиркин А. Г. Философия. М 1998 16.Степин В. С. Философская антропология и философия науки.

М 1992 17.Титов В. Ф Смирнов И. Н. Философия. М. Высшая школа, 2003. с.161-162 18.Тронский И. М. Проблемы гомеровского эпоса. М Л 1935.с.23. 19.Философский энциклопедический словарь. Под ред. Ильичева Л. Ф. М. Советская энциклопедия,1983.